"Методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка"
Автор: Нуруллина Алсу Наилевна

Методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся1. Основы активизации познавательной деятельности учащихся.2. Принципы активизации познавательной деятельности школьников и факторы, побуждающие их к активности.3. Способы и приёмы активизации познавательной деятельности учащихся.Основы активизации познавательной деятельности учащихся.Самым важным и надежным способом получения систематического образования является - обучение. Оно отражает как все существенные свойства педагогического процесса (направленность на всестороннее развитие личности, двусторонность, единство содержательной и процессуальной сторон), так и имеет специфические качественные отличия.Являясь сложным и многогранным, специально организуемым процессом отражения в сознании школьника реальной действительности, обучение также представляет собой специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.Отношение школьников к учению обычно характеризуется активностью и определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности. В структуре активности можно выделить следующие компоненты: готовность выполнять учебные задания; стремление к самостоятельной деятельности; сознательность выполнения заданий; систематичность обучения; стремление повысить свой личный уровень и другие.Также с активностью непосредственно связана ещё одна важная сторона мотивации обучения школьников — это самостоятельность, сопряженная с определением объекта, средств деятельности, её осуществления самим учащимся без помощи взрослых и учителей. Познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга: более активные школьники, как правило, и более самостоятельные, а недостаточная собственная активность учащегося ставит его в зависимость от других и лишает самостоятельности.Процесс управления активностью школьников традиционно называют активизацией. Её можно определить как постоянно текущий процесс побуждения к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стерео типичной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Таким образом, активизация процесса обучения - совершенствование методов и организационных форм учебной работы, обеспечивающее активную и самостоятельную теоретическую и практическую деятельность школьников во всех звеньях учебного процесса.Следовательно, процесс активизации обучения школьника находится как бы в фундаменте процесса достижения основной цели - формирование человека с активной жизненной позицией.В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, а именно: разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.Отметим, что наибольший активизирующий эффект на уроках дают такие ситуации, в которых школьники сами должны:- принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;- рецензировать ответы товарищей;- отстаивать свое мнение;- самостоятельно выбирать посильное задание;- задавать вопросы своим одноклассникам и учителям;- оценивать ответы и письменные работы товарищей;- заниматься обучением отстающих;- объяснять более слабым учащимся непонятные моменты;- находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);- создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;- решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.Из вышеизложенного следует, что под активизацией учебной деятельности понимается целеустремлённая деятельность педагога, направленная на разработку и использование такого содержания, форм, методов, приёмов и средств обучения, которые способствуют повышению интереса, активности, творческой самостоятельности школьников в усвоении знаний, формировании умений и навыков, применения их на практике.Творческая активность – это высший уровень активности, представляющий собой стремление проникнуть в сущность изучаемых вещей и явлений, способность вносить элементы новизны в способы выполнения учебного задания. Её развитие тесно связано с активизацией учебной деятельности учащегося, которую осуществляет учитель.Для решения проблемы активизации познавательной деятельности требуется:- разработка приёмов и способов, способствующих активизации познавательной деятельности,- овладение учителем этими методами и приёмами, т.е. активизации деятельности самого педагога,- создание условий для активной учебной работы, научного поиска учащихся, вооружения их способами и приёмами активного мышления.По способу организации обучения выделяются как активные методы обучения, так и традиционные.Под методами активного обучения понимается совокупность способов организации и управления учебно-познавательной деятельностью, которые обладают по сравнению с традиционными методами, следующими основными особенностями:1. Принудительная активизация мышления и поведения учащихся, т.е. их вынужденная активность (каждый ученик непрерывно побуждается к активной деятельности, не может не быть активным, независимо от того, желает он этого или нет).2. Достаточно длительное время вовлечения всех школьников в активное обучение (практически на протяжении всего занятия).Таким образом, активность учащегося не кратковременна, носит не эпизодический характер. Поэтому можно говорить о сопоставлении периода активной работы на занятии школьника с периодом активной деятельности на том же занятии учителя.