"Тьюторское сопровождение в индивидуальном образовательном маршруте""
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Тьюторское сопровождение в индивидуальном образовательном маршруте""
Автор: Прокопьева Антонина Антоновна
Тьюторское сопровождение в индивидуальном образовательном маршруте
Прокопьева Антонина Антоновна, учитель русского языка и литературы, методист, руководитель НОУ МБОУ Сунтарская СОШ№1 иени А.П. Павлова
С Сунтар, Сунтарский улус, РС(Я)
Организация работы по ИОМ основана на следующих принципах:
-индивидуальный, дифференцированный подход;
-вариативность программ, учебных курсов, позволяющих реализовать образовательные потребности обучающихся;
-качественное обучение, развитие.
Главное в построенном таким образом учебном процессе – признание за каждым учеником права на значительную автономию, свой темп работы, специфические способы овладения знаниями.
Примером тьюторского сопровождения в индивидуальном образовательном маршруте могут быть маршруты ИОМ Семенова Алексея и Сергеевой Марины. Цель работы: создание психолого-педагогических условий для личностного развития и самореализации одаренной личности в процессе обучения, расширение возможности реализации интеллектуальных, творческих и лидерских способностей в олимпиадах, НПК, интеллектуальных играх, конкурсах, выставках, соревнованиях и состязаниях разных уровней.
Индивидуальный образовательный маршрут Семенова Алексея на 2016-2017 уч.г.
№
Предметы
Тьютор
Кол-во часов
Результаты
Достижения
1
Модуль 1. Риторика и ораторское искусство в кружке Аман ес
Ф.Т.А.
34
Способность ясно, образно выражать свою мысль, умение доказывать, защищать свое мнение, выступать перед аудиторией
Победитель региональных, республиканских конкурсов Аман ес. Обладатель номинаций Лучший оратор
2
Модуль 2. Социальное проектирование.
П.А.А.
8
Уметь составлять и реализовывать ШСП. Способность нести ответственность, коммуникабельность, социальные компетенции.
Призер конкурсов соцпроектов школы, победитель в педагогической ярмарке.
3
Модуль 3. Исследовательская работа
П А.А.
34
Умение выбора актуальных тем исследования, работы с литературой, интернет-ресурсами, оформление материалов.
Неоднократный победитель региональных, республиканских НПК Тюркский мир, Шаг в будущее
Индивидуальный образовательный маршрут Сергеевой Марины на 2014-2017 уч.г.
годы
Предметы
Тьютор
Результаты
Достижения
2014-2017
1.Спецкурс Экология и мы.34 ч.
2.Дерево, которое посадит каждый из нас соцпроект
3. ИИД
П.А.А.
Формирование экокультуры. Ознакомление с природоохранными традициями народа саха.
Разработка проектов.
Компетентности исследовательской работы.
Неоднократный победитель региональных, республиканских НПК. 3 м. во всероссийском конкурсе Интеллектуальное возрождение
2015-2017
1. Журналистика в школе
2.Пресс-центр школы
3.ИИД.
4. Кейс-технология
Ф.Т.А.
П.А.А.
Умение писать журнальные статьи, делать фоторепортажи, макет газеты, редактировать и быть ответственной за выпуск номера.
Участник Всероссийского форума Будущая элита России г.Ярославль. работа в пресс-центре форума.
Финалист Всероссийского конкурса Создай свой бренд. Победитель международного фотоконкурса
2016-2017
Журналистика в школе
Исследовательская работа
Социальное проектирование
Формирование информационной культуры
Ф.Т.А.
П.А.А.
С.И.Н.
Уметь составлять и реализовывать ШСП. Способность нести ответственность, коммуникабельность,работа с литературой, интернет-ресурсами, оформление материалов.
Неоднократный победитель региональных, республиканских НПК Тюркский мир, Шаг в будущее, конкурса проектов
Сейчас эти ребята получили образование в г. Якутске и продолжают расти в личном плане. Они активисты во всех делах, нашли много новых друзей. Надеемся, что проведенная работа в их личностном, творческом, интеллектуальном развитии даст свои плоды и в будущем.
Выводы: результаты достижений учащихся дают возможность утверждать об эффективности методической системы работы ИОМ и ИПР, составленных Прокопьевой А.А.
Тьюторское сопровождение в научно-исследовательской работе.
