Путешествие в страну "Рукоделие".


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Путешествие в страну "Рукоделие".
Автор: Польченко Любовь Алексеевна

Конспект занятия «Путешествие в страну "Рукоделие"».Польченко Любовь Алексеевна, педагог дополнительного образования муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Центр детского творчества",Арзгирского района Ставропольского краяФорма проведения: практическое занятие.Участники: дети с ограниченными возможностями здоровья - 5 чел. (4 класс общеобразовательной школы).Тип занятия: вводное занятие.Цель: создание условий для развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья и адаптации их в обществе через освоение народных промыслов на занятиях студии «Весёлые петельки».Задачи:Образовательные: Ознакомить учащихся с инструментами и материалами, необходимыми для вязания крючком. Научить простым приемам работы с пряжей, вязание первой воздушной петли.Развивающие:Развить познавательный интерес у учащихся, активность и самостоятельность. Развивать эстетическое восприятие, фантазию, воображение, художественные способности.Воспитательные:Формировать чувство любви, уважения и гордости к Родине и национальному творчеству. Воспитывать внимательность, аккуратность и усидчивость.Предварительная работа: Оборудование для педагога: медиаустановка, презентация по теме занятия, образцы творческих работ, примерное изделие, наглядные пособия, шаблоны, музыкальное сопровождение, ларец, народный костюм.Оборудование для учащегося: крючок, нитки, ножницы, клей, веник, мак, кукуруза, семена подсолнуха, мешок, монета, подсолнух. Ход занятия.1.Организационный этап. Педагог: Здравствуйте, девицы красные! Здравствуйте, гости дорогие! Я Мастерица-Рукодельница, зовут меня Любовь Алексеевна. Я пришла к вам в гости из волшебной Страны «Рукоделие».Пришла я к вам не с пустыми руками, а взяла с собой волшебный ларец. Хотите увидеть, какие тайны спрятаны в нем? Достаем волшебное зеркальце. Но оно заколдовано и только вы сможете прочитать буквы и снять злые чары с него.ZПУVТЕNШЕСUТВИYЕ В СRТРАSНУ РZУКОWДЕQЛИVЕ(читаем только русские буквы) (Ответы детей: путешествие в Страну "Рукоделие") Молодцы, у вас это получилось! Теперь зеркальце расколдовано и будет помогать нам в пути. Путешествуя, мы узнаем, как живут, и чем занимаются жители царств, входящих в эту страну. Но прежде, чем отправляться в путь, давайте с вами познакомимся.(достаем клубочек из ларца).Вот вам волшебный клубочек. Он будет катиться попадая каждому из вас в руки, вы будете называть свое имя, при этом ниточку мы из рук не выпускаем. (Дети говорят свои имена.)И получился у нас большой круг, который нас объединяет, и мы дружно отправляемся в путь!2.Подготовительный этап.Зеркальце покажет нам правильный путь, чтобы мы не заблудились.Все знают сказочные слова: "Свет наш зеркальце скажи, да всю правду покажи? " Давайте все дружно его попросим о помощи.(Дети повторяют: " Свет наш зеркальце скажи, да всю правду покажи?").Были в Стране «Рукоделие» 2 царства: Царство «Декоративно-прикладное искусство» и Царство «Веселые петельки». В Царстве «Декоративно-прикладное искусство» жили мастера и умельцы. Оно включало в себя различные промыслы: Филимоново, Хохлома, Дымково и многие другие. А также мастерицы этого царства, плели, вышивали, ткали одежду и пояса. В Царстве «Веселые петельки» жили самые искусные рукодельницы. Одним из самых любимых занятий рукодельниц этого царства являлось вязание крючком. Ребята, а как вы думаете, кто первым начал вязать крючком, мужчины или женщины? (Мужчины).И вот что об этом рассказывают историки: "Вязание зародилось в Аравийской пустыне у бедуинских племен 3 тысячи лет назад. Мужчины пасли скот и вязали длинными крючками-спицами, а женщины готовили пищу, вели хозяйство и занимались воспитанием детей".Ребята, а вы знаете, из каких материалов раньше изготавливали крючки? (Из дерева, стали, кости...)Молодцы! Крючки в разные времена были сделаны из золота, серебра, кости, дерева.(Достаем из ларца разные крючки) А я вам принесла современные крючки. Обратите внимание, они бывают толстые и тонкие, двусторонние и односторонние, сделанные из стали, алюминия, пластмассы, меди и дерева. Шерсть каких домашних животных использовали мастерицы в работе? (овец, коз, собак, кроликов). Ребята, а кто в вашей семье умеет вязать крючком? (мама, бабушка, тетя...)А какими нитками они вяжут? (шерстяными, хлопчатобумажными, тонкими, толстыми...)(достаем из ларца пряжу)Правильно. Шерстяными, хлопчатобумажными, «Ирис», «Травка», «Ангора», «Мохер»...3. Основной этап.Ребята, сегодня я вам предлагаю прикоснуться к этому древнему виду рукоделия и связать в начале воздушную петлю, а затем, косичку из воздушных петелек. Для чего нам понадобится косичка, я вам расскажу позже.А теперь, ребята обратите внимание, для работы вам понадобятся крючок, нитки и ножницы. Работа с ними требует особой осторожности и внимания, поэтому нам надо всегда помнить о технике безопасности. (Беседа о технике безопасности)Как надо передавать крючок и ножницы друг другу?