"Разнообразные виды работы на начальном этапе обучения игре на домре"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Разнообразные виды работы на начальном этапе обучения игре на домре"
Автор: Татьяна Анатольевна Клюева

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» г. Лаишево Лаишевского муниципального района Открытый урок по классу домры  «Разнообразные виды работы на начальном обучении игре на домре» подготовила преподавательКлюева Татьяна Анатольевна г.Лаишево 2024 гТема урока: «Освоение приемов игры на начальном этапе обучения игре на домре»Тип урока: комбинированныйЦель урока: закрепление основных приемов игры на нотном материале  изучаемых произведений.Задачи урока:Образовательные:- закрепить изученные теоретические знания (правильная посадка, постановка левой и правой руки, работа над координацией, развитие гибкости кисти правой руки, основные приемы: pizz,, удар вниз, удар вверх, тремоло),-продолжить формирование практических навыков (игра штрихами legato, staccatoработа с динамическими оттенками, исполнение произведения в заданном темпе);Развивающие: -развитие фразировочного и образного музыкального мышления; -формирование умений самостоятельно контролировать ход и результат своей исполнительской деятельности; -развитие волевых качеств личности. - развитие слуха,   Воспитывающие:- воспитывать любовь к музыке;- воспитывать усидчивость, собранность; -аккуратность игры на инструменте; -воспитание ответственности за исполнение; - воспитание навыков сотрудничества с преподавателем.Методические приемы:-словесный, наглядный, практический;-активизация слуха, обращение к музыкальному восприятию ученика;-прямая и наводящая формы воздействия;-развитие мышления.Оборудованиерояль 3стула, домра, подставка под ногу, пульт для нот. Применение педагогических технологий:Здоровьесберегающая:-развиваются мышцы пальцев, что положительно влияет на память, которая будет интенсивнее развиваться.-рациональная организация урока: физкультминутка, включение игровых моментов, гимнастика для глаз, упражнения на расслабление мышц-чередование различных видов учебной деятельности (игра гамм, упражнений сменяется повторением выученных пьес).Предварительная подготовка:- работа над основными приемами игры- разучивание упражнений, гамм, этюдов- разучивание музыкальных произведений;Репертуарный план урока:1. Гамма соль мажор различными штрихами исполнения.2. «Этюд» ля мажор С. Федорова3. И.Гайдн «Танец»3. «Деревенский праздник»Л.Батыркаева4. р. н. п. «Шуточная»Обр.Ю.Шишакова План урока:1.Организационный момент.2. Небольшой экскурс об основных приемах игры2. Упражнения, гамма, этюд.3. Работа с музыкальным материалом4.Закрепление пройденного материала – выразительные средства в музыке 5. Итог урока6. Домашнее заданиеХод урока: Организационный момент. Приветствие. Озвучивание темы урока, задач. Введение в тему урока.  Посадка за инструментом. Постановка рук. создание благоприятной психологической атмосферы.
  • Показ приема игры piz .
  • Прием игры - технический способ достижения нужного звучания на инструменте.Пиццикато-прием извлечения звука щипком на струнном музыкальном инструменте(пальцем).Во многих учебных пособиях рекомендуется практические занятия на домре начинать именно с этого приёма. В школе игры С. Лукина с пиццикато, большим пальцем, обозначается pizz б. п., В. Круглова с пиццикато указательным пальцем, обозначается pizz ук. п. Основной приём: щипок вниз и вверх. В. Круглов предлагает начинать со щипка вверх указательным пальцем на струне «ля». Это даёт ряд преимуществ. Щипок вверх происходит ротационным движением кисти и предплечья. Не составляет большого труда повторить это движение, но в обратном направлении, щипком большим пальцем вниз. Остальные пальцы движутся вместе с большим, а не поддерживают корпус домры. Я начинаю осваивать игру на инструменте с приёма пиццикато большим пальцем по открытым струнам. Во время исполнения пиццикато большим пальцем медиатор следует держать между указательным пальцем и средним. Это освободит большой палец и создаст естественное ощущение свободы. Остальные пальцы могут поддерживать домру за край корпуса или упираться в панцирь, в зависимости от того какой плотности нужно получить звук. Пиццикато средним пальцем-pizz ср. п. исполняется движением вверх. Пиццикато указательным пальцем-pizz ук. п. подражает балалаечному приему «бряцание». Пиццикато пальцами левой руки (срывы) часто используется для исполнения одиночных нот или гаммаобразных нисходящих пассажей. В этом случае характерно чередование обеих рук при звукоизвлечении: пальцами правой руки или медиатором извлекается звук, последующие же звуки возникают за счёт соскальзывания пальцев левой руки со струны. При этом отведение локтевого сустава влево с небольшим вращательным движением кисти ладонью усиливает нажатие пальцев на струну и делает движение всех частей руки эластичным. Для достижения более яркого колорита звук рекомендуется извлекать серединой подушечки ногтевой фаланги пальца. Ещё один способ исполнения, когда зажатая одним из пальцев левой руки струна оттягивается вдоль ладовой пластины, а затем резко опускается. Демпферное pizz заключается в глушении одной или нескольких струн путем нажатия ладонью у запястья правой руки на струны у подставки. Пример показа: Исполнение пьесы И.Гайдн «Танец».
