ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Автор: Лиховид Елена Николаевна

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВОХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯЛиховид Елена Николаевна, воспитательМБДОУ «Детский сад №33» г. Ростов-на-ДонуВ статье представлен опыт работы театра-студии « В гостях у сказки». Работа строиласьв рамках единого образовательного пространства «детский сад – ребенок – семья».Педагогическая наука признает значение театра в художественно-эстетическом развитиидетей. Но чаще всего театрализованная деятельность не находит широкого применения впедагогической практике в ДОУ, поэтому существует дефицит восприятия театральногоискусства и опыта совместной деятельности в жизни детейМежду тем театрализованная деятельность оказывает неоценимую помощь воспитателю вхудожественно-эстетическом развитии детей, развивает эмоциональную сферу ребенка. ФГОС ДО подразумевает создание благоприятных условий для развития детей всоответствии с их возрастными и индивидуальными способностями и склонностямиразвития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, для развитияэстетических чувств детей.Перед нами стояли следующие задачи: развивать художественное восприятие,эмоциональную отзывчивость, творческие способности, воображение, фантазию;сформировать опыт эмоциональных навыков поведения детей . Решению этих задач нам помогает театр-студия «В гостях у сказки» целью которого является художественно-эстетическое развитие воспитанников.Театр-студия помогает нам ввести детей в мир художественной культуры, способствуетвоспитанию художественно-эстетического вкуса, развивает творческую активность,инициативу детей в театрализованных играх, самостоятельность в созданиихудожественного образа ; формирует умение передавать мимикой, позой, жестом,движением основные эмоции ; развивает представления о нравственных качествах человека .Идея создания театра-студии появилась в ходе работы с детьми в период адаптациивоспитанников к детскому саду.Для преодоления робости и застенчивости детей мы вовлекали их в образно-ролевые игры, вкоторых нет необходимости вступать детям во взаимодействие друг с другом. Когда ребенокизображал два противоположных образа одного и того же героя ( например сначала зайчикатрусливого, потом смелого), он получал огромное удовольствие. Это поддерживало егоположительную самооценку, вызывало желание взять на себя другие роли-образы. Затемдети с удовольствием участвовали в играх драматизациях . Постепенно даже застенчивыедетки стали активно участвовать в драматизация стихов и потешек . Это увлечение детейнатолкнуло на мысль о создании театра-студии « В гостях у сказки» Родители с воодушевлением принялись мастерить костюмы, проявляя чудесаизобретательности и оказывая помощь друг другу в подборе нужных аксессуаров иизготовлении декораций. Перезваниваясь и встречаясь семьями вместе с детьми, совещаясь и советуясь друг сдругом по поводу костюмов и декораций к спектаклям, родители быстро сдружились. Ватмосфере взаимного доверия на родительском собрании в форме круглого стола, виндивидуальных и групповых беседах мы доносили до родителей мысль, что безприобщения к искусству невозможно полноценное становление личности ребенка. Родителисами убедились в важности художественно – эстетического воспитания поскольку оно тесносвязано с развитием эмоционального мира ребенка и его интеллектуальным развитием,формированием духовно-нравственных ценностей . Благодаря сотворчеству детей и взрослых, родители стали активными участникамипедагогического процесса и художественно – эстетического воспитания детей. Ктопринимает участие в изготовлении декораций к спектаклям , кто сочиняет сказку в стихахдля презентации проекта по здоровьесбережению, кто сочиняет стихи вводя в пьесу многоновых героев , чтобы все желающие могли принять участие в спектакле , а кто то принимаетучастие в подготовке и проведении литературно - музыкальных гостиных. Одна из семейвоспитанников охотно приняла предложение сыграть роли лисы Алисы и кота Базилио.Зрители были в восторге от игры родителей .Мы привлекали к постановкам в спектакле и подготовке и проведению театральнолитературных гостиных не только родителей, но и старших сестер воспитанников,выпускников нашей группы. Так дети поддержали и пригласили нашу выпускницупрошедшую отборочный тур в нашем городе , но не прошедшую «слепое» прослушивание6на проекте «Голос . Дети» в Москве .Ребята с удовольствием просмотрели запись выпуска киножурнала «Ералаш», в которомснималась наша выпускница и оценили игру детей-актеров. В нашей группе все развивающие центры в рамках реализации образовательной области«художественно-эстетическое развитие» очень насыщены и вариативны. Все материалы иоборудование которые необходимы детям для любой им деятельности, находятся всвободном доступе, разнообразная вариативная насыщенная, учитывающая индивидуальныеинтересы детей предметно - пространственная развивающая среда обеспечивает свободувыбора на любимое занятие или театрализацию любимого произведения. Поэтому в нашейзоне театрализованной деятельности имеются наборы кукольного и пальчикового театра,маски и костюмы персонажей и декорации для инсценировок сказок. Предметно –пространственная развивающая среда постоянно обновляется. Ребята разыгрывают простыепотешки,сказки,эпизоды из театральной постановок в свободной деятельности. Театральныепостановки в детском саду помогают раскрывать творческие способности ребят. Каждыйможет выбрать себе занятие по душе: рисовать декорации, разучивать песни, участвовать втанцевальном выступлении, заучивать и выразительно рассказывать стихи для исполненияроли.Премьере спектакля предшествует большая и интересная совместная работа: чтение сказки и обсуждение ее с детьми;  деление сказки на этюды и работа над эпизодами; Поиск музыкальных и хореографических решений отдельных эпизодов; придумывание совместно с детьми и родителями костюмов и декораций; работа над выразительностью речи; репетиция отдельных эпизодов; генеральная репетиция; премьера спектакля и обсуждение его со зрителями и детьми.Мы используем разные формы театрализованной деятельности: игры в кукольный театр ( настольный театр, пальчиковый театр); игры – драматизации ( инсценировки песен, потешек, стихов, игровое творчестводетей ) ; игры спектакли (драматический спектакль, театр масок); театрализованное действие ( праздники, развлечения,досуги)В репертуаре театра студии « В гостях у сказки» несколько театральных постановок:«Красная шапочка», « Теремок» ( на стихи С. Маршака ), «Зимовье зверей», « Откуда дыркив сыре?» , «Козленок который умел считать до десяти» , «Бычок-смоляной бочок» , а такжедраматизация множества стихов и потешек . В рамках театра- студии было подготовленомножество театральных и литературно музыкальных детско-родительских гостиных .Результаты работы театра-студии отражены в «Копилке наших достижений» и в альбоме«Наши сценические успехи».В результате деятельности театра студии «В гостях у сказки «появилось тесноесотрудничество в рамках социального партнерства между школой и детским садом; возросламотивация детей к участию в театральных проектах и творческих конкурсах, к участию вподготовке и проведении театральных и литературно-музыкальных детско-родительскихгостиных.Нам удалось вызвать у родителей интерес к жизни детей в ДОУ и к созданию необходимойхудожественно-эстетической среды при организации семейного досуга.Таким образом, театрализованная деятельность сопровождает детей нашей группы отпериода адаптации к детскому саду до выпуска в школу и играет огромную роль вхудожественно-эстетическом воспитании дошкольников, формировании творческойличности, развитии эстетических чувств детей, художественного восприятия и творческихспособностей.Литература:1. Гончарова О.В. «Театральная палитра» М., 2010г.2. Карамаенко Т.Н. «Кукольный театр – дошкольникам» М., 2010г.3. Маханева М.Д. «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду» М., 2007г.4. Чистякова М.И. «Психогимнастика» М., 1990г.5. Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду» М., 2008г.