Создание эмоционально-позитивного климата в ученическом коллективе как основа личностно – ориентированного воспитания
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Создание эмоционально-позитивного климата в ученическом коллективе как основа личностно – ориентированного воспитания
Автор: Матвеенко Елена Николаевна
Матвеенко Елена Николаевна
Учитель английского и французского языков,
классный руководитель
ГБОУ СШ № 1 Г.О. ХАРЦЫЗСК
Донецкой Народной Республики
Создание эмоционально-позитивного климата в ученическом коллективе как основа личностно – ориентированного воспитания
Современная система образования и воспитания ориентирована на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации. Личностно-ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство. Под личностным подходом мы подразумеваем, в первую очередь, индивидуальный подход к каждому воспитаннику, помогающий ему в осознании себя личностью, в выявлении возможностей, стимулирующих самовосстановление, самоутверждение, самореализацию. Личность формируется во взаимодействии с окружающим миром, системой общественных и человеческих отношений, культурой. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе социализации.
Личностный подход предполагает от учителя создавать в классе атмосферу хорошего настроения. Создание психологического климата требует от учителя стимулирование учеников к осуществлению коллективного и индивидуального типа, вида задания, формы ею выполнения. Нужно развивать в детях творческую активность, любознательность, инициативность, самостоятельность. Нужно побуждать желание знать, веру в свои способности и память, волю и ум. Совершенно необходимо использовать похвалу как средство поощрения. Внимательное отношение учителя к победам учеников значит очень многое.
Под благоприятным психологическим климатом в коллективе понимается качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе, совокупность психологических характеристик группы, преобладающий и устойчивый психологический настрой коллектива, характер взаимоотношений в коллективе.
Важнейшие признаки благоприятного эмоционально-позитивного климата:
- доверие;
- высокая требовательность учащихся друг к другу;
- доброжелательная критика;
- свободное выражение собственного мнения;
- отсутствие давления учителя на учеников и признание за ними
права принимать значимые для класса решения;
- достаточная информированность учащихся о задачах и
состоянии дел при их выполнении;
- удовлетворенность принадлежностью к коллективу;
- принятие на себя ответственности за состояние дел в классе с каждым из
его членов.
Учителя во все времена оказывали влияние на формирование характера, работоспособность и эмоциональное самочувствие учащихся.
Преобладающими эмоциями, испытываемыми ребенком при благоприятном эмоционально – позитивном климате, являются: доброжелательность, защищённость, мобильность, креативность, оптимизм., инициативность, работоспособность, свобода "я".
При неблагоприятном: незащищенность, леность, агрессивность, пессимизм, зажатость, пассивность.
Благоприятный эмоционально-позитивный климат способствует лучшему усвоению учебного материала учащимися и полноценному развитию его личности, следовательно, создание благоприятного психологического климата в классе является важным компонентом педагогической работы, поскольку психологически здоровые, творческие, уверенные в своих силах люди представляют особую ценность для современного общества.
Основные качества учителя, наличие которых, позволяет ему сформировать благоприятный эмоционально-позитивный климат в своем классе. Такой учитель:
Знает свои функциональные границы и четко им следует.
Стремится вкладывать силы и средства не только в свое благополучие, но и в благополучие класса.
Редко проявляет раздражение при детях.
Направляет больше энергии на изменение себя, чем на изменение других.
Знает и уважает весь спектр чужих мнений.
Может изменить себя в соответствии с сильными сторонами своих учеников.
Не подвержен воздействию безответственных действий других.
Старается воспитывать качества зрелого лидера в своих учениках.
Знает и умеет разделять и передавать ответственность.
Обладает личностными качествами (открытость, расположенность к детям, чувство юмора, инициативность, коммуникабельность, креативность, стиль общения).
Велика роль правильно организованного педагогического общения.
Учитель должен учитывать индивидуальные особенности школьника (вспыльчивость, агрессивность, молчаливость, замкнутость).
Наиболее эффективными способами формирования учителем благоприятного эмоционально-позитивного климата в классе являются следующие:
- Включение в жизнедеятельность класса различных видов искусства.
Одним из способов может быть участие детей в организации общего пространства, создании дизайна класса. Подобное мероприятие обогащает фантазию ребенка, дает толчок к проявлению креативности, дает возможность ребенку почувствовать себя создателем своего маленького мира.
- Использование игры. Игровая подача заданий дает учителю возможность заинтересовать тех учащихся, чей уровень познавательной активности недостаточно высок. Данные учащиеся становятся деятельнее на уроках, что позволяет включать их в работу с классом и, соответственно, дети почувствуют себя частью коллектива.
- Формирование общих традиций. Наиболее распространенными общими традициями являются совместные прогулки, походы, экскурсии.
- Создание ситуаций коллективного сопереживания значимых событий, стремление к эмоциональному включению в жизнь класса каждого ребенка.
- Привнесение общечеловеческих ценностей в жизнь классного коллектива, поощрение к открытости, доброжелательности.
- Создавать условия для повышения комфортности самочувствия детей в школе и сохранению стабильно - положительных отношений между учителями и учащимися.
- Развивать коммуникативную культуру, навыки общения и сотрудничества.
Итак, благоприятный эмоционально-позитивный климат в коллективе - это совокупность психологических характеристик класса, преобладающий и устойчивый психологический настрой коллектива, характер взаимоотношений в коллективе, которые благоприятно воздействуют на членов данного коллектива, способствуют позитивному разрешению возникающих в коллективе проблем.
Таким образом, личностно-ориентированный подход способствует созданию благоприятного эмоционально-позитивного климата в коллективе.