Формы внеклассной работы при изучении английского языка
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формы внеклассной работы при изучении английского языка
Автор: Ольга Михайловна Кобякова
Кобякова Ольга Михайловна, учитель английского языкаКуртамышская кадетская школа-интернатКурганская область, Куртамыш Формы внеклассной работы при изучении английского языкаВнеклассная работа по иностранному языку составляет неотъемлемую часть учебно-воспитательной работы в школе. Различные формы внеурочной работы помогают организовать свободное время школьников, решать задачи их общего развития, нравственного и эстетического воспитания. Они дают обучающимся возможность практически применять иностранный язык, способствуют развитию у них речевых умений, расширяют активный словарный запас, совершенствуют их умения в чтении и устной речи, усиливают мотивацию обучении. Благодаря хорошо организованной внеклассной работе обучающиеся успешно и с большим интересом овладевают учебным материалом на уроке. Какие же формы внеклассной работы имеют место в нашей школе? Традиционной формой внеклассной работы является неделя иностранного языка. Она предполагает не просто формальное проведение бесед по классам, а такую организацию, когда к работе привлекаются учителя других предметов: музыки, рисования, физкультуры. В понедельник сообщается порядок проведения недели, предлагаются домашние задания для конкурсов. У входа в школу вывешивается красочно оформленное объявление. Атмосфера прохождения недели должна чувствоваться во всём. Перед началом уроков приступают к своим обязанностям дежурные по школе. Они следят за порядком, ведут беседы с дежурными по классам только на иностранном языке. В период проведения недели в столовой дежурят «официанты». Столовая хорошо оформлена, на стенах плакаты, написанные крупным шрифтом с пожеланиями хорошего аппетита, с пословицами и поговорками, включающими лексику по теме «Еда». Всё это помогает «посетителям» и «официантам» общаться на иностранном языке. После уроков обучающихся обслуживают «выездные библиотекари».Одновременно работают 5-8 библиотекарей, у каждого своё место, где указано, ученикам какого возраста выдаются книги. «Библиотекарь» знакомит читателей с содержанием книг, журналов, газет, рассказывает об авторах. Во второй половине недели иностранного языка проводятся конкурсы по классам (по заранее предложенным домашним заданием). Ученикам старших классов, которые имеют определённые знания по страноведению, предлагаются тесты типа: «Что ты знаешь об англо-говорящих странах?». Обучающиеся 8-9-х классов принимают участие в конкурсах, посвящённых музыке и поэзии. Для школьников 5-7 классов можно предложить следующие занимательные конкурсы: 5 класс- мой любимый лимерик, для 6 класса можно провести Star Hour, где обучающиеся должны показать свои знания страны изучаемого языка (история Британии, географическое положение страны, известные поэты и писатели, их произведения). Обучающимся 7 класса предлагается игра «Калейдоскоп Марка Твена». Во время подготовки к калейдоскопу необходимо в классах выбрать команды. Члены команд должны подготовить инсценировку отрывка одного из произведений Марка Твена, ознакомиться с биографией и творчеством писателя, выпустить газету, посвящённую этому выдающемуся человеку. Болельщики должны подготовить номер художественной самодеятельности на английском языке. Дату проведения калейдоскопа можно приурочить ко дню рождения писателя (конец ноября). Неделя иностранного языка заканчивается одним большим общешкольным мероприятием: это Хэллоуин, если неделя проходит в конце октября или День Святого Валентина, если неделя иностранного языка имеет место в середине февраля, или же большим представлением по определённой тематике. Можно провести «Вечер английского детектива», исходя из необычайно высокой популярности и своеобразия жанра детектива в английской литературе. Это мероприятие готовится с обучающимися старшего звена, а приглашаются на него все школьники, изучающие английский язык. В начале мероприятия даётся вступительное слово учителю, затем один из учеников рассказывает биографию Агаты Кристи, а группа школьников разыгрывает сценку из её произведения. После чего ученики, таким же образом, знакомят аудиторию с творчеством КонанДойля, Эдгара По. Затем начинаются всевозможные конкурсы, касающиеся жизни и деятельности этих людей. Такие мероприятия знакомят обучающихся с английской литературой, расширяют их кругозор, прививают интерес к культуре страны изучаемого языка. Таким образом, неделя английского языка является главным мероприятием внеурочной работы по предмету. Большую роль во внеклассной работе по предмету имеют кружки и клубы, где обучающиеся углубляют, совершенствуют свои знания в области английского языка, знакомятся с обычаями и традициями Великобритании. Кружковая работа может проводиться в любом классе с 5-11. Тематика кружков может быть различна. Лучше всего провести анкетирование средиобучающихся и выяснить, что их больше всего привлекает в стране изучаемого языка: история Британии, политическая жизнь, декоративная монархия, литература.Многие ученики интересуются поэзией Британии. В классе обучающиеся с удовольствием знакомятся с необычной формой стихов Великобритании- лимериками, им нравится своеобразиеэтих пятистиший. Ученики 7-8-х классов любят попробовать себя в плане перевода английских стихов на русский язык. Это сделать не так-то просто, при условии, что перевод на русский язык должен быть в стихах. В старших классах можно провести кружок «Лучшие чтецы». Здесь обычно звучат стихи Томаса Вуда «Тo а False Friend», Роберта Бёрнса «My heart`s in the Highlands» и др. Таким образом, внеклассная работа играет важную роль в обучении иностранному языку. Она выполняет, примерно, тот же круг задач, что и урочная. Она мотивирует познавательную деятельность обучающихся, формирует их вкус, мировоззрение, расширяет кругозор.