Выделим следующие уровни познавательной активности:1. Воспроизводящая активность - характеризуется стремлением школьника понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?».2. Интерпретирующая активность - характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. Характерный показатель - это большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что школьник стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.3. Творческая активность - характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ. Её особенность – проявление высоких волевых качеств учащегося, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы. Этот уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что ученик знал, что уже встречалось и новой информацией, новым явлением. Такая активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения.Принципы активизации познавательной деятельности школьников и факторы, побуждающие их к активности.В педагогической практике при выборе принципов обучения рекомендуется, прежде всего, стремится к продуктивному результату. При этом от учащегося требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, развивать, так как степень продуктивности обучения во многом зависит от уровня активности учебно-познавательной деятельности школьника.Выделим основные принципы активизации познавательной деятельности учащихся:1. Принцип проблемности. Данный принцип предполагает создание путём последовательно усложняющихся задач или вопросов в мышлении школьника такую проблемную ситуацию, для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний. Это будет вынуждать его активно формировать новые знания с помощью учителя и одноклассников, основываясь на своём или чужом опыте, логике. Таким образом, учащийся получает новые знания не в готовых формулировках учителя, а в результате собственной активной познавательной деятельности. 2. Принцип взаимообучения. Школьники в процессе обучения могут обучать друг друга, обмениваясь знаниями. Для успешного самообразования необходимы не только теоретическая база, но и умение анализировать и обобщать изучаемые явления, факты, информацию; умение творчески подходить к использованию этих знаний; способность делать выводы из своих и чужих ошибок; уметь актуализировать и развивать свои знания и умения.3. Принцип исследования изучаемых проблем. Важно, чтобы учебно-познавательная деятельность учащихся носила творческий, поисковый характер и по возможности включала в себя элементы анализа и обобщения. Процесс изучения того или иного явления или проблемы должны по всем признакам носить исследовательский характер.4. Принцип индивидуализации.  Для любого учебного процесса важным является принцип индивидуализации – это организация учебно-познавательной деятельности с учётом индивидуальных особенностей и возможностей школьника. В процессе обучения этот принцип имеет исключительное значение, т.к. существует очень много психофизических особенностей: состав класса, адаптация к учебному процессу, способность к восприятию нового и т.п.5. Принцип самообучения. Не менее важным в учебном процессе является механизм самоконтроля и саморегулирования, т.е. реализация принципа самообучения. Этот принцип позволяет индивидуализировать учебно-познавательную деятельность каждого учащегося на основе их личного активного стремления к пополнению и совершенствованию собственных знаний и умений, изучая самостоятельно дополнительную литературу, получая консультации.      6. Принцип мотивации. Активность как самостоятельной, так и коллективной деятельности школьников возможна лишь при наличии стимулов. Поэтому в числе принципов активизации особое место отводится мотивации учебно-познавательной деятельности. Главным в начале активной деятельности должна быть не вынужденность, а желание учащегося решить проблему, познать что-либо, доказать, оспорить.Выбор принципов активизации учебно-познавательной деятельности школьников должен определяться с учётом особенностей учебного процесса.Кроме принципов, существуют также факторы, которые побуждают учащихся к активности. В числе основных можно назвать следующие:а) Интерес - является главным мотивом активизации учащихся. Учителю необходимо учитывать данный фактор при формировании учебного материала. Школьник не будет заинтересован в изучении ситуации, если она надуманна и не отражает реальной действительности, и не будет активно обсуждать проблему, которая к нему не имеет никакого отношения. Интерес его резко возрастает, если материал содержит характерные проблемы, которые ему приходится встречать, а порой и решать в повседневной жизни. Тут его познавательная активность будет обусловлена заинтересованностью в исследовании данной проблемы и изучением опыта её решения.  б) Творческий характер учебно-познавательной деятельности. Исследовательский характер данного вида деятельности позволяет пробудить у учащихся творческий интерес, а это в свою очередь побуждает их к активному самостоятельному и коллективному поиску новых знаний.в) Состязательность- является одним из главных побудителей к активной деятельности школьников. В учебном процессе это может сводиться не только к соревнованию за лучшие оценки, но могут быть и другие мотивы. Например, никому не хочется «ударить в грязь лицом» перед своими одноклассниками, каждый стремится показать себя с лучшей стороны, продемонстрировать глубину своих знаний и умений. Состязательность особенно проявляет себя на занятиях, проводимых в игровой форме.   г) Игровой характер проведения занятийвключает в себя и фактор профессионального интереса, и фактор состязательности, но независимо от этого представляет собой эффективный мотивационный процесс мыслительной активности ученика.