Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Зима
Автор: Альфия Искандаровна Шилина

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Зима»ЦельРазвитие связной речи.Задачи:Образовательные: обобщать и систематизировать знания детей о зиме; активизировать словарь по теме «Зима», вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие, учить связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде мнемотаблицы.Развивающие : развивать речевое дыхание, внимание, мышление, память; развивать навыки устной связной монологической речи.Воспитательные: уважение друг к другу, взаимопомощь, любовь к природе.Материалы: сундучок с заданиями, детали домика, «снежок», магнитная доска, предметные картинки (снег, снежинки, снежки, снеговик, снегурочка, снегири, елочка, снежинка, мнемотаблица.Предварительная работа: Беседа о зиме, рассматривание картин, чтение стихов и пословиц, наблюдение за погодой на прогулках.Планируемые результаты: Положительный настрой на предстоящую работу, активизировать детей выражать свои мысли по средством речи.Ход занятияI Организационный моментВ-ль: Дел у неё немало.Белым одеялом,Всю землю укрывает.В лёд реки убирает.Белит леса, поля, дома.А зовут еёДетиЗимаВ-ль: Да, ребята ЭТО зима, она прислала нам свой подарок – сундучок. Но, чтобы его открыть нужно произнести волшебные слова:- Тук, Тук, Тук,-Чок, Чок, Чок – открывайся сундучок(Дети поизносят слова. Воспитатель заглядывает в сундучок.)- Ребята сколько вопросов и загадок в этом сундучке, мы с вами должны на них ответить.Закрепить признаки зимыЗима шагает по земле и хочет знать, знаете ли вы ее приметы.- Вот сейчас мы с вами поиграем. Я «слеплю» снежок из снега и буду вам его бросать, а вы ловите и отвечайте.-Какая у нас зима? (, холодная, морозная, ветреная, ледяная, нарядная, веселая, красивая)- Что бывает зимой? (падает снег, воет ветер, замерзает река, снегопад)- Что можно сказать о снеге? (снег пушистый, легкий, мягкий, белый, холодный, липкий, грязный)-Что делает снег (идет, падает, кружится, ложится, летает, устилает землю).- Какая зимой погода? (погода зимой ветряная, морозная, холодная.)-Что мы делаем зимой (надеваем теплую одежду, катаемся на санках, на коньках, на лыжах, лепим снеговика, строим горки….)- Хорошо описали зиму, вспомнили все ее признаки.(Воспитатель заглядывает в сундучок)- Пока мы говорили о зиме, в сундучок налетело столько снежинок, что получился целый сугроб.- А здесь еще что-то лежит.- И это что-то рассыпалось на кусочки. Ребята вам интересно, что это? Чтобы узнать что это такое, нам нужно выполнить все задания, которые приготовила нам , а сундучок за каждое правильно выполненное задание будет отдавать нам одну деталь и когда мы соберем все детали вместе мы узнаем, что это.(Достается снежинка с заданием)Игра «Что наделала зимаВ-ль: -Ребята угадайте что наделала зимаЗима пришла с морозами и всё… – (заморозила).Метель мела и все тропинки… – (замела).Река покрылась льдом и вся… – (заледенела).Зима позвала вьюгу и всё… – (завьюжила).Снежная пороша дорожки все…– (запорошила).- А вот и первая деталь (прикрепляем на доску)(Из сундучка достается снежинка со вторым заданием)Игра «Доскажи словечко» - Посмотрите, а вот и еще одно задание. Зима забыла дописать стихотворение, давайте ей поможем и подскажем ей нужные слова.Тихо, тихо как во сне падает на землю…. снег (картинка).С неба все скользят пушинки серебристые…снежинки (картинка).Вот веселье для ребят всё сильнее…. …снегопад (картинка).Все бегут в перегонки,все хотят играть в…снежки (картинка).Словно в белый пуховик нарядился… снеговик (картинка).Рядом снежная фигурка это девочка….снегурка (картинка).На снегу – то, посмотри – с красной грудкой…снегири (картинка).Словно в сказке, как во сне землю всю украсил… снег (картинка).