Музыко-терапия и сказко-терапия на занятиях учителя Логопеда-Дефектолога.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Музыко-терапия и сказко-терапия на занятиях учителя Логопеда-Дефектолога.
Автор: Румянцева Ирина Юрьевна

Педагог дополнительного образования, учитель-логопед,учитель начальных классовРумянцева Ирина ЮрьевнаИП Румянцева И.Ю.Публикация на тему :"Музыко-терапия и сказко-терапия на занятиях учителя-дефектолога"Количество детей с задержкой психического развития постоянно увеличивается из года в год. Этому можно дать несколько объяснений: во-первых, объективно растет число факторов, способных стать причиной нарушения развития; во-вторых, усложняющиеся школьные программы оказываются посильными для все меньшего количества учеников; и, в-третьих, совершенствующиеся методы диагностики позволяют точнее определять уровень развития ребенка, отделяя не только "норму" от "не нормы", но и выявляя разные формы и степени нарушений.Уточняются и усложняются задачи, стоящие перед специалистами, работающими с этой категорией детей.Основной целью коррекционной работы с детьми с ЗПР является создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сфер, позитивных качеств личности ребенка. Коррекционно-педагогическое воздействие должно быть направлено на преодоление и предубеждение нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе.Задержка психического развития (ЗПР) у детей является сложным нарушением, при котором у разных детей страдают разные компоненты их психической, психологической и физической деятельности.ЗПР относится к «пограничной» форме нарушения развития ребенка. При ЗПР имеет место неравномерность формирования различных психических функций, типичным является сочетание, как повреждения, так и недоразвития отдельных психических функций с сохранными. При этом глубина повреждений и/или степень незрелости может быть также различной.Обучение и воспитание детей с задержкой психического развития осуществляется квалифицированными специалистами учителемдефектологом, учителем-логопедом, педагогом-психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию. Занятия по коррекционной ритмике проводит учитель-дефектолог совместно с музыкальным руководителем.Музыкально-ритмические занятия имеют большое значение для детей с задержкой психического развития. Это связано с тем, что характерные для них особенности нервно-психического склада, эмоционально-волевая и личностная незрелость, своеобразие деятельности и поведения, особенности двигательной и психической сферы хорошо поддаются коррекции специфическими средствами воздействия на ребенка, свойственными ритмике. Сущность коррекционной ритмики состоит в коррекции и развитии высших психических функций, средствами музыки и специальных двигательных и психокоррекционных упражнений.В работе с детьми с ОВЗ музыка используется как лечебный фактор. Восприятие специально подобранной музыки не требует предварительной подготовки и доступно всем детям. Музыкально-ритмические занятия помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще, активизируют мышление. Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, т.е. социализируют ребенка.Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность, способствует формированию целенаправленной деятельности. Многие исследователи (Е.М. Мастюкова, С.М. Миловский, И.В. Евтушенко, Е.А. Медведева, Г.А. Бутко) в своих работах показали, что музыкально-ритмические занятия имеет большое значение для детей с задержкой психического развития. Это связано с тем, что характерные для них особенности нервно-психического склада, эмоционально-волевая и личностная незрелость, своеобразие деятельности и поведения, особенности двигательной и психической сферы, хорошо поддаются коррекции специфическими средства воздействия на ребенка, свойственными ритмике.С помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка. Музыкально - ритмические занятия помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще. Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, т.е. социализируют ребенка. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность.Коррекционно-развивающее занятие «Коррекционная ритмика» является эффективной и адекватной формой проведения занятия при работе с детьми с ЗПР, построенного на сочетании музыки, движения и слова.«Коррекционная ритмика» - это специальное комплексное занятие, на котором средствами музыки и специальных двигательных и психологических упражнений происходит коррекция и развитие ВПФ, улучшаются качественные характеристики движения, развиваются такие важные для подготовки к школьному обучению личностные качества, как саморегуляция и произвольность движений и поведения.Коррекционная ритмика является одной из своеобразных форм активной терапии (с элементами кинезитерапии) средствами специально подобранных методов и методик, направленных на преодоление недостатков психомоторной, двигательной, познавательной и эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР средствами музыкально - ритмической деятельности и психоразвивающих упражнений, построенных на сочетании движений, музыки и слова. Основными целями коррекционной ритмики являются профилактика, лечение и коррекция имеющихся отклонений в развитии ребенка (Е.А.Медведева, 2002).Учитывая, что занятия с элементами КР являются частью образовательной и коррекционно-развивающей работы в детском саду, можно выделить четыре основных направления работы с детьми, реализуемые на занятиях с элементами КР:
  • оздоровительное,
  • образовательное,
  • воспитательное,
  • коррекционно - развивающее.
  • Занятия с элементами КР способствуют укреплению у детей мышечного корсета, у детей формируются правильное дыхание, развиваются моторные функции, воспитывается правильная осанка, походка, грация движений, что способствует в целом оздоровлению всего детского организма.Образовательное направление определяются задачами из «Образовательной программы» - С. Т. Шевченко «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития».Занятия с элементами КР способствуют воспитанию нравственных личностных качеств и эмоциональной отзывчивости, дисциплинированности, взаимопомощи, ответственности к заданию, самостоятельности, собранности и т.д. На занятиях воспитывается способность восприятия музыкальных образов и умение выразительно двигаться в соответствии с заданным или придуманным образом. Это способствует развитию творческих способностей детей. В связи с этой взаимообусловленностью музыки и движения сформулированы задачи обучения и воспитания, коррекции отклонений детей с ЗПР. Можно выделить несколько блоков коррекционно-развивающих задач, реализуемых в образовательном процессе.