В школе с 2008 г. работает научное объединение учащихся Эврика. В рамках деятельности объединения учащиеся различных возрастных групп выполняют индивидуальные и групповые исследовательские работы и осуществляют эколого-социальные проекты. В течение многих лет с положительной стороны себя зарекомендовала система работы с детьми по формированию исследовательской компетенции в форме тьюторского педагогического сопровождения.
Модель тьюторского сопровождения членов объединения Эврика:
№
Этапы работы
Форма работы
Содержание деятельности
Результат
тьютор
(педагог)
тьюторант (учащийся)
1
Диагностика интересов учащихся
Тестирование, индивидуальная тьюторская беседа
Подготовка материалов для диагностического исследования
Определяется с наиболее интересными для него отраслями исследований, группами живых организмов
Подбор групп тьюторантов с похожими интересами, сходным уровнем развития исследовательской компетентности
2
Выбор темы исследования и определение гипотезы
Тьюторская консультация
Формирование примерного перечня тем для исследований.
Определение темы (проблемы) исследования, которая может быть связана с выбором будущей профессии.
Выбор темы исследования, определение гипотезы, целей и задач.
3
Составление плана работы по выбранной теме
Тьюторская консультация
Подготовка образцов различных инструкционных карт для проведения исследований
Выбор наиболее приемлемых карт исследований, составление плана работы и графика проведения полевых и лабораторных исследований
Создание плана работы для проведения исследований по выбранной теме. Распределение ролей участников исследовательской группы.
Определение списка литературы для изучения и выбор методик исследования.
4
Изучение материала по выбранной теме исследования
Тьюториал
Подготовка источников получения информации (перечень литературы, различных методик, сайты и Т.П.).
Обеспечение доступа в Интернет (работа в информационном центре школы).
Изучение материалов
Создание теоретической обзорной части работы, окончательный выбор методики полевого или лабораторного исследования.
5
Полевые и лабораторные исследования
Тренинг
Подготовка тьюторов - учащихся (если тренинг проходит с их участием). Обеспечение лабораторным оборудованием, определителями и т.п.
Обеспечение соблюдения правил т/б при проведении полевых и лабораторных исследований
Практические исследования
Классификация и обработка получаемых данных, мониторинг.
6
Самостоятельная работа по теме исследования
Тьюторская консультация
Тьютор дистанцируется, но должен мобильно реагировать на возможно возникающие проблемы (поиск научного консультанта, возможность работать в архиве, связь с лесничеством и т.п.)
Работа над темой исследования
Оформление материалов исследовательской работы
7
Подготовка к презентации результатов работы
Образовательное событие
Тьюторская консультация
Организация рефлексии среди членов объединения
Перспективная презентация исследовательской работы
Презентация и защита результатов выполненной работы
Подготовка к презентации исследовательской работы в конкурсах, научных конференциях различных уровней.
8
Оценка результативности проделанной работы
Тьюторская консультация
Анализ проделанной работы по этапам, выявление трудностей и перспектив для дальнейшей исследовательской деятельности.
Самоанализ
Определение правильности выбранной образовательной траектории (возможные изменения).
Вывод: продуманное тьюторское сопровождение учащихся, занимающихся исследовательской работой позволило повышать количество интересующихся детей, победителей и призеров разного уровня НПК и конкурсов разного плана.
Тьюторское сопровождение в воспитательной работе.
В воспитательной работе школы несколько лет работали по программе Патриоты Якутии, по которой всех учащихся разделили на 8 команд во главе с тьютором из молодых учителей – мужчин. На учебный год принималась программа ключевых мероприятий по всем направлениям воспитательной работы: интеллектуальные, спортивные, творческие конкурсы по месяцам.
Тьюторское сопровождение на данном этапе имеет большое значение в создании ситуации позитивной атмосферы, психологического комфорта, который способствует вхождению учащегося в тьюторское взаимодействие, готовности продолжать сотрудничество. В целом же работа направлена на развитие и стимулирование у тьюторанта мотивации к дальнейшей коллективной деятельности, создание крепкого коллективизма и патриотизма.
Еще одним проектом, в котором сопровождение тьюторов ведется в эстетическом, нравственном, сценическом, музыкальном направлении, является проект Мюзикл. В этом проекте охватываются несколько направлений творческого развития учащихся. Участники проекта - педагоги, учащиеся, работники учреждений, организаций села Сунтар. Тьюторство проводится для учащихся, участвующих в киносъемках для киноконцерта, в сценах постановки, массовых сценах. Часто это целые классы, коллективы, команды.
