« Компетентность в области мотивирования дошкольников»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: « Компетентность в области мотивирования дошкольников»
Автор: Маршалкина Ольга Владимировна
Консультацияна тему: « Компетентность в области мотивирования дошкольников» "Познание начинается с удивления".Аристотель Компетентность в области мотивации учебной деятельности является одной из шести базовых компетенций, представленных в «Профессиональном стандарте педагогической деятельности» и определяется во время проведения экспертизы практической деятельности при аттестации (Новый Порядок её проведения утверждён Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», зарегистрирован Минюстом России 23.05.2014).Данная компетентность раскрывается через три ключевых показателя:умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной (воспитательной) деятельности;умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации обучающихся (воспитанников);умение создавать условия для самомотивирования обучающихся (воспитанников). .В связи с вступлением в силу ФГОС достижения детей определяются не совокупностью конкретных знаний, умений и навыков, а формированием личностных качеств, которые обеспечивают психологическую готовность ребёнка к школе, а основным видом обучения должна стать совместная организованная образовательная деятельность детей со взрослым, то есть развитие ребёнка должно осуществляться в игре. Именно игра позволяет развивать способности, умственные и художественные способности, помогает малышу познавать мир. В игре он наблюдает, запоминает, развивает фантазию, выстраивает системы взаимосвязей. Игра позволяет, будто бы незаметно, решать различные задачи, порой очень сложные, и продвигаться вперёд по пути формирования и развития детского интеллекта. С помощью игры можно помочь ребёнку осознать самого себя, приобрести уверенность в собственных силах. Общение во время игры является важным элементом воспитания личности, источником взаимного обогащения.Любая деятельность должна быть интересна для детей, но специально организована воспитателем, подразумевающая активность, взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Тем не менее, педагоги продолжают «заниматься» с детьми, но так, что сами дети об этом не догадываются, а длится этот образовательный процесс в течение всего дня, вовлекаясь в различные режимные моменты.И здесь, нам, педагогам, на помощь приходит мотивационная направленность деятельности детей. Мотивация - представляет собой совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности. Существует два типа мотивации:1. Внешняя мотивация- мотивация не связанная с содержанием определённой деятельности (если я всё сделаю, то мне купят/подарят).2. Внутренняя мотивация- (положительная или отрицательная).Положительная основывается на положительных стимулах (Например: если я научусь делать что-либо, то меня похвалят).Отрицательная мотивация основывается на отрицательных стимулах (Например: если я не сделаю что-либо, то меня накажут). Цель мотивации – вызвать у детей интерес к занятию, занимательному делу, или какой либо деятельности, создать условия увлеченности, умственного напряжения, направить усилия детей на осознанное освоение и приобретение знаний и умений.Мотивация позволяет решить сразу несколько задач:Расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков.Повысить познавательную активность и работоспособность детей.Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления.Плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры.С мотивации начинается любое взаимодействие между ребёнком и взрослым. Без мотивации со стороны взрослого у дошкольника не будет активности, не возникнут мотивы, ребёнок не будет готов к постановке целей.Выделим восемь типов мотивации:Первый тип - игровая мотивация – «Помоги игрушке», ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек. Игрушки использую яркие, эстетичные, желательно новые. На занятиях с малышами нельзя обойтись без игровых персонажей. Использование игровых персонажей и игровая мотивация взаимосвязаны. Игровые и сказочные персонажи могут «приходить в гости», «знакомиться», «давать задания», «рассказывать увлекательные истории», а также оценивают результаты труда малышей. Каждый персонаж должен быть интересным и запоминающимся, «иметь свой характер». Детское стремление общаться и помогать ему существенно увеличивает активность и заинтересованность. Во время работы у каждого ребёнка свой персонаж (вырезанный, игрушечный, нарисованный, которому он оказывает помощь). По окончании работы предложить детям поиграть с игрушками.При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям. Данную мотивацию можно использовать в ОД аппликации, конструировании, рисовании.Например: (для младшей и средней группы).