"Артикуляционная гимнастика для дошкольников"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Артикуляционная гимнастика для дошкольников"
Автор: Жанна Александровна Сурикова
Артикуляционная гимнастика для дошкольников Красивая, понятная речь – это показатель всестороннего развития ребенка и подготовки его к обучению в школе.Много детей дошкольного возраста имеют речевые проблемы, неправильно произносят один или несколько звуков, большинство из которых носятнепостоянный характер. Исключение составляют дети до 4 лет с нормой возрастного или физиологического косноязычия, после 4 лет – это будетсчитаться нарушением. И, если не обращать внимания на речевые недостатки, они закрепляются и влияют в дальнейшем на обучение в детском саду, школе; возникают сложные речевые нарушения, тяжело поддающиеся коррекции. На чистоту речи ребенка влияют такие факторы, как речевой слух ивнимание, речевое дыхание, артикуляционный аппарат.Поэтому, если беспокоит речь ребёнка и, конечно же, с целью профилактики возникновения речевых нарушений, их коррекции, нужно играть и выполнять упражнения, направленные на развитие слуха, дыхания и артикуляционного аппарата.Артикуляционная гимнастика - это система упражнений для артикуляционных мышц. Артикуляционный аппарат это совокупность органов, обеспечивающих образование звуков речи. Включает голосовой аппарат, мышцы глотки, языка,мягкого нёба, губ, щёк и нижней(верхней) челюсти, зубы. 1 «Заборчик»Цель: научить ребенка удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижниезубы. Выполнение: улыбнуться, показать зубы, удерживать губы в улыбке под счет до десяти.2 «Трубочка»Цель: выработать движения губ вперед.Выполнение: вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой, удерживать под счет до десяти.3 «Заборчик – трубочка»Цель: научить легко переключаться с одного положения губ на другое.Выполнение: чередовать положение губ в улыбке и трубочке под счет до десяти.4 «Вкусное варенье»Цель: выработать движения широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое принимает язык припроизнесении звук Щ. Выполнение: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языкаоблизнуть верхнюю губу, делая движение сверху вниз. Работает только язык.5 «Грибок»Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку.Выполнение: улыбнуться, приоткрыть рот, присосать широкий язык к небу (язык – шляпка гриба, связка – ножка). 6 «Киска сердится»Цель: научить ребенка удерживать кончик языка за нижними зубами и выгибать спинку языка.Выполнение: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, кончик языка упереть в нижние резцы и не отрывая его от зубов выдвигать спинку языкавперед (под счет до 5), затем опустить спинку языка не отрывая кончик.7 «Маляр»Цель: учить ребенка поднимать язык вверх, растягивать подъязычную связку.Выполнение: улыбнуться, открыть рот, погладить кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед – назад (кончик не высовывать из-зазубов, губы и нижняя челюсть в покое).8 «Пароход гудит»Цель: выработать подъем задней части спинки языка вверх.Выполнение: улыбнуться, зажать кончик языка между зубов, длительно произносить звук «ы», при этом слышится звук «л».9 «Качели»Цель: Вырабатывать умение удерживать и чередовать определенныеартикуляционные уклады.Выполнение: Улыбнувшись, отрыть рот и напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к нижним и верхним зубам. Качели раскачиваютсясначала быстро, а затем медленнее, стараясь удержать язык в верхнем или нижнем положении несколько секунд.10 «Лопатка»Цель: научить ребенка удерживать широкий спокойный язык.Выполнение: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, удерживать под счет. 11 «Окошко»Цель: научить ребенка спокойно открывать и закрывать рот, удерживая губыв улыбке, развивать подвижность нижней челюсти.Выполнение: 1)улыбнуться, показать зубы, открыть рот, сомкнуть зубы, удерживать рот открытым под счет до десяти. 2) открывать и закрывать ротпод счет 1, 2: губы в улыбке, зубы видны.12 «Наказать непослушный язык»Цель: научить ребенка расслаблять мышцы языка, делать язык широким.Выполнение: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя…», удерживать таким распластанным на счет до пяти.