  • Развитие и коррекция основных видов движений, серий движений, музыкально-ритмических движений. Формирование чувства музыкального темпа, размера, восприятия ритмического рисунка. Изменение характера движений в соответствии с изменением контрастов звучания (громко - тихо, быстро - медленно, высоко - низко). Согласование движений с пением. Нормализация мышечного тонуса, тренировка отдельных групп мышц, развитие основных видов движений. Выработка правильной осанки, чувства равновесия. Развитие точности, координации, плавности, переключаемости движений. Преодоление двигательного автоматизма движений. Развитие выразительных имитационно-подражательных движений (изображение движений медведя, лисы, зайчика, кошки, лыжника, наездника и т. п.) под музыку. Развитие выразительных имитационно-подражательных движений без музыки. Развитие быстроты и точности реакции на звуковые или вербальные сигналы. Развитие различных качеств внимания (устойчивости, переключения, распределения). Развитие всех видов памяти (зрительной, моторной, слуховой). Развитие словесной регуляции действий на основе согласования слова и движений (слово управляет движением). Развитие умения реализовывать запрограммированные действия по условному сигналу. Развитие пространственной организации собственных движений, оптико-пространственной ориентировки в пространстве зала через движение. Развитие пространственных представлений: понимание вербальных инструкций, отражающих пространственные отношения и выполнение действий на основе вербальной инструкции; способности к вербальному выражению пространственных отношений (движение влево, вправо, назад, вперед, руки вверх-вниз и т.д.). Формирование способности к пониманию различных эмоциональных состояний на основе восприятия невербальных стимулов (мимика, пластика т. д.). Развитие способности к пониманию различных эмоциональных состояний на основе восприятия невербальных стимулов. Развитие произвольности при выполнении движений и действий. Развитие умения выполнять совместные действия и коммуникативных навыков.
  • Таким образом, ориентируясь на совместный опыт работы музыкального руководителя и учителя-дефектолога, можно сделать вывод, что занятия по коррекционной ритмике являются эффективной коррекционной технологией и ее можно рекомендовать к использованию в других детских садах, работающих с аналогичной аномалией развития детей.Сказкотерапия «Сказка про Умку»Цель: Создание положительного психологического климата среди дошкольников.Задачи:Коррекционно-образовательные:
  • Обучение и понимание собственного настроения;
  • Формирование умения свободно выражать свои мысли, развивать чувство собственного достоинства, самоуважения, принятия себя и осознания своего я;
  • Развитие у детей способности к прак5тическому и умственному экспериментированию.
  • Формирование способности к монологической речи, способности правильно выстраивать предложение, высказывание.
  • Коррекционно- воспитательные:
  • Развитие чувства коллективизма;
  • Установление дружеских, доверительных, эмоциональных контактов между взрослым и детьми;
  • Коррекционно- развивающие:
  • Развитие навыков коммуникативного общения;
  • Развитие психических процессов: внимания, памяти и воображения;
  • Развитие эмоциональной сферы детей;
  • Умение распознавать настроение других: на иллюстрацях, картинках, фотографиях;
  • Развитие социально- приемлемого поведения, эмпатии, закрепление знаний об эмоциях;
  • Развитие мыслительной деятельности и речевой деятельности, зрительного внимания и тонкой моторики.
  • Послушайте историю,  которая произошла с мишкой Умкой.На далеком севере, среди крупных снегов находится ледяная пещера. В ней живет маленький медвежонок Умка.Это особый медвежонок - он умеет думать. Умка очень любит учиться! Но самое интересное - это его мысли, которые бывают разными. Иногда они похожи на праздничный фейерверк-яркие, быстрые, сверкают, играют, летают. Для Умки мир вокруг кажется таким разноцветным! В его голове появляются прекрасные идеи-тогда у него и настроение отличное. Медвежонок мечтает, чтобы эти минуты никогда не заканчивались. Давайте и мы с вами покажем как можно сделать фейерверк радостных и прекрасных мыслей.( бросаем в сосуд с водой блёстки размешиваем палочкой)Но не всегда мысли похожи на фейерверк. Иногда они, как океан, спокойные и тихие, светлые, как отражение в чистой и прозрачной воде. Когда мысли такие, он чувствует себя уверенно и хорошо. Медведь мечтает, чтобы так было всегда, чтобы душевное спокойствие никогда его не покидало.Давайте и мы свами покажем спокойные тихие мысли похожие на чистую воду(показываем сосуд с чистой водой)Но, иногда, Умка чувствует себя очень плохо, даже безобразно. То, что происходит с ним, напоминает что-то неприятное и унылое. Тогда его мысли похожи на мутную воду в непогоду. Давайте и мы с вами покажем мысли похожие на мутную воду( сосуд с водой бросаем кусочек глины и размешиваем) Умка называет их противными. В такие минуты медвежонок хочет как можно скорее избавиться от неприятного состояния. Ему хочется поскорее почувствовать себя снова счастливым. Но что для этого делать, он не знает. Поэтому сидит и ждет, ждет, ждет ?.Благодарю за внимание.