Тьюторское сопровождение в проектной деятельности.
НОУ Эврика имеет большой опыт проведения социальных школьных проектов. Для примера тьюторского сопровождения обучающихся возьмем Улусный журнал Алаьа, который издавался в течение 9 лет работниками школы. Редакция журнала состояла из педагогов, социального педагога, библиотекаря, бухгалтера школы. Журнал от начала до конца создавался самостоятельно, без помощи профессионалов, и только на печать пользовались услугой столичной частной типографии.
При журнале имелось детское приложение Далбарай, где работала детская редакция из числа детей, желающих попробовать себя в журналистике. Тьюторское сопровождение осуществлялось в воспитании личностей, способных на успешную самореализацию в личной жизни, построение собственной траектории образовательной деятельности и успешную социализацию в любом обществе. Ребята учились печатать тексты, проводить редактирование, брать интервью, писать репортажи, заметки, статьи. При этом под руководством тьютора упражнялись брать интервью сначала у сверстников, потом у взрослых специалистов, гостей школы и т.п. Оформлению собранного материала в журнальные статьи и заметкиучились в кружке Юный журналист, верстке и дизайну- в Пресс-центре школы, выступлению на конференциях и ораторству – в кружке Аман ес, спецкурсе Основы риторики. Фотографы, юнкоры, детский редактор приложения несли ответственность каждый на своем месте и вместе- за приложение. При этом тьюторское сопровождение полагалось в каждом направлении из числа специалистов своего дела – педагогов-энтузиастов. Успешность такой работы показывает то, что трое из детских редакторов выбрали специальности журналиста, рекламщика. Игнатьев Айаал с проектом Журнал для подростков Ю кул! стал победителем в номинации республиканского конкурса юных журналистов в г. Нюрба, республиканской НПК Шаг в будущее, занял 2 место в республиканском конкурсе юных предпринимателей в г. Якутске, дипломантом 3 степени в г. Санкт-Петербурге в конкурсе Интеллектуальное возрождение.
Тьюторское сопровождение в Конкурсе по кейс-технологии.
Кейс метод – одна из форм, способных положительно повлиять на процесс, поскольку традиционные методы ориентированы на изучение чего-либо, а кейс технологии – на овладение навыками применения имеющихся знаний к конкретной ситуации, для решения проблем, имеющих практическое значение. При применении данного метода на учеников не давит груз представлений о необходимости вести работу по строго запланированной схеме с осознанием конечного результата, к которому необходимо привести свою работу.
В 2016 году команда учащихся Надежда принимала участие во всероссийском конкурсе Создай свой бренд, проводимом Русским географическим обществом и Российским союзом молодежи. Задания конкурса по кейс были интересными, но трудными: сбор материалов по выбранной теме, разработка проекта, создание рекламного ролика, организация экологического туризма по проекту. Тьюторами команды были назначены Прокопьева А.А., руководитель НОУ, Филиппов Ярослав, оператор Сунтарского филиала НВК-Саха, Прокопьев Андрей Игоревич, студент группы Туризм Сунтарского технологического техникума, так как тема работы была Экологический туризм в Сунтарском улусе.
Управляемость процесса обучения состоит в том, что право подбора информации (при допустимости участия учащихся на стадии подготовки кейса) принадлежит учителю-тьютору. Он может прогнозировать ход обсуждения, а также варианты предлагаемых решений. Данный метод способствует развитию умений учеников самостоятельно принимать оригинальные нестандартные решения. Кейсы отличаются от обычных образовательных задач (задачи имеют, как правило, одно решение и один правильный путь, приводящий к этому решению, кейсы имеют несколько решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему).
В итоге слаженной работы тьюторов и команды ребята стали финалистами российского этапа и заняли 4 место в международном этапе. Марина Сергеева стала победителем в международном конкурсе фотографий Это необыкновенно.
Анализ тьюторского опыта работы в МБОУ Сунтарская СОШ №1 имени А.П. Павлова показывает, что:
1. Тьютор помогает в определении эффективности обучения через осуществление индивидуальной образовательной программы, организует обратную связь, помогает оформлению образовательной инициативности, оказывает помощь в самоопределении относительно дальнейшего образования.
