Тема: «Использование дидактических игр и игровых упражнений для развития разных сторон речи детей дошкольного возраста»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Тема: «Использование дидактических игр и игровых упражнений для развития разных сторон речи детей дошкольного возраста»
Автор: Груздева Ирина Александровна
Тема: «Использование дидактических игр и игровых упражнений для развития разных сторон речи детей дошкольного возраста»Сформированная в России в течение многих десятилетий система дошкольного образования в настоящее время претерпевает серьёзные изменения. Вступил в силу Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Эти изменения были необходимы в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития и обучения каждого ребенка, обеспечения качественного образования детей дошкольного возраста. Во ФГОС ДО «Речевое развитие» выделено в отдельную образовательную область, которая является одной из важнейших. Можно возразить, что не менее важно физическое, художественно - эстетическое или социально-коммуникативное развитие. Не отрицая необходимости всестороннего развития дошкольника, следует признать, что полноценное становление всех сторон личности дошкольника немыслимо без речи, без общения, без коммуникативной деятельности (Л.С. Выготский).Развитие речи детей дошкольного возраста идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. Проблема развития речи является актуальной потому, что по статистике постоянно увеличивается количество детей с речевыми нарушениями и проблемами речевого развития.Этапы развития речи детей и владения языком привлекали внимание ученых различных специальностей с древних времен и по настоящий день (Ж. Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Е. И. Тихеева, К. Д. Ушинский, А.Р. Лурия, А.К. Маркова, О.М. Ельцова, А.Г. Арушанова).Речевое развитие в системе ДОУ должно проводиться с учетом ведущей деятельности. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребенка является игра. Все, что сопровождается игрой, легко воспринимается, быстро и прочно усваивается ребенком. В процессе игры ребенку дается максимальная возможность усвоения различных знаний, поэтому при включении в работу игр сравнительно легче добиться от детей усвоения материала. Многие исследователи (Л.С. Выготский, В.И. Селиверстов, А.И. Сорокина и др.) подчеркивают большое значение использования игр в воспитании и развитии дошкольников. Игровой метод обучения и развития способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки; повышает речевую мотивацию; побуждает детей к общению друг с другом; процесс мышления протекает быстрее, новые навыки усваиваются прочнее.В ходе социально-исторического развития человечества игра приобретает все большее значение для формирования личности ребенка. С ее помощью дети овладевают опытом взаимодействия с окружающим миром, усваивают моральные нормы, способы практической и умственной деятельности, выработанные многовековой историей человечества.Таким образом, современная теория игры базируется на положениях об ее историческом происхождении, социальной природе, содержании и назначении в человеческом обществе.Особое место в классификации игр отводится дидактическим играм – это обучающие игры. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. В работе по развитию разных сторон речи детей дошкольного возраста используют два вида дидактических игр: собственно дидактические игры, которые комплексно решают речевые задачи и игровые обучающие упражнения, решающие более узкие задачи развития речи и использующиеся преимущественно с малой подгруппой детей и в индивидуальном формате работы.Дидактические игры – это игры обучающего характера, с помощью которых можно обогащать словарный запас детей, изучать грамматический строй, работать над правильным звукопроизношением… Так же, они используются для закрепления словаря детей. В процессе игр развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительная память. Закрепляется культура поведения, навыки общения.Существуют разнообразные дидактические игры, направленные на развитие речи детей старшего дошкольного возраста.Игры типа, «Угадай, что изменилось», проводят во всех возрастных группах, но в зависимости от возраста детей ставятся разные задачи. С помощью этих игр можно закреплять название предметов; пространственные ориентировки (ближе, дальше); части речи; предлоги; название цветов и т.д.Игры типа, «Чудесный мешочек», используются в младшей группе, здесь дети достают предмет и называют его. В средней группе дети на ощупь определяют предметы. В старшей и подготовительной группах дают более сложные и качественные предметы (деревянные, пластмассовые, из губки, из ваты); дети должны описать предмет, загадать загадку, придумать рассказ.Так же в детских садах используются дидактические игры на различение деталей, на различение или сравнение признаков, свойств: «Что одинаковое, что разное», «У кого какой предмет». Цель таких игр научить детей различать сходные предметы, правильно их называть, определять их назначение.Игры можно проводить в ходе образовательной деятельности со всей группой, с подгруппой и индивидуально с каждым ребенком. Выделяя этапы работы над дидактической игрой, можно отметить, что сначала определяется программная задача, далее продумывается оборудование игры (раздаточный материал), определяется словарная работа (напоминается, уточняется, закрепляется). Также продумывается организация проведения игр (за столом, на ковре, на улице, в зависимости от того какой материал используется).Необходимо помнить, что в любом случае, если даже игра, обучающая, она должна оставаться игрой, имея образовательные и воспитательные задачи. Перед проведением игр необходимо продумать, как будет протекать игра. Нужно использовать в игре правильную интонацию, продумать, как заинтересовать игрой детей, можно использовать песни, хороводы. В конце игры итог не подводится, но для себя воспитатель записывает полученные результаты. В старших группах игра проводится, как часть НОД, в младших группах может проводиться, как целое образовательное мероприятие. Игровые упражнения построены на словах и действиях. Процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Словесные игры в старшей и подготовительной группах проводятся за пять минут до окончания занятия. Воспитатель не дает объяснения уже известной детям игры. Водящими могут быть сами дети. Игру лучше проводить в разных вариантах. Воспитатель должен заранее (для словесной игры) подобрать слова на случай затруднения детей. Игровые упражнения и задания целесообразно использовать в индивидуальной работе. Существуют упражнения на развитие слуха, развитие словарного запаса, развитие грамматических навыков, понимания лексического значения слов, закрепление звукопроизношения, то есть, упражнения имеют сходное с играми, но более узкое целенаправленное значение. Большинство задач развития речи ставится во всех возрастных группах, однако их содержание имеет свою специфику, которая определяется возрастными особенностями детей. Грамотно подбирая дидактический материал, содержание игр и упражнений в соответствие с речевыми задачами и возрастными особенностями детей возможно более качественное и планомерное развитие всех сторон речи детей старшего дошкольного возраста в легкой, доступной, непринужденной и любимой всех детей форме - игре.