«От теории до практики»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «От теории до практики»
Автор: Ольга Анатольевна Никитина
МБУДО «ДШИ им. М.И.Глинки г. Всеволожск» Подразделение «Южный» Конспект к открытому уроку по сольфеджио в 5-ом классе на тему: «От теории до практики» ( ФГТ, 8-летнее обучение)Преподаватель – Никитина Ольга Анатольевна Ленинградская обл., г. Всеволожск, подразделение «Южный»Открытый урок по сольфеджио в 5 классе ( 25.04.22г.) Тема: «От теории до практики» ( конспект к уроку) Пояснительная записка Открытый урок по предмету сольфеджио разработан для обучающихся 5-го класса фортепианного, народного и духового отделений ДМШ и ДШИ (8-летнее обучение ФГТ. В начале урока рекомендуется назвать тему, сформулировать поставленные цели и задачи. В качестве разминки можно провести блиц-опрос, который позволит восстановить в памяти понятия, необходимые для работы. Это повторение пройденного теоретического материала (ключевые знаки в пройденных параллельных мажорных и минорных тональностях, интервалы, аккорды (трезвучие, обращения трезвучий, Д7). Выбор форм и методов работы обучения для данной возрастной группы (10-12 лет) должен быть оптимальный. Чтобы детям было интересно, задания необходимо постоянно сменять друг друга. Формы работы – теоретические сведения, ладоинтонационная работа, вокально-хоровая деятельность, работа над записью мелодического диктанта, слуховой анализ (определение пройденных интервалов, аккордов, мажорныx и минорныx ладов).Рекомендуется использовать следующие методы обучения:объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский.Планируемый результат урока:Освоение форм и методов работы через практическую деятельность. Цели и задачи урока должны соответствовать планируемым результатам. Разделы в программе: теоретические сведения ладоинтонационная работавокально – хоровая деятельность интервалы, аккорды письменный диктантслуховой анализ.Цель: Показать разнообразие форм и методов работы на уроке сольфеджио в 5-ом классе, способствующих применению знаний, умений и навыков на практике. Задачи:I.Обучающие:1. Повторить и закрепить теоретические сведения;2. Формировать знания, умения и навыки, связанные с развитием ладово- гармонического слуха, умения применять их в конкретной практической деятельности;II. Развивающие: 1. Развивать: музыкальное мышление;ладовые ощущения;навыки ориентирования в тональности.2. Учить чисто и выразительно интонировать элементы музыкальной речи; одноголосные мелодии, бегло и уверенно читать с листа. 3. Точно воспроизводить ритм мелодии и отражать его в записи.4. Развивать познавательную деятельность учеников: память, логическое мышление, внимание, воображение; уметь анализировать, сравнивать, обобщать.5. Определять на слух интервалы, аккорды, натуральный мажор и 3 вида минора.6. Развивать интерес к предмету сольфеджио. III. Воспитательные:На примерах русской, народной, зарубежной и современной музыки различных стилей и направлений, развивать нравственные, патриотические и эстетические чувства обучающихся.Воспитание организованности, внимания, активности, самостоятельности в работе.Повышать исполнительскую грамотность обучающихся;Развивать личностные качества, обеспечивающие трудолюбие, уверенность, способность к самооценке, критичность, взаимопомощь, умения работать в группе и самостоятельно.Форма организации урока: индивидуально-групповая.Форма урока: комбинированная. Состав учебной группы: обучающиеся 5 класса фортепианного, народного и духового отделений, ( 4 мальчика, 5 девочек), возрастная категория 10-12 лет.