д) Эмоциональное воздействиевышеназванных факторов на учащегося оказывает и игра, и состязательность, и творческий характер, интерес. Это воздействие также существует, как самостоятельный фактор и является методом, который пробуждает желание активно включиться в коллективный процесс учения, заинтересованность, приводящая в движение.Способы и приёмы активизации познавательной деятельности учащихся.В педагогике используются различные способы активизации познавательной деятельности школьников, к основным из них можно отнести следующие:1. Применение нетрадиционных форм урока.Анализ педагогической литературы позволяет выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Наиболее распространенные из них: уроки-«погружения»; уроки-деловые игры; уроки-пресс-конференции; уроки-соревнования; уроки типа КВН; театрализованные уроки; уроки-консультации; компьютерные уроки; уроки с групповыми формами работы; уроки взаимообучения учащихся; уроки творчества; уроки-аукционы; уроки, которые ведут школьники; уроки-зачеты; уроки-сомнения; уроки-творческие отчеты; уроки-формулы; уроки-конкурсы; бинарные уроки; уроки-обобщения; уроки-фантазии; уроки-игры; уроки-«суды»; уроки поиска истины; уроки-лекции «Парадоксы»; уроки-концерты; уроки-диалоги; уроки «Следствие ведут знатоки»; уроки-ролевые игры; уроки-конференции; уроки-семинары; уроки-игры «Поле чудес»; уроки-экскурсии;  интегрированные (межпредметные) занятия, объединённые единой темой или проблемой. Конечно, такие нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Поэтому, по мнению И.П. Подласого, практиковать такие уроки следует всем педагогам, но превращать в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообразно из-за большой потери времени, отсутствия серьезного познавательного труда, невысокой результативности. 2. Использование игровых форм, методов и приёмов обучения (часто используются такие игровые формы как: ролевые, дидактические, имитационные, организационно-деятельные). 3. Переход от монологического взаимодействия к диалогическому (субъект-субъектному). Такой переход способствует самопознанию, самоопределению и самореализации всех участников диалога. 4. Широкое применение проблемно - задачного подхода (системы познавательных и практических задач, проблемных вопросов, ситуаций). В педагогической литературе этот приём рассматривается как один из самых главных и универсальных в интерактивном обучении. Проблемная ситуация, созданная на уроке, рождает у учащихся вопросы. А в появлении вопросов выражен тот внутренний импульс (потребность в познании данного явления), который так ценен для укрепления познавательного интереса.Выделим несколько видов таких ситуаций:- ситуация-выбор, когда имеется ряд готовых решений, в том числе и неправильных, и необходимо выбрать правильное (оптимальное);- ситуация-неопределенность, когда возникают неоднозначные решения ввиду недостатка данных;- ситуация-конфликт, которая содержит в своей основе борьбу и единство противоположностей, что, кстати, часто встречается на практике;- ситуация-неожиданность, вызывающая удивление у обучаемых своей парадоксальностью и необычностью;- ситуация-предложение, когда учитель высказывает предположение о возможности новой закономерности, новой или оригинальной идее, что вовлекает в активный поиск обучаемых;- ситуация-опровержение, если необходимо доказать несостоятельность какой-либо идеи, какого-либо проекта, решения;- ситуация-несоответствие, когда она не «вписывается» в уже имеющийся опыт и представления, и многие другие.Трудность в использовании технологии проблемного обучения состоит в том, что с проблемными заданиями справляются, как правило, несколько наиболее сильных учащихся. Остальные в лучшем случае запоминают ответ и то, как было найдено решение. Вместе с тем все школьники должны приобщаться к такому роду деятельности.Также для управления познавательной деятельностью учащихся используются следующие приёмы:1) Активизирующие деятельность школьников на этапе восприятия и сопутствующие пробуждению интереса к изучаемому материалу:а) приём новизны – включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных;б) приём семантизации – в основе лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слов;в) приём динамичности – создание установки на изучение процессов и явлений в динамике и развитии;г) приём значимости – создание установки на необходимость изучения материала в связи с его биологической, народнохозяйственной и эстетической ценностью;2) Приёмы активизации деятельности учащихся на этапе усвоения изучаемого материала:а) эвристический приём – задаются трудные вопросы и с помощью наводящих вопросов приводят к ответу.б) дискуссионный приём – обсуждение спорных вопросов, что позволяет развить у школьников умение доказывать и обосновывать свои суждения.в) исследовательский приём – учащиеся на основе проведенных наблюдений, опытов, анализа литературы, решения познавательных задач должны сформулировать вывод.3) Приёмы активизации познавательной деятельности на этапе воспроизведения полученных знаний.Рекомендуется использовать различные варианты оценки работы учеников на уроке. Для того, чтобы высокая познавательная активность сохранилась на уроке, нужно:- задания распределять по определённым правилам, иначе слабым ученикам будет не интересно выполнять сложные задания, а сильным – простые;- оценивать деятельность группы и индивидуально каждого ученика;- давать творческие домашние задания к обобщающему уроку (при этом могут проявлять себя учащиеся тихие, незаметные на фоне более активных).