Древняя Финикия


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Древняя Финикия
Автор: Козицкая Ирина Николаевна

Древняя ФиникияТип урока: урок открытия нового знанияЦели урока: Образовательная: формировать глубокие знания у учащихся о географическом положении Финикии, занятиях финикийцев, о важнейших открытиях и достижениях финикийцев в области культуры.Развивающая: продолжить формирование умений работать с информацией-выделять главное, обобщать, систематизировать; развитие аналитических умений, критического мышления, навыков самостоятельной работы с текстом и учебной картой.Воспитательная: формирование художественно-эстетического вкуса,нравственных качеств, потребности в освоении ценностей мировой культуры.Планируемые результаты:Предметные: научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать её данные; устанавливать закономерности в возникновении занятий жителей Финикии в контексте природно-географических условий страны; формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам историиМетапредметные:Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов и дополнительных источников (познавательная инициативность)Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; формировать целевые установки учебной деятельности, планировать свои действия и составлять алгоритм действий в соответствии с поставленной задачей, осуществлять рефлексию своей деятельностиПознавательные: выделять существенную информацию из текстов разных видов; готовить краткие сообщения о достижениях финикийцев.Личностные: формирование познавательного интерес; определение собственного отношения к финикийскому народу; осмысление его вклада в развитие общества.Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.Методы обучения: частично-поисковый, репродуктивный, проблемныйСредства обучения: интерактивная доска, компьютерная презентация, карточки.Структура урока:
  • Организационный момент.
  • Целеполагание и мотивация.
  • Актуализация знаний и умений.
  • Первичное усвоение учебного материала.
  • Осознание и осмысление блока новой учебной информации.
  • Закрепление учебного материала.
  • Подведение итогов урока. Рефлексия.
  • Информация о домашнем задании.
  • Ход урока.Организационный момент.Проверка готовности рабочего места. Настрой на работу.Целеполагание и мотивация к учебной деятельностиУчитель создает условия для возникновения у обучающихся потребности включения в учебную деятельность. Обращает внимание обучающихся на слайд 1 презентации.- Ребята, в настоящее время в мире насчитывается более 200 государств. Герб какой страны перед вами? (Ливана). Посмотрите на карту, где расположена эта страна. Почему я вам её показала? Как она связана с темой нашего урока? Это мы выясним в ходе занятия.Создание проблемной ситуации.Где обычно возникали первые цивилизации?Сегодня речь пойдет об одной из самых богатых и могущественных цивилизаций древности. Демонстрация видеофрагмента (30 сек) о малоплодородных почвах и отсутствии крупных рек в месте возникновения финикийской цивилизации. Какое видите противоречие?Прогнозируемый ответ учеников: Природные условия малопригодны для земледелия и скотоводства, но цивилизация благодаря чему-то смогла развиться.
  • Какой возникает вопрос?
  • Прогнозируемый ответ учеников: Что способствовало могуществу финикийцев?
  • Что способствовало могуществу финикийцев?
  • Прогнозируемый ответ учеников: Видимо могущество было в чем-то другом, не в земле. Возможно, они владели какими-то секретами?Какие еще есть гипотезы?Каких знаний нам не хватает для решения проблемного вопроса? Первичное усвоение учебного материала.Учитель: Сегодня на машине времени мы отправляемся в Древнюю Финикию. Учитель: Мы прибыли на  восточный берег Средиземного моря, где  протянулась узкая полоска земли. Вот она – Древняя Финикия!Давайте поспорим. Одни   считают, что Финикия занимала невыгодное местоположение, а другие считают, что выгодное. Одна группа приводит доводы за  выгодное положение Финикии, другая – против.1-я группа подбирает аргументы «за», работая  с текстом учебника письменно. 2-я группа подбирает аргументы «против». 3-я группа получила опережающее задание по учебнику.Прогнозируемые ответы 1-й группы.Мы считаем, что Финикия занимала выгодное местоположение, так как:1. Близость моря давала возможность заниматься морскими промыслами (много рыбы, моллюсков) и морской торговлей, поэтому Финикия богатела.2. Финикия находилась на пересечении морских торговых путей.3. Росли деревья – кедры, это строительный материал.Прогнозируемые ответы 2-й группы.Мы считаем, что Финикия занимала невыгодное местоположение, так как:1. Представим коммунальную квартиру, всем достались комнаты, а вам коридор. Вот так другим народам досталось хорошее положение, а финикийцы жили в проходном дворе – здесь по узкой полоске между скалами и морем, по дороге шли бесконечные караваны: с севера на юг и обратно.2. Полоска земли настолько узкая, что даже название не вмещается, плавает по воде.