Степень сложности: высокая.Планируемый результат урока:Освоение форм и методов работы через теоретическую и практическую деятельность. Оборудование урока:Учебник по сольфеджио ( Е. Давыдова, 5 класс)Рабочие тетради по сольфеджио ( Г.Калинина, 5 класс)ФортепианоНаглядные пособия ( таблицы, карточки с изображением фортепианной клавиатуры, интервалов, аккордов) План урока.I Вводная часть.1. Организационный момент: Приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку, эмоциональный настрой обучающихся (5 мин.).II Основная часть (50 мин.).2.1. Теоретический материал. Опрос обучающихся по пройденному материалу: повторение теоретического материала (3 мин.).2.2. Ладо-интонационная работа (7 мин.). Пение гаммы до# минор: (3 вида: натуральный, гармонический,мелодический);Ступеней: I – VII – VI – V – IV – V – VII# – I;Аккордов: Т(t)5/3 – S(s)5/3- D5/3 с обращениями в тональности до# минор;D7 с разрешением.2.3.Вокально - хоровая деятельность: «ПОЙТЕ ВМЕСТЕ С НАМИ» (10 мин).2.4. Практическая работа. (8 мин.).Подписать предложенные интервалы и аккорды. 2.5. Диктант (15 мин.).2.6. Слуховой анализ: интервалы, аккорды, мажорные и минорные лады (7 мин.).III Заключение (5 мин.).3.1.Подведение итогов за урок. Выставление оценок.3.2.Домашнее задание. Ход урока:I Вводная часть. (5 мин.). Организационный момент: проверка готовности детей к уроку (наличие тетрадей, учебников, карандашей).Приветствие преподавателя, эмоциональный настрой обучающихся. Проверкадомашнего задания.II Основная часть. (50 мин.)2.1. Теоретический материал. (3 мин.)Цель: повторение пройденного теоретического материала. Повторение проходит в виде игры «ВСПОМНИ И СКАЖИ»». Преподаватель: – Давайте вспомним пройденный теоретический материал и ответим на следующие вопросы. (Преподаватель задает вопросы, обучающиеся отвечают):Преподаватель: – Весёлый лад? Дети: – Мажор;Преподаватель: – Музыкальная буква? Дети:– Нота;Преподаватель: – Согласие между звуками? Дети:– Лад;Преподаватель: – Звуки по порядку? Дети:– Гамма;Преподаватель: –Черта возле ноты, влияющая на её длительность? Дети:– Штиль;Преподаватель: – Сочетание двух звуков? Дети:– Интервал;Преподаватель: – Главный, самый устойчивый звук в ладу? Дети:– Тоника;Преподаватель: – Параллельные тональности?Дети: – Это мажорные и минорные тональности, которые имеют одинаковые ключевые знаки;Преподаватель: – Одноимённые тональности? Дети:– Мажорные и минорные тональности с одинаковыми тониками и разными ключевыми знаками;Преподаватель: – Порядок диезов?Дети: – фа, до, соль, ре, ля, ми, си;Преподаватель: – Порядок бемолей?Дети: – си, ми, ля, ре, соль, до, фа.Преподаватель: – Интервал, который находится между чистой квартой и чистой квинтой? Дети:– Тритон;Преподаватель: – Сочетание 3-х и более звуков?Дети: – Аккорд.Преподаватель: – Правильно, ребята, я вижу, что вы хорошо знаете музыкальную грамоту, и мы продолжаем урок дальше.2.2. Ладо-интонационная работа. (7 мин.).Цель: Повторить с обучающимися ключевые знаки тональности до# минор; виды минора; какие трезвучия называются главными и как они обозначаются: (тоническое –Т5/3, субдоминантовое – S5/3 и доминантовое –Д5/3 и что такое обращение трезвучий (перенос нижнего звука на октаву вверх или верхнего на октаву вниз). Чтобы повторить принцип обращения аккордов группа строит обращения трезвучий в тональности до# минор.Пение гаммы до# минор: 3 вида минора (натуральный, гармонический минор, мелодический); Ступеней: I – VII – VI – V – IV – V – VII# – I;Аккордов: Т(t)5/3 – S(s)5/3- D5/3 с обращениями в тональности до# минор;D7 с разрешением.2.3. Вокально - хоровая деятельность. «ПОЙТЕ ВМЕСТЕ С НАМИ». (10 мин.).Цель: Закрепить навыки целостного анализы музыкального текста, развитие вокально-интонационных навыков, ориентирования в тональности.Сольфеджирование выученной мелодии наизусть: Р. Глиэр, «Гимн Великому городу»:Преподаватель: Ребята, в этом году мы отмечаем 350 лет со дня рождения первого императора России и основателя города Санкт - Петербурга, Петра I. Гимн нашему городу представляет собой оркестровое исполнение «Гимна Великому городу» из балета «Медный Всадник», который написал Рейнгольд Морицевич Глиэр. Предварительный анализ: Определение тональности;Размера;Xарактера, жанровой основы;Синтаксическое строение (анализ фраз);Особенности мелодического рисунка (плавное движение, скачки в мелодии, движение по звукам аккордов, хроматизмы);Ритмического рисунка (ритмические группы четверть с точкой и восьмая, восьмая точка и шестнадцатая, затакт и т.д.);Сольфеджирование мелодии: пение наизусть (хором, индивидуально цепочкой друг за другом и по фразам); Пение всей группой со словами. Поем тебе мы наш город величавый!Ты рос в боях и в огне баррикад,Твой каждый камень овеян славой -Седой Петербург, Петроград, Ленинград!Обратить внимание на четкую и выразительную артикуляцию, точные жесты тактирования. Практическая работа: (8 мин.).Цель: Повторение пройденных интервалов, аккордов. Подпишите предложенные интервалы и аккорды. Определите тональность Неустойчивые звуки выделите заштрихованными нотами (каждый обучающийся строит интервалы и аккорды, затем играют на фортепиано, поют и проверяют): Работа индивидуально, парами за инструментом. Построенные интервалы, аккорды интонируем хором.2.5. Письменный диктант: (15 мин.). Цель: развитие ладовых ощущений обучающихся, отработка навыка написание мелодических диктантов. Дается мелодия диктанта ваша задача: прослушать мелодию целиком, определить тональность ( до минор гармонический), размер (четыре четверти), структуру (4 фразы, 1 и 2 повторяются с изменениями), ритмические особенности (четверть с точкой и восьмая, восьмая пауза, половинные ноты), определить ходы в мелодии. 2.6. Слуховой анализ: определение на слух пройденных интервалов, аккордов, мажорных и минорных ладов (7 мин.).III.Заключение. Подведение итогов за урок (5 мин.). Преподаватель: Вот и закончился наш урок. Сегодня мы показали разнообразие форм и методов работы на уроке сольфеджио, спели наизусть мелодии, поработали над ритмом. Все ребята сегодня работали и отвечали очень хорошо. Все ребята молодцы!Спасибо за хорошую работу. 3.1.Выставление оценок за работу на уроке.3.2.Домашнее задание.Список литературы для обучающихся :1.Е. Давыдова. Учебник сольфеджио 5 класс. (Москва, «Музыка», 1992).2.Г.Калинина, Сольфеджио, Рабочая тетрадь, 5 класс (Москва, 2015 год).Список литературы для преподавателей:1.Л.Ефремова, «Учиться интересно», Пособие по сольфеджио. (СПб, «Композитор», 2006 г.).2. Е.Давыдова, Сольфеджио, Методическое пособие 5 класс( Москва, «Музыка», 1976г.)3. 4.Л.С.Синяева, «Наглядные пособия на уроках сольфеджио» (Москва, КЛАССИКА – XXI, 2002г.)4. Г.Фридкин, Практическое руководство по музыкальной грамоте. (Москва, «Музыка», 1998 г.).5. Г.Фридкин, Музыкальные диктанты ( Москва, «Музыка», 1978 г.)6. Р.Ромм, «Изучение тональностей в детской музыкальной школе», М., «Музыка»,1994г.7. Чустова Л.И.«Гимнастика музыкального слуха» - Владос М., 2003г.;