  • Показ приема игры - удар вниз и удар вверх и
  • способы звукоизвлечения этого приема (нажим, толчок, бросок) В домровой литературе  обозначение приёма вниз, вверх носит название «удар вниз» и «удар вверх». Это не совсем правильно, так как «удар» один из видов туше на домре. По мнению В. Круглова, правильно считать направление движения медиатора: вниз и вверх. На начальном этапе обучения при игре медиатором движения кисти правой руки должны быть плавными, нажимными и скользящими по струне. Можно рекомендовать эти движения вначале проработать на столе без инструмента. Для этого надо положить предплечье правой руки на стол стороной локтевой кости, слегка приподнять запястье и, не отрывая мизинец от стола сделать несколько вращательных (ротационных) движений. Далее переместить предплечье правой руки на струны и повторить это движение. Иногда причиной «неудачного» знакомства со струной может быть неправильная педагогическая установка, которая провоцирует жёсткий контакт со струной. Например, такое указание как: «Давай разучим удар по струне» следует заменить, например: «Нажать на струну». На домре существуют три способа звукоизвлечения: нажим, толчок и бросок. С. Лукин рекомендует на начальном этапе обучения осваивать только два из них: нажим и бросок. Нажим - игровое движение производится со струны, без замаха. Бросок - удар по струне производится с замахом кисти или даже предплечья. Толчок - движение начинается с большого, а при активной руке с малого замаха. Это позволяет подключить все силовые резервы руки, и в первую очередь движение локтя. Момент контакта со струной ускоренный.Закрепление показанного материала.3. Игра «Этюда» в А Dur С. Федорова и упражнений на развитие двигательной техники левой руки: «Пешеход», «Лесенка», упражнение Шрадика. Гамма соль мажор – проигрывание следующими штрихами для воспитания -ритмической организации: - ударом вниз; -очередным ударом; -дуолями; -триолями; -квартолями; -пунктирным ритмом; - тремоло.Исполнение р. н. п. Обр.Ю.Шишакова «Во горнице, во новой»Физкультминутка.Упражнение для глаз: подвигать глазками (вправо, влево, вверх, вниз)Упражнение на раскрепощение мышц шеи, рук, плечевого пояса: поднимаясь на носки, медленно и плавно, вместе со вздохом, поднять ненапряженные руки вверх. Затем легко развести руки в стороны и вместе с выдохом, свободно наклонившись вперед, тяжело уронить расслабленные руки вниз. Руки свободно раскачиваются, пока не остановятся.Упражнение: свободные повороты головы (вправо, влево, вверх, вниз).4.Показ приема игры тремоло.Следующий основной приём игры: тремоло. Оно достигается равномерным и частым чередованием медиатора вниз, вверх по струне. Этот приём применяется для непрерывной протяжённости звука. Начинать осваивать тремоло нужно индивидуально, когда ученик достаточно свободно овладел  кисти и предплечья при игре медиатором вниз и вверх по струне. Вначале рекомендуется осваивать тремоло в медленном темпе и на небольшой звучности, затем частоту постепенно увеличивать. При освоении тремоло можно порекомендовать некоторые беззвучные упражнения. Например, освоение движения предплечья и кисти на столе, имитация игры по струне, предварительно положив под струны лист бумаги, игра более мягким медиатором. Иногда освоению тремоло может помочь работа над «коротким тремоло»: игра квартолями, квинтолями и т. д. Затем можно переходить к игре небольших отрезков музыки, мелодических оборотов: мотивов, фраз, предложений и т. д.Исполнение пьесы «Деревенский праздник» в обработке Л.Батыркаева Анализ самостоятельной работы. Работа над исправлением ошибок, над текстом, ритмом, динамическими оттенками, фразировкой.5. Итог урока:Основные приемы игры самым непосредственным образом влияют на характер музыкального произведения, его образ. Отмечая правильную игру основных приемов целостное восприятие музыки учеником становится полноценнее, осознаннее. Важную функцию при изучении выполняют показ учителя того или иного приема игры  и слово, они помогают детям проникнуться  необходимым эмоциональным настроем. Активное переживание музыкального произведения помогает восприятию музыки и положительно сказывается на исполнении.6. Домашнее задание:- упражнения: работать над ровностью звука;- гамму соль мажор играть всеми штрихами;- закрепить в пьесах пройденный на уроке материалЛитература:1. А.Потапова "Домра с азов" С.Петербург, 2004г.2. С.Ф.Лукин "Школа игры на трехструнной домре", Иваново, 2008г.Вольская, Т. Технология исполнения красочных приёмов игры [Текст]: учеб. пособие /, – Екатеринбург: Кедр, 1995. – 51 стр.2. Круглов, В. Школа игры на домре [Текст]: - М.: РАМ им. Гнесиных, 2003. – 195 с. – 195с. – ISBN.3. Лукин, С. Ф. Школа игры на трёхструнной домре [Текст]: I часть: учеб. пособие /. – Иваново :2008. – 83 с. – 1500 экз., II часть: учеб. пособие /. – Иваново: 2008. – 87 с. – 1500 экз.4. Ставицкий, З. Начальное обучение игре на домре игры [Текст]: учеб. пособие под ред. И. Шитенкова. – Л.: Музыка, 1984. – 43 с. – 15700 экз.