(Передавать ножницы необходимо колечками вперед, с сомкнутыми лезвиями).А как надо сидеть при работе с крючком?(Положение тела при работе должно быть удобным).Дети, а когда вы закончили работать, куда вы будете класть отходы и мусор? (Отходы и мусор кладем в специальную корзинку на столе).Молодцы! И теперь мы смело можем приступать к вязанию.Посмотрите на свои ручки. Какие они у нас красивые! Сегодня у нас будут работать все пальчики. Давайте вспомним их названия? (Большой, указательный, средний, безымянный, мизинец).Теперь загибаем пальчики вот таким образом (показ). Это положение пальчиков левой руки во время вязания. Теперь берем в руки нитки и выполняем первую воздушную петлю и вяжем косичку из воздушных петелек.( Дети выполняют первую воздушную петлю и косичку из воздушных петель). Ребята, мы с вами так много узнали и сделали, что вы, наверное, устали. Я предлагаю вам пойти в гости к старушке Маланье и отдохнуть.(Проведение физминутки «У Маланьи, у старушки»).Давайте станем полукругом и вы будете повторять движения за мной.У Маланьи, у старушки, жили в маленькой избушкеСемь сыновей, семь дочерей, все без бровей.С такими ушами, с такими глазами (дети показывают большие уши и глаза),С такими носами, с такими усами (показывают длинный нос и усы).С такой головой, с такой бородой (показывают большую голову и бороду).Ничего не ели, на нее глядели (скрещивают руки на груди).Делали вот так! (пальчиковая гимнастика)Ребята, теперь, когда первая петля связана, вяжем косичку из в.п..(Практическая работа) Итак, время наше истекло. Давайте покажем, какие у нас получились косички? Это наша первая дорожка в Царство «Веселые петельки. Теперь отодвиньте ваши корзинки с вязанием.Обратите внимание, жители Царства «Декоративно-прикладное искусство» просили передать для вас вот такие красивые венички-обереги, только они не смогли их до конца украсить. И я думаю, что ваша фантазия и природные элементы, смогут превратить веничек в настоящее произведение искусства. Что такое оберег? (Это те предметы или вещи, которые нас оберегают от несчастий и бед ...)Правильно! Оберег-это предмет, обладающий свойствами защиты владельца от бед, защищающий дом, приносящий любовь, счастье, достаток. Например: веник - выметает энергетическую пыль из дома; мак - символ исполнения желаний; долголетие; кукуруза - символ взаимопонимания; семена подсолнуха - дети в доме; мешок - богатство; монета - копейка рубль бережет; подсолнух - энергия здоровья. Ребята, у вас есть выбор. Что вам хотелось бы иметь в вашем доме: детей, здоровье, достаток. Итак, вы можете приступать к украшению оберега.(Звучит музыка, ребята украшают оберег)Покажите, что у вас получилось?Вот видите, ребята, вы не только научились вязать косичку из воздушных петель, но еще и попробовали себя в новой роли, в роли художника. Эти обереги я хочу вам подарить на память о сегодняшнем дне, пусть они вас оберегают и наполняют ощущением счастья и радости жизни ваши дома.4.Итоговый этап.Вот и подходит к концу наше путешествие в страну «Рукоделие». А ларец то мой еще не пуст, в нем еще есть умный клубочек. У него под бантиками есть вопросы к вам.1.Когда зародилось вязание? (В Аравийской пустыне. У бедуинских племен. 3000 лет назад)2.Из каких материалов можно изготовить крючки? (золото, серебро, медь, кость, дерево...) 3. Какие по качеству бывают нитки? (шерстяные, синтетические, "Ангора", "Мохер", хлопчатобумажные...)4. Кто первым освоил искусство вязания, мужчины или женщины? (Мужчины)5.Что означает слово «оберег»? (Оберег-это предмет, оберегающий свойствами защиты владельца от бед, защищающий дом, приносящий любовь, счастье, достаток).6. Чем занимаются жители Царства «Декоративно-прикладное искусство»? (Вяжут спицами и крючком, ткут, вышивают, плетут кружева...)Дети, а что вам понравилось больше всего в нашем путешествии?Ответы детей: Украшать обереги, вязать косичку из воздушных петелек... Как же я рада знакомству с вами!А какое у вас настроение? У меня есть еще вот такие веселые клубочки. (Педагог достает поднос с разноцветными клубочками.)Красный - означает отличное настроение; желтый - означает хорошее настроение; белый - означает плохое настроение.Я пройду сейчас с ларцом, и вы положите в него свое настроение в виде клубочка. Благодарю вас дети за активность и любознательность.До свидания, до новых встреч!Список литературных источников:
  • Максимова М.В. «Азбука вязания» - М.: «Баллада», 1992.
  • Огурцова Л.С. «Про клобок, крючок, спицы и умелые руки». – М.: Педагогика – Пресс, 1995.
  • Кузин В.С., Кубышкина Э.И. «Изобразительное искусство» - М.: Издательский дом «Дрофа», 1995.
  • Смолицкий В.Г., Чирков Д.А., Максимов Ю.В. «Народные художественные промыслы». – М.: Высшая школа, 1982.
  • Уткин П.И., Королева Н.С. «Народные промыслы» - М.: Высшая школа, 1992.
  • Интернет-ресурсы: 1. 2.