Представляя себе значимость решения проблемы активизации обученияшкольниковдлядостиженияосновнойцеливоспитанияиобучения, чётко выделяя все факторы мотивационной сферы личностиребенка, учителю следует важно точно знать, какие способыактивизациипознавательнойдеятельностисуществуют,атакже помнить и учитывать возрастные особенности учащихся. Последнее поможет чётко представить всю специфику каждого возраста с учётом решения задачи по активизациипознавательной деятельностиучениковивыделенияосновныхэтаповданной работы.Возрастныеособенностишкольников разных возрастных периодов:1. Младший школьный возраст 6 - 10 лет (1 - 4 класс).Ведущая деятельность – учебная.Новообразования возраста:1) Произвольность психических процессов.2) Внутренний план действий.3) Рефлексия.Особенности познавательной сферы:1. Стремление к знанию того, почему «такие» знания и зачем их «сделали».2. Возрастание требовательности к объяснению.3. Готовность к усвоению абстрактно-теоретического мате риала.4. Смысловая память и синтезирующее восприятие.Учебный процесс должен строиться, исходя из следующих моментов:1) предъявление учащимся достаточно сложных учебно-познавательных задач;2) постановка перед детьми системы заданий, требующих активного выяснения путей и средств их решения;3) использование методов обучения, воздействующих на эмоциональную сферу младшего школьника, с целью формирования познавательного интереса.2.  Подростковый возраст 11 - 15 лет (5 - 9 классы).Ведущая деятельность - духовно-нравственное, личностное общение в процессе учебной и трудовой деятельности.Новообразования возраста:1) Стремление к «взрослости» и самостоятельности.2) Подчинение нормам коллективной жизни.3) Формирование самосознания.4) Критическое отношение к окружающим.Особенности познавательной сферы:1. Развитие содержательных интересов.2. Увлечения, выходящие за рамки школьной программы.3. Формирование навыков самообразования.4. Контролируемая и управляемая речь.5. Интеллектуализация процессов восприятия и памяти.Учебный процесс должен строиться, исходя из следующих моментов:1) введение сложного учебного материала;2) организация самостоятельных форм заданий;3) стремление на уроках предоставлять подростку возможность самостоятельно определять учебные задачи, выбирать рациональные приемы и способы их решения, контролировать и оценивать свою работу, делать самостоятельные открытия;4) использование на уроках заданий с элементами творчества.3. Ранняя юность 14 - 17лет (9 - 11 классы).Ведущая деятельность - учебно-профильная.Новообразования возраста:1) Формирование мировосприятия.2) Формирование профессионального интереса.3) Формирование самосознания.4) Формирование ценностных установок.Особенности познавательной сферы:1. Развитие специальных способностей.2. Способность выделять существенное.3. Использование рациональных приёмов запоминания.4. Стремление разобраться в разных точках зрения и составление собственного мнения.5. Формирование навыков самообразования.Учебная деятельность должна строиться, исходя из следующих моментов:1) повышение степени самостоятельности;2) предоставление возможности специализации, выбранной старшеклассниками;3) активное внедрение элементов проблемного обучения: создание проблемной ситуации, формулировка гипотезы, самостоятельная проверка выбранного предположения и т.д.;4) знакомство с методами научного исследования;5) включение в учебный процесс заданий, требующих самостоятельной поисковой деятельности;6) использование таких методов и форм обучения, в основе которых - спор, дебаты, обоснование своей позиции, защита своей точки зрения, высказывание своего мнения.Таким образом, анализ возрастных периодов развития школьниковярко демонстрирует следующий факт: процесс конструирования познавательной деятельности школьников, имеющей своей целью воспитание активной личности, находится впрямой зависимости отвозрастных особенностей учащихся.Следовательно, весь период обучения школьников можно подразделить на этапы, каждый из которых является ступенькой в развитииребёнканапутиегоформированияивзросления.Так,напервомэтапе,в младшем школьном возрасте, в основе активизации лежит процессстановления познавательной деятельности как таковой. Его характернымичертамиявляются следующие:- умениевычленятьпознавательнуюзадачуизобщего;- умениевключатьзнаниевцелостнуюсистему;- умение через занимательность и увлекательность учебного материала видеть трудность исложность решение задачи;- умение осуществлять поиск выхода из трудной ситуации и т.д.На втором этапе - в подростковом возрасте - на основе полученныхвначальнойшколенавыковпознавательнойдеятельностиучащийся вступает в период, характеризующийся поиском и находкой, сомнением и уверенностью в правильности сделанного шага, решения, умениемотстаивать свое мнение и т.д. Этот период должен быть нацелен наформирование самодеятельности школьника, которая является вторымслагаемыминтегрированногопонятия«активность».Деятельность старшеклассника должна быть нацелена прежде всего на совершенствование исследовательских навыков, т.к. именно исследовательскаяработанесетвсебеположительныйзаряд,пробуждающий мышление, воображение, волю, интеллект в целом, а также тестороны личности старшеклассника, которые до сих пор либо дремали,либобыли ужевсостоянии«готовности».Следовательно, процесс активизации познавательной деятельности школьника должен осуществляться по следующим направлениям (согласно возрастным особенностям учащихся): младший школьный возраст - становление навыков учебно-познавательнойдеятельности; подростковый возраст - формированиесамодеятельности; старшеклассник - исследовательскаядеятельность.