- Какие слова вы добавляли? (Снег, снежинки, снежок, снегопад, снежки, снеговик, снегурка, снегири)- Молодцы ребята, все слова назвали правильно. А вот и новая деталь (вторая деталь крепится на доску)Физминутка ЗимаМы зимой в снежки играем, мы играем, (имитация лепки снежков)По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мышагаем (шагаем, высоко поднимая колени)И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим (пружинистые движения на на месте, широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях)На коньках по льду скользим, мы скользим, мы скользим (плавные пружинистые движения руки согнуты в локтях)И снегурочку лепим мы, лепим мы, лепим мы (соответствующие движения)Гостью-зиму любим мы, любим мы, любим мы. (развести руки в поклоне и поставить на пояс)(Из сундука достается снежинка с третьим заданием)Игра «Распутай слова»В-ль:- Ребята из-за сильного зимнего ветра все слова в предложениях перепутались, давайте их распутаем. Сейчас надо быть очень внимательными, я буду читать слова, а вы из этих слов составьте предложения.Выпал, снег, белый (Выпал белый снег)Холодная, зима, наступила (Наступила холодная зима)Светит, зимнее, ярко, солнце (Ярко светит зимнее солнце)Катаются, на, зимой санках ребята (Зимой ребята катаются на санках)Из, дети, горку, снега, сделали (Дети из снега сделали горку)Мороз, рисует, узор, окнах, на (Мороз рисует на окнах узор)Щеки, мороз, щиплет, за (Мороз щиплет за щеки)Дымок, идет, трубы, из (Из трубы идет дымок)Дорожки, ребята, от, чистят, снега (Ребята чистят дорожки от снега)Покрылась, льдом, речка, толстым (Речка покрылась толстым льдомВ, кружатся, снежинки, воздухе (Кружатся в воздухе снежинки)(Из сундука достается снежинка с четвертым заданием)Чтение стихотворения Н. Елкиной «Звездочка-малютка»В-ль:- Послушайте внимательно стихотворение и скажите, что это за звездочка - малютка.Легкая, узорная звездочка - малюткаТы лети мне на рукуПосиди минутку.Покружилась звездочкаВ воздухе немножко.Села и растаялаНа моей ладошке.В-ль: -Что же это за звездочка? (это снежинка)- Почему вы так думаете? (снежинка похожа на звездочку)- Как автор описывает снежинку? (легкая, узорная)- Что вы почувствовали, когда она растаяла? (стало грустно)- А можете вы показать как вам грустно? (дети мимикой изображают грусть, печаль)- Грустно, снежинка растаяла, но с неба упала еще одна. Улыбнитесь ей, она засверкает на солнышке новой звездочкой.Ира «Скажи правильно» (На столе маленькая елочка, у воспитателя в руках снежинка на ниточке)- Посмотрите это снежинка,она такая легкая и воздушная,что летает где захочет. Ребята, вы должны посмотреть на снежинку и закончить предложение.(воспитатель перемещает снежинку относительно елочки)Снежинка упала…. под елку.Снежинка лежит…. на ветке.Снежинка опустилась ….за елкой.Снежинка лежит…. около елки.- А сундучок приготовил нам еще одну деталь (прикрепляем четвертую деталь к доске)В-ль: - Снежинка так долго летала,что у нас стало холодно. Ребята, покажите как вам холодно. (Из сундука достается снежинка с пятым заданием)Рассказ для пересказаВ-ль: Ребята, я предлагаю вам послушать очень интересный рассказ, который называется «Веселый снеговик»Много снега выпало зимой. Вышли ребята во двор снеговика лепить. Те, которые постарше- большие комки катают, те, которые помладше- маленькие. А любопытные птички на деревьях сидят, за ребятами наблюдают. Большой снеговик получился. Надели ему ребята на голову ведро, из морковки сделали нос, из пуговиц -глаза. В руки снеговику дали дощечку. На нее насыпали семечек и хлебных крошек. Увидели это птички прилетели. Сели на дощечку. Стали крошки клевать, на ребят поглядывать. Радуются ребята -вот как наш снеговик птичек кормит! А снеговик смотрит на всех и улыбается.Вопросы для пересказа:Вопросы по тексту:1. Где находится дети?2 Какого возраста вышли дети?3 Что делают птички вначале?5. Какой снеговик получился?4 Что надели ребята на снеговика?5 Что дали в руки снеговику дети?6 Что насыпали ребята на дощечку?7. Что стали делать птички, увидев снеговика с дощечкой?8. Что стали делать ребята?9 Как вы думаете, дети счастливы?10. Что испытывают птички?11 Хотели бы вы повторить поступок ребят?Повторно прочитать рассказ. Выслушать 3-4 рассказа детей.В-ль: Молодцы ребята вы справились со всеми заданиями и сундучок отдает нам последнюю деталь. У нас получился? (дом).В-ль: -Дом вы сложили из ледяных деталей.-Какой это дом? (ледяной)-А если мы будем строить его из снега. Какой будет дом? (Снежный)-Ребята, а кто в таком домике может жить?-А нам этот дом подойдет (Нет.)-Почему мы не можем жить в таком доме? (В нем холодно)-Кого же нам пригласить жить в этот домик (снеговика)ИтогВ-ль: -Молодцы ребята, хорошо сегодня отвечали, были активными и внимательными на занятии.