"Осень в гости к нам пришла"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Осень в гости к нам пришла"
Автор: Яблокова Анастасия Андреевна

Занятие по познавательному развитию в детском саду на осеннюю тему. Средняя группаЦель: продолжать наблюдать за сезонными изменениями в природе, находить различия в природе между сезонами.Задачи:Образовательные: учить и закреплять приметы и признаки осени, названия осенних месяцев.Развивающие: развивать положительные эмоции, внимание, память.Речевые: развивать связную речь, обогащать словарь детей.Воспитательные: воспитывать интерес к сезонным природным изменениям, любознательность.Демонстрационный материал: картины по теме «Осень».Методические приемы: беседа-диалог, рассматривание картин по теме «Осень», физкультминутка, анализ, подведение итогов.Ход НОД1. Организационный моментВоспитатель: Сентябрь, октябрь, ноябрьС дождем и листопадомИ птицы улетают,И детям в школу надо.О каком времени года говорится в этом стихотворении? Как вы думаете?Дети: Об осени.Воспитатель: Правильно. Об осени. Какое красивое время года! Листья на деревьях начинают менять окраску. Становятся желтыми, красными, оранжевыми, золотыми. Солнце ярко светит и освещает золото листьев. В садах и парках еще цветут цветы. Осень длится три месяца. Сейчас сентябрь, потом наступит октябрь, затем ноябрь. Давайте вместе назовем осенние месяцы. (дети вместе с воспитателем повторяют осенние месяцы).Проводится пальчиковая гимнастика «Осень»Ветер северный подул, - подуть на пальцывсе листочки с липы сдул с-с-с – смахивать руками, будто сдувает листочкиПолетели, закружились и на землю опустились. - ладони зигзагами плавно опустить на столДождик стал по ним стучать кап-кап-кап – постучать пальцами по столукап-кап-кап – постучать пальцами по столуГрад по ним заколотил, листья все насквозь пробил, - постучать кулачками по столуснег потом припорошил, - плавные движения вперед-назад кистямиОдеялом их накрыл. - ладони прижать крепко к столу.Воспитатель: Послушайте и отгадайте загадки об осени:Пришла девица краснаяИ листья обсыпает.А как она зовется,Кто, дети, угадает?Дети: осень. Вслед за августом приходит,С листопадом хороводитИ богат он урожаем,Мы его, конечно, знаем!Дети: сентябрьКоролева наша, Осень,У тебя мы дружно спросим:Детям свой секрет открой,Кто слуга тебе второй?Дети: октябрьПоле чёрно-белым стало:Падает то дождь, то снег.А ещё похолодало —Льдом сковало воды рек.Мёрзнет в поле озимь ржи.Что за месяц, подскажи?Дети: ноябрьЛистья желтые летят,Падают, кружатся,И под ноги просто такКак ковер ложатся!Что за желтый снегопад?Это просто …Дети: листопадВоспитатель: Молодцы ребята! Все загадки правильно отгадали. Предлагаю поиграть в игру «Листопад»Падают, падают листья,В нашем саду листопад.Желтые, красные листьяПо ветру вьются, летят.Дети выполняют движения с осенними листочками в руках: кружатся, приседают, поднимают листочки вверх и машут ими.Воспитатель: Ребята, а какие осенние листочки вы знаете? С каких деревьев? Как они называются?(ответы детей)Проводится игровое упражнение «Какой листик?»Если лист дуба, то он (какой) – дубовый;Если лист березы, то он … - березовый;Если лист клена, то он … - кленовый;Если лист липы, то он …- липовый;Если лист ореха, то он … - ореховый;Если лист рябины, то он … - рябиновый;Воспитатель: Хорошо справились с заданием, молодцы. А вы знаете какие – нибудь признаки осени? По каким признакам мы можем определить, что наступила осень?(ответы детей)Приметы и признаки осениВсе деревья покрываются красками разных цветов и оттенков: от желтого до бурого.В это время обычно наступает сезон дождей, в воздухе начинает ощущаться прохлада.Дни становятся короче, ночи – длиннее.Осенью улетают в теплые края птицы.Если осенью листья берез начнут желтеть с верхушки - весна будет ранняя, начнут желтеть снизу - поздняя.Облака редкие - будет ясно и холодно.Облака идут низко - к дождю и холоду.Осень ненастная - весна дождливая.Воспитатель: Осенью обычно начинаются дожди, прохладные и продолжительные. Предлагаю отдохнуть и поиграть с дождиком.Физкультминутка «Тучи дождевые»Приплыли тучи дождевые. (Шагают на месте.)Лей, дождь, лей! (Хлопают в ладоши.)Дождинки пляшут, как живые. (Шагают на месте.)Пей, рожь, пей! (Прыгают на месте.)И рожь, склоняясь к земле зеленой, (Шагают на месте.)Пьет, пьет, пьет! (Хлопают в ладоши.)А дождь, такой неугомонный (Шагают на месте.)Льет, льет, льет! (Прыгают на месте.)Воспитатель: Ребята, послушайте, какие стихотворения написали поэты об осени, какими красивыми словами они ее описывают:Миновало лето,Осень наступила.На полях и в рощахПусто и уныло.Птички улетели,Стали дни короче,Солнышка не видно,Темны, темны ночи.А. Плещеев.Поспевает брусника,Стали дни холоднее,И от птичьего крикаВ сердце стало грустнее.Стаи птиц улетаютПрочь, за синее море.Все деревья блистаютВ разноцветном уборе.К. Бальмонт.Кроет уж лист золотойВлажную землю в лесу.Смело топчу я ногойВешнюю леса красу.С холоду щеки горят;Любо в лесу мне бежать,Слышать, как сучья трещат,Листья ногой загребать!А. МайковВоспитатель: А какими словами ласковыми вы можете описать осень?Игра «Скажи ласково»Дождь – дождик,Солнце – солнышко,Птица – птичка,Лист – листик,Ветер – ветерок,Гриб – грибок,Туча – тучка,Цветок – цветочек.Воспитатель: Прекрасно справились с заданием, хорошие и ласковые слова вы подобрали.Посмотрите вокруг, видите осенние картины в нашей группе. Давайте подойдем к ним и внимательно рассмотрим, что на них изображено. (дети рассматривают картины и описывают их) . Предлагаю и вам собрать осеннюю картину.Игра «Собери картинку»Воспитатель: Какие вы молодцы, справились с заданием. Собрали осеннюю картину. Мы ее оставим в группе и вечером расскажем и покажем родителям, что нового мы сегодня узнали на занятии. Ребята, вам понравилось занятие? О каком времени года мы сегодня говорили?(ответы детей)РефлексияДети наблюдают из окошка за осенней погодой, описывают ее, отмечают изменения, характерные для осени.