Второй тип мотивации – помощь взрослому – «Помоги мне». Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе.Сообщаем детям, что собираемся мастерить и просим детей помочь. Интересуемся, как они могут помочь. Каждому ребёнку дается посильное задание. В конце подчеркиваем, что результат был, достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе.Эту мотивацию можно использовать в ОД сенсорика, ИЗО, в трудовой деятельности.Этот тип мотивации можно использовать со 2 младшей группы.Третий тип мотивации «Научи меня» - основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим. Вы сообщаете детям, что собираетесь заняться какой - либо деятельностью и просите детей научить вас. По окончании игры каждому ребёнку даете оценку его действий и раздаете звездочки.Например:Игровая деятельность: Ребята, наша кукла Таня собралась погулять, мне нужно её одеть на прогулку. Я не знаю, как это сделать. Вы можете меня научить?Рисование ладошками: Ребята хочу сделать необычную выставку, а не могу придумать, как превратить отпечаток ладошки в рисунок. Научите меня.Использовать этот вид мотивации можно в игровой деятельности, в ОД в старших группах.Четвёртый тип мотивации «создание предметов своими руками для себя» - основан на внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для себя или близких.Например: Ребята, посмотрите какая у меня красивая открытка! Эту открытку можно подарить маме на 8 марта. Вы хотите подарить маме такую же? И я показываю, как можно это изготовить.Использую в художественном конструировании, ориентировке, логике, ручном труде, художественном творчестве.Пятый тип мотивации «Художественное слово». Использование стихов, песенок, потешек, загадок и т. д. Этот тип мотивации можно использовать во всех возрастных группах.Шестой тип мотивации «Словесный». Она осуществляется только по словесному указанию. Это проблемные ситуации, прием соревнования, просьба.Например:Незнайка с друзьями спорят, где есть воздух, для чего он нужен и как это можно узнать. Дюймовочка хочет написать письмо маме, но беспокоится, что мама не сможет его прочесть из-за очень маленького шрифта.Словесные мотивации использую в ОД, а также в итоговых мероприятиях. (в старшей и подготовительной группах).Седьмой тип мотивации «Предметно-действенный». Это письма, волшебная корзина, коробочки, волшебная шкатулка, чудесный мешочек, плакаты.Восьмой тип мотивации «Использование ИКТ».Использование компьютера позволяет активизировать непроизвольное внимание, повысить интерес к обучению, расширить возможности работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей.Например: Игра – викторина «Волшебный сундучок», игра «Узнай сказку», игра – ассоциация «Кому что нужно для труда», а также презентации по теме.Использовать этот тип мотивации можно в любом возрасте в ОД, а также на итоговых мероприятиях. Каждая деятельность должна содержать то, что вызовет удивление, изумление, восторг, что дети будут помнить долго. Нужно помнить изречение "Познание начинается с удивления". При этом важно учесть возраст детей, приемы, которые подходят для каждого возраста. Данная система построения, проведения и анализа ОД помогает вам и детям получать необходимые знания и готовиться к школе с интересом и легкостью, не замечая, что его учат. Таким образом, подводя итог, можно сказать, что мотивация в организации совместной и самостоятельной деятельности для дошкольников является непосредственным стимулом, без которого ребёнок просто не сможет включиться в предлагаемую взрослым педагогическую ситуацию. А педагог, в свою очередь, должен уметь соподчинять и компоновать разные мотивы для достижения своих учебно-воспитательных целей, учитывая при этом индивидуальные черты характера и интересы каждого из детей группы.У всех детей есть врожденная мотивация на получение новых знаний и умений, но все -таки ее нужно повышать с каждым возрастом. Исследователи выявили шесть механизмов мотивирования - это те способы, с помощью которых можно повысить мотивацию ребенка к достижению цели в домашних условиях:поощрять исследование окружающей среды;хвалить ребенка за совершенные достижения;оказывать помощь в развитии и тренировке навыков;воздерживаться от наказания и критики за ошибки и плохие результаты;стимулировать общение;прививать начальные способности к исследованию.Следуйте соблюдению следующих принципов мотивации:нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы (может быть у ребёнка будет свой путь решения проблемы);обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом;обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат;действуя совместно с ребёнком, вы знакомите его со своими планами, способами их достижения.Таким образом, соблюдая эти принципы, мы ненавязчиво даем детям новые знания, обучаем их определенным умениям и формируем необходимые навыки.