2.Подобное сопровождение предусматривает два способа его организации: первый способ заключается в том, что тьюторские функции исполняют кураторы класса или группы, их обычно двое. Второй способ предполагает, что тьюторские функции выполняют педагоги, работающие в классе. В первом случае кураторы являются тьюторами для каждого из учеников, во втором – в качестве тьюторов выступают не только кураторы, но и педагоги, работающие в классе.
3.Тьютором должен быть человек, который сталкивается с учащимися еще в какой-то деятельности. Он должен знать коллектив, в котором находится его подопечный, а также видеть ученика в деятельности, поэтому лучше всего этому критерию подходят педагоги, работающие в классе, поэтому второй способ организации тьюторской деятельности предпочтителен.
4. Всю работу по запуску тьюторского сопровождения можно условно разделить на три этапа: подготовительный этап, этап вхождения и этап функционирования. На подготовительном этапе основной целью является организация осмысленного вступления учеников, их родителей и педагогов в эту деятельность.
В качестве основной задачи тьютор-организатор ставит создание мотивации у обучающихся иметь тьютора, а у педагогов выступать в качестве такого наставника. Затем тьютор-организатор оказывает помощь в создании пар тьютор-тьюторант, где последний является подопечным своего наставника.
Затем на этапе вхождения тьютор готовит основу индивидуального учебного плана. Он держит связь с родителями своего тьюторанта. Эти встречи нужны для фиксации образовательного заказа и решения спорных ситуаций, когда заказ сформированный ребенком не совпадает с тем, чего ожидают родители. Результатом этого этапа должен явиться индивидуальный образовательный план, сформирован запрос на количество учебных часов по дисциплинам, запрос на дополнительные учебные курсы, составлено ежедневное расписание.
Этап функционирования включает еженедельные встречи тьюторанта со своим наставником, в ходе которых будут анализироваться достигнутые результаты по реализации индивидуальной программы, возможно, вноситься коррективы, и на этих встречах должно осуществляться дальнейшее планирование индивидуальной образовательной траектории, ставиться новые образовательные цели.
5. Можно найти много отличий между требованиями к компетентности тьютора и обычного преподавателя. Перечислим некоторые из них:
-От тьютора требуется в большей степени управление активностью обучающихся, чем своей.
-Тьютор должен изменять свое поведение в зависимости от потребностей обучающихся.
-У тьютора существуют особые области компетентности, которых нет у традиционного преподавателя.
-От тьютора требуется проявление многих высоких личностных качеств, что обусловлено, прежде всего, особыми взаимоотношениями между тьютором и обучающимися.
Тьюторское сопровождение выпускников - молодых учителей
В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль учителя, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и профессиональных трудностей в процессе адаптации к трудовой деятельности:
( новый социальный запрос к образованию означает одновременное освоение молодым педагогом многих старых и новых установок, что тормозит и осложняет его профессиональное становление
( различие взглядов молодого и старшего поколений педагогов иногда переходит в нежелательное их противостояние
( необходимое взаимодействие семьи и школы требует специальной подготовки молодых учителей к работе с родителями.
Становление молодого учителя, его активной позиции – это формирование его как личности, как индивидуальности, а затем как работника, владеющего специальными умениями в данной области деятельности.
Этапы становления молодого учителя включают:
( адаптацию (освоение норм профессии, её ценностей, приобретение автономности)
( стабилизацию (приобретение профессиональной компетентности, успешности, соответствия занимаемой должности)
( преобразование (достижение целостности, самодостаточности, автономности и способности к инновационной деятельности)
Параметры становления профессионального мастерства молодого учителя в современных условиях определяются как ряд взаимосвязанных аспектов:
( общесоциального, суть которого заключается в закреплении выпускника Вуза в новой социальной роли, в выработке у него определённого стабильного отношения к этой роли,
( собственно профессионального, предполагающего включение молодого специалиста в реальную образовательную практику, овладение ею, освоение ведущих профессиональных функций,
( психологического, включающего утверждение в новой деятельности, выработку индивидуального образа профессиональной деятельности.
Программа должна помочь становлению молодого педагога на всех уровнях данного процесса:
1. вхождение в профессиональное образовательное пространство,
2. профессиональное самоопределение,
3. творческая самореализация,
4. проектирование профессиональной карьеры,
5. вхождение в профессиональную самостоятельную деятельность.
6. самоорганизация и развитие профессиональной карьеры.
Тьюторское сопровождение направлено на становление молодого учителя и с профессиональной позиции, и с позиции развития личности.