Вывод: Финикия занимала выгодное для занятий морской торговлей и мореплаванием положение. (Записи в тетрадь).Учитель: Каковы достоинства и недостатки близости страны к морскому побережью? Исходя из местоположения, предположите, могли ли в Финикии, как в Древнем Египте занятиями населения стать земледелие и скотоводство? Каким занятиям благоприятствовали местоположение и природно-климатические условия? (Рыболовство, мореплавание и кораблестроение, ремесло)Итак, в Финикии не было крупных рек, плодородных речных долин, но зато там в горах росли кедровые леса. Финикийцы сколачивали из их брёвен прочные корабли и отправлялись в далёкие плавания. В мировую историю финикийцы вошли как мореплаватели и кораблестроители.Учитель: В отличие от Междуречья, Финикия не была единым государством. Каждый город имел своего царя.Найдите на карте Финикии города и отметьте их на контурной карте.Ученики работают с контурной картой и настольной картой.Учитель: В городах жили искусные ремесленники и ловкие торговцы. Посетим один из городов.На слайде компьютерной презентации изображён финикийский город.Учитель: Что свидетельствует о занятиях, связанных с морем?Учитель: Какие, помимо мореплавания и морской торговли, возможны были в Финикии занятия?Отвечают ученики 3-й группы, которые получили опережающее задание прочитать текст учебника и ответить на вопрос: «Какие, помимо мореплавания и морской торговли возможны были в Финикии  занятия?»Изобретения финикийцев. (слайды презентации)Из стекла выдували маленькие изящные сосуды для душистых благовоний или отливали круглые зеркала, в которых лица людей отражались яснее, чем в старых, желтоватых бронзовых зеркалах. Раскопки древних финикийских городов открыли взглядам археологов груды пустых морских раковин. Оказывается, из морских моллюсков финикийцы добывали краситель для тканей, секрет его производства никому не открывали. Судя по количеству отходов, можно догадаться о размахе производства и богатстве финикийских торговцев тканями. Эти ткани красивого пурпурного цвета сразу вошли в моду и пользовались огромным спросом - купить их могли только очень богатые люди. От названия краски, возможно, произошло и название страны – Финикия. (Греки – дали такое название, «тёмно-красный, пурпурный». )Вспомните, в каких странах Древнего Востока существовала письменность? Как она называлась? Ещё одно изобретение - алфавит. Именно купцы финикийских городов - Библа, Тира и Сидона - отказались от применения иероглифов и клинописи при ведении деловых записей и изобрели более удобную для запоминания и чтения разновидность письма. См таблицу с финикийским алфавитом в учебнике. В финикийском алфавите каждый значок - буква передавал несложные иероглифические рисунки, обозначающие то слог, то целое слово. Изобретенное финикийцами алфавитное письмо впоследствии широко распространилось по свету, и сейчас большинство народов мира пользуется алфавитами, происходящими от первого - финикийского. Задание: пользуясь финикийским алфавитом, впишите в остальные клеточки нужные буквы (слайд) Проверить записи учащихся в тетради: изобретения финикийцев –таран, прозрачное стекло, зеркало, пурпурная краска, алфавит.Учитель: Финикийцы были не только искусные ремесленники, но ловкие торговцы. Везде их товары пользовались большим спросом. А искусству вести торговлю учились у них и греки. Финикийских торговцев ждали, но боялись. Почему боялись?Работа учеников с карточкой. (см. Приложение). Учитель: Финикийцы вели в удобных бухтах, обширную торговлю по всему Средиземному морю и основывали на его берегах свои поселения, или колонии. Они возникали в удобных бухтах, где финикийцы постоянно, из года в год, вели торговлю с местным населением. Корабли из Финикии приходили в благоустроенную гавань, и обмен шел уже с соплеменниками, и даже с родственниками. В свою очередь колонисты сами завязывали отношения с населением окружающих земель и добывали нужные товары. Торговля сразу пошла живее. Из колоний финикийцы могли отправляться и в новые, еще более далекие путешествия. Постепенно в колонию переселялось все больше финикийцев, поселение росло и превращалось в город. Бывало, что из финикийского города сразу уезжала часть жителей - из-за перенаселения или внутренних распрей. Именно так в IX в. до н. э. на африканском побережье возник город Карфаген, который основала Элисса, царевна Тира. Она боролась против власти своего брата, царя Тира, но потерпела поражение. Вместе со многими знатными людьми и жрецами царевна отправилась на кораблях искать новую родину. Карфаген стал впоследствии главным городом крупного государства. Так постепенно в X - VI-м веках до н. э. вдоль побережья Средиземного моря появились финикийские колонии. На этой карте обозначен путь финикийских кораблей. (Слайд). Греки подчинили своему влиянию северное побережье моря, южное и западное заняли финикийцы, также остров Сардинию, Корсику, а Сицилию поделили. Финикийские колонии были образованы по побережью Средиземного моря - в Северной Африке, Испании, на о. Кипр. Сардиния, Сицилия. (Учитель на карте показывