Авторская сказка, как средство формирования нравственных ценностей у младших школьников


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Авторская сказка, как средство формирования нравственных ценностей у младших школьников
Автор: Лобенкова Елена Валерьевна

Елена Валерьевна Лобенкова,учитель начальных классовМБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 37» г. КалугиАвторская сказка, как средство формирования нравственных ценностей у младших школьников«Человек, который верит в сказку, однажды в неё попадает,потому что у него есть сердце…»  Одна из актуальных задач, стоящих перед общеобразовательными учреждениями России, - подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интересами и с учетом интересов и требований окружающих его людей и общества в целом. Решение данной задачи тесно связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности школьника. Этому способствует духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников, органически входящее в учебно-воспитательный процесс и составляющее его стержневую основу.В то же время духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников является одной из сложнейших задач воспитания в условиях современного образовательного учреждения.В современной ситуации развития общества, когда все чаще отмечаются различные проявления эмоциональной ограниченности, замкнутости на собственных интересах, нарастание жестокости, агрессивности, проблема духовно-нравственного развития и воспитания молодого поколения становится все более актуальной.Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников – основа всех основ. От того, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, чего достигнет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающим его миром.В воспитании детей и подростков сегодня используются различные средства. Среди них особое место принадлежит сказке. «Сказки многогранны и многослойны: они закладывают духовные принципы, объясняют вселенские законы, оказывают огромное эмоциональное влияние. Существуют даже специальные лечебные сказки. Поэтому исключать сказки в воспитании детей ни в коем случае нельзя», - так считает В.А. Сухомлинский. В.А. Сухомлинский придавал большое значение воспитанию учащихся с помощью сказки. Он писал: «Сказка - благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине». «Сказка - это духовные богатства народной культуры, познавая которые, ребенок познает сердцем родной народ». Эти слова подтверждают мысль о том, что сказка является средством формирования нравственной ценности у младших школьников.Сказка – незаменимый инструмент формирования личности ребенка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Авторские сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К. И. Чуковский писал, что цель сказочника – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».То, что ребенок видит и слышит, является первой опорной точкой для его будущего творчества. Он накапливает материал, на основе которого впоследствии будет строиться его фантазия. Поэтому сказки способствуют развитию в ребенке творческого мышления и воображения. Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.Как говорил Сухомлинский В. А.: «Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений». В сказках сохранена мудрость всего народа. Они могут быть основой в воспитании ребёнка, в формировании его нравственных качеств. В наше время многие родители не знают, чем занять ребёнка в свободное время. Намного проще посадить ребёнка около компьютера или телевизора. Всегда ли родитель знает, что откладывается в голове у ребёнка в это время?В нашей школе было проведено анкетирование детей и родителей с целью определения степени влияния сказок на формирование нравственных представлений детей, которое показало, что 80 % детей и родителей отдают предпочтение просмотру телевизора и играм на компьютере. У современных детей телевизор и компьютер, как фон жизни, их воспринимают как членов семьи, многие кушают, играют и даже засыпают под его звуки. Только 20 % из опрошенных отдали предпочтение слушанию сказок. Эти данные стали толчком для создания творческого проекта в начальной школе «Волшебный мир авторской сказки». Одной из главных целью которого являлось: духовно-нравственное воспитание ребенка посредством авторской сказки. Реализация проекта разделена на три этапа – подготовительного, основного и заключительного. Подготовительный этап1.Беседа с детьми о необходимости данного проекта. Формулировка проблемы. Работа по постановке цели и задач. Распределение учащихся на группы по интересам.2.Беседа с родителями о целях, задачах данного проекта, убеждение их в необходимости помощи, серьезного отношения к исследованиям детей.3.Уточнение источников информации и способов ее сбора. Сбор материала. Анализ литературы по данной тематике.Основной этап.1. Сбор и обработка информации.2. Работа детей с родителями: составление кроссвордов, загадок, ребусов; подготовка рисунков и поделок по теме проекта.3. Работа детей с учителями: оформление стенгазеты «Угадай-ка»; оформление выставки детских рисунков и поделок по сказкам; составление картотеки авторских сказок по программе «Школа России». Заключительный этап.1. Театральная постановка «Попурри из авторских сказок».2. Представление продуктов проекта (стенгазеты, выставка, картотека).3. Подведение итогов. Рефлексия.Пути реализации проекта:1. Оформление и пополнение книжного уголка сказками изучаемых авторов по программе литературного чтения по классам. Ежедневное чтение сказок, проведение бесед и дискуссий по прочитанным произведениям.2. Рисование иллюстраций к сказкам детьми. Лепка героев и сюжетов сказок. Аппликации, ручной труд из природного и бросового материалов, конструирование из бумаги по мотивам сказок. Организация выставок рисунков детей по прочитанным сказкам.3. Разучивание присказок, поговорок, пословиц, небылиц, зачинов и концовок сказок. Инсценировки сказок.4. Привлечение родителей к работе над проектом.5. Организация картотеки авторских сказок «Волшебные сундуки», выпуск стенгазеты «Угадай-ка!»6. Защита проекта. Театральная постановка «Попурри из авторских сказок».Изучая данный вопрос, мы сделали вывод, что сказка создает благоприятные условия для духовно-нравственного воспитания и развития младших школьников, она способна корректировать эмоционально-волевую сферу. Нравственные понятия, ярко представленные в авторских сказках, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с людьми. Таким образом, усиливается способность ребенка анализировать и, следовательно, контролировать свои эмоциональные реакции, свое поведение. Список литературы
  • Белоусова Т.Л., Бостанджиева Н.В., Казачёнок Н.В. и др. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1; под ред. А. Я. Данилюка. – М.: Просвещение, 2011. – 127 с.
  • Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. – СПб.: Речь, 2008. – 240 с.
  • Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – К.: Рад. шк., 1988.
  • Устюжанина С.А. Дорога добра: программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся // Практика административной работы. – 2012. - № 4.
  • Якунина И.В. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения // Дополнительное образование и воспитание. – 2011. - № 1.