«Формирование патриотических чувств у дошкольников через музыкально-игровую деятельность»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Формирование патриотических чувств у дошкольников через музыкально-игровую деятельность»
Автор: Анисимова Светлана Викторовна

Статья:Воспитание чувства патриотизма у дошкольника – процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убежденности и вдохновения. Это титанический труд, который должен вестись систематически, планомерно с раннего возраста, в разных видах деятельности и по разным направлениям.Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра и музыкальная деятельность, поскольку игра и музыка - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, она обладает большой воспитательной силой. В игровой, музыкальной деятельности ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его социальной практики, отношения с окружающими людьми и самим собой.Поэтому мной и была выбрана тема педагогического опыта: «Формирование патриотических чувств у дошкольников через музыкально-игровую деятельность»Основная идея опыта.Патриотическое воспитание сложный педагогический процесс, в основе которого лежит воспитание патриотических чувств, пополнение знаний дошкольников о Родине, помощь в формировании навыков и умений , а также развитие потребности в деятельности на пользу обществу. Но. делая акцент на дошкольный возраст, нет ничего эффективнее для подачи любого материала, как игровая деятельность.В связи с этим, основная идея опыта заключается в использовании игровых технологий в формировании патриотических чувств у детей дошкольного возраста.Для реализации данного направления в работе с детьми мной была поставлена цельформирование чувства патриотизма у детей дошкольного возраста через игровую и музыкальную деятельность.Данная цель достигается через решение следующих задач:Обучающие:1. Знакомить детей с историей своей семьи, родословной, предками, семейными традициями; с историческим прошлым России, ее символикой, достопримечательностями города, страны.2. Формировать у детей чувства уважения к народам других национальностей, их традициям.3. Расширять знания детей об армии, героях военных действий и в мирном времени.4. Формировать знания детей о понятии «Патриотизм» в современном мире.Развивающие:1. Развивать заинтересованность к окружающему миру, эмоциональную отзывчивость к событиям общественной жизни.2. Развивать чувства любви к близким и родным людям, родному городу, почтение к истории народа, восхищение произведениями народного творчества, любви к природе.3. Развивать самостоятельность, внимание и способность рассуждать на данную тему.Воспитательные:1. Воспитывать будущих патриотов Отечества и формировать чувство любви и уважения к Родине.2. Воспитывать чувство гордости за Российскую армию.3. Воспитывать желание познавать лучшие традиции русского народа.Теоретическая база опыта.Проблема патриотического воспитания являлась предметом значительного числа исследований отечественных и зарубежных учёных. Данные вопросы освещаются в трудах В. Г. Белинского, К. А. Гельвеция, Н. А. Добролюбова, А. П. Куницына, А. Н. Радищева, К. Д. Ушинского, Н. Г. Чернышевского и других.В советский период проблема патриотического воспитания разрабатывалась такими учёными, как А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, И. А. Каиров, В. А. Шахненко и другими.Наиболее продуктивно проблемой нравственно-патриотического воспитания дошкольников занимались : Р. С. Буре, С. А. Козлова, Л. И. Беляева, Н. Ф. Виноградова, А. М. Виноградова, М. В Воробьева, Р. И. Жуковская, Э. К. Суслова, А. Р. Суровцева, Е. Ю. Демурова, Н. А. Стародубцева и др. Осмысливая проблемы патриотического воспитания детей дошкольного возрастаони посвятили свои исследования следующим аспектамформированию культуры поведенияформированию гуманных отношенийформированию любви к Родине, воспитанию нравственно-волевых качеств, формированию эмоционально-положительного отношения к людям разных национальностей, воспитанию у детей этики межнационального общения.Сегодня проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения так и осталась одним из актуальных вопросов государства и общества. Как сказал В. В. Путин: «В России не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма». Эта идея реализуется в Федеральном проекте «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование» в период с 2021 по 2024 годы. В рамках проекта ведется работа по развитию воспитательной работы в образовательных организациях, проведению мероприятий патриотической направленности. Также данная тема была обозначена Президентом РФ Владимиром Путиным в «Указе о национальных целях развития до 2030 года».С 1 сентября 2023 года введена новая Федеральная образовательная программа, в частности, дошкольного образования. Программа воспитания предусматривает приобщение детей к традиционным ценностям российского общества – жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.Новизна педагогического опыта.Новизна педагогического опыта заключается во внедрении в практическую деятельность эффективных игровых технологий, направленных на формирование патриотических чувств у дошкольников.Технология опыта.Игра — ведущая деятельность в дошкольном возраста, она оказывает значительное влияние на воспитание ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней. Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребенка.Поэтому именно игровая деятельность была взята за основу моего опыта по формированию патриотических чувств у дошкольников.Свою работу начала с разработки плана действий по воспитанию патриотических чувств через игровую деятельность, с изучения теоретических основ по данной тематике, а также с изучения существующих практик коллег. Затем в группе детского сада, на базе существующего развивающего уголка по патриотическому воспитанию, пополнен уголок альбомами, фотографиями, иллюстрацией, художественной литературой, посвященные патриотизму. Подобраны дидактические пособия.Работу организовала по принципу от «простого» к «сложному» по темам«Волшебные слова»«Семья»«Родной город»«Культура и традиции Поволжья»«Знакомство с трудом взрослых»«Воспитание любви и уважения к защитникам Отечества»«Россия - Родина моя»«Государственная символика России». Разработала различные музыкальные, игровые мероприятия по данным темам, такие как:   «Любимые места в родном городе»«Наша Родина – Россия»В своей работе использовала различные методы для подачи материала: проекты, квесты, викторины, целевые прогулки, экскурсии. Также в работе с детьми использовались просмотр презентаций. Но, какой бы ни был использован метод, вся организованная деятельность проводится всегда в форме игры и обязательное музыкальное сопровождение. Необходимо, чтобы процесс воспитания патриотических чувств был двусторонним, поэтому в дошкольном учреждении проводится работа с родителями. Организуются и проводятся родительские собрания, творческие гостиные, консультации, оформляются папки-передвижки. Родители являются активными участниками конкурсов и выставок, проводимых в детском саду.