Знакомство детей дошкольного возраста с техникой «Малая скульптура» с использованием воздушного пластилина


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Знакомство детей дошкольного возраста с техникой «Малая скульптура» с использованием воздушного пластилина
Автор: Кустова Зоя Александровна

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». АКТУАЛЬНОСТЬ. Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. С самого рождения детей окружают различные явления природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер, зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щеки. Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком, водой – предметы и явления природы входят в их жизнедеятельность, являются объектом наблюдений. И для того, чтобы ребенок как можно лучше познал мир, в своей группе я веду работу по экспериментальной деятельности. Моя задача – на отдельных темах, наблюдениях формировать элементарные зачатки познавательного интереса, умение устанавливать простые связи и отношения между состояниями предметов и свойств. Дети изучают все, как могут и чем могут – глазами, руками, языком, носом. Они радуются даже самому маленькому открытию. Почему же у большинства ребят с возрастом интерес к исследованиям пропадает? Может быть, в этом виноваты мы, взрослые? Нередко на стремление ребенка познакомиться с окружающим миром мы реагируем так: «Отойди немедленно от лужи, ты уже испачкала ! Не трогай песок руками, он грязный! Возьми совок! Отряхни руки, посмотри, они уже все в песке!» может быть, мы – папы, мамы, бабушки и дедушки, воспитатели и учителя, сами того не желая, отбиваем у ребенка естественный интерес к исследованиям? Проходит время, и ребенок уже сам говорит другим детям: нельзя трогать песок руками, грязный, и ему уже совершенно неинтересно, почему с деревьев опадают листья. Может быть, мы просто утратили детскую способность видеть и наблюдать? Для того, чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся. Пусть даже при этом пострадает красивая одежда или испачкаются руки. Одежду можно постирать, руки – помыть. А вот исчезнувший интерес к окружающему миру с годами восстановить практически невозможно. Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от нас, педагогов, от технологии педагогического процесса, в связи с этим, одна из основных задач ДОУ поддержать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Реализуя общеобразовательную программу, изучая новинки методической литературы, наблюдая за детьми, я обратила внимание на эффективное и доступное средство интеллектуального развития детей –экспериментирование. Экспериментальная деятельность наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребенка – дошкольника. Главное, чтобы детский интерес к исследования открытиям со временем не угас. Понимая, какое значение имеет экспериментирование в развитии интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольников, стремясь создать условия для их исследовательской активности, я решила начать работу по данной проблеме. В своей работе я использую методические рекомендации разных авторов: Н. Н. Поддъякова, Ф. А. Сохина, С. Н. Николаевой. Основная цель моей работы: развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования настоятельно рекомендует применять в работе проектную и экспериментально-исследовательскую технологии, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Конечно, по отношению к детям раннего дошкольного возраста проектная и экспериментальная деятельность во многом упрощена и носит игровой характер. В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а впервые три года - практически единственным способом познания мира. Экспериментирование - прямой путь к воспитанию неординарных, смышлёных детей. Для малышей игры с песком:
  • Позволяют справляться с эмоциональным состоянием, что крайне актуально для детей раннего дошкольного возраста.
  • Вовлекают детей в интереснейший процесс познания окружающей среды.
  • Почему мы выбрали именно песок?
  • Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
  • Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».
  • В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика. Формирование из песка можно считать началом конструирования.
  • В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
  • В-пятых, песок, как и вода, является прекрасным психо-профилактическим средством.  Способен «заземлять» отрицательную энергию, стабилизировать эмоциональное состояние,  что особенно актуально в работе с детьми в период адаптации.
  • Вид проекта: познавательно-исследовательский, краткосрочный. Длительность проекта: 3 недели Цель: формирование познавательной активности детей раннего и младшего дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования .Задачи:Образовательные:
  • развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования с песком, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению;
  • развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук.
  • - обогащать словарный запас новыми словами (сухой, мокрый, сыпется, лепить);
  • воспитывать умение играть со сверстниками рядом;
  • -повысить уровень компетентности родителей в вопросах ознакомления детей со свойствами песка
  • Условия успешной реализации проекта:
  • Готовность педагога к осуществлению экологического образования детей.
  • Создание условий для детской деятельности в рамках проекта.
  • Создание экспериментального уголка в группе.
  • Личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребёнка в процессе осуществления проекта.
  • Осуществление тесного сотрудничества со всеми сотрудниками детского сада.
  • Активное участие родителей в проектной деятельности.
  • Предметно-развивающая среда:- пополнение уголка детского экспериментирования материалами и оборудованием для экспериментальной деятельности;- изготовление картотеки игр с водой и песком; - изготовление дидактических игр «Путешествие кораблика» и «Тонущие и плавающие предметы», «Разрезные картинки» Помогая детям овладевать игровыми умениями, я руководствовалась следующими принципами организации игры в детском саду: Первый принцип: воспитатель должен играть вместе с детьми в позиции “играющего партнёра”, “умеющего интересно играть”, умеющего строить игру таким образом, чтобы на соответствующем возрастном этапе дети сразу ставились перед необходимостью использовать именно новый, более сложный способ построения игры. Второй принцип: воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развёртывать игру таким образом, чтобы дети сразу “открывали” и усваивали новый, более сложный способ её построения. Третий принцип: начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнёрам – взрослому или сверстнику. Задача педагога: сформировать у ребёнка к трём годам умения развёртывать условные сюжетные действия с игрушкой, предметом заместителем и воображаемым предметом, связывать два-три игровых действия в смысловую цепочку, словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие, начатое партнёром-взрослым, а затем сверстникам Все игры с песком условно можно разделить по трем направлениям:
  • обучающие (облегчают процесс обучения);
  • познавательные (с их помощью познается многогранность нашего мира);
  • проективные (через них осуществляется психологическая диагностика, коррекция и развитие ребенка).
  • Ожидаемые результаты: Компетенции:
  • формирование навыков элементарных исследовательских умений;
  • формирование умения осознанно выполнять действия с сухим и влажным песком. При необходимости добавлять воду в сухой песок;
  • проявление у детей элементарного контроля за способом действия;
  • воспитание интереса к результату своей деятельности и чувства удовлетворения от продукта деятельности;
  • родители активно включаются в практическую, экспериментальную и игровую деятельность с детьми.
  • Этапы освоения исследовательской деятельности: подготовительный - Определение общей темы исследования, разработка занятий-экспериментов, работа с родителями, оснащение предметной среды;практический - Подбор дидактического материала, проведение игровых занятий - экспериментов, опытов, наблюдений; обобщающий - Самостоятельная деятельность с предметами в уголке природы и сенсорного развития, совместные игры детей и родителей в соответствующих зонах. Формы работы с детьми:- проведение игровых занятий;- опытно-экспериментальная деятельность;- проведение игр с песком и водой;- чтение художественной литературы; - рассматривание иллюстраций,- игры развивающие (пальчиковые, дидактические, строительные) Планирование работы по реализации проекта 1 неделя Цель: - Формировать знания о свойствах сухого и влажного песка  -Формировать знания детей о свойстве влажного песка - сохранять форму предмета. Задачи: - Учить способам обследования материала (сжать песок в руке и ссыпать с ладони);- Развивать зрительно- слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений;- Воспитывать положительное отношение к элементарной экспериментальной деятельности;- Формировать у детей навык практического экспериментирования с разными предметами из разных материалов;- Развивать активный словарь. 2 неделя Цель: - Закрепить   знания детей о свойстве песка - удерживать воду. -Формировать умение рисовать на песочном столе Задачи: - Развивать фантазию, творческие способности. - Воспитывать аккуратность в работе, желание играть рядом с товарищами. - Развивать мелкую моторику рук. - Воспитывать положительное отношение элементарной исследовательскойдеятельности  3 неделя Цель: - Закрепить    умение определять свойства сухого (сыпется) и мокрого (держит форму) песка. - Продолжать учить детей выкладывать формы из влажного песка. Задачи: - Учить детей набирать песок совком, наполнять форму. Закрепить  умение пользоваться ситом. - Развивать общую и мелкую моторику. - Воспитывать положительное отношение к персонажу, желание помочь. - Формировать представление о диких животных (зайце, белке, медведе). - Развивать мелкую моторику рук ЗаключениеТаким образом цель нашего проекта была достигнута через формирование познавательной активности детей раннего и младшего дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования . Детьми были поняты задачи и результаты которые от них хотят получить. В перспективе у нас вновь вспомнить про песок и его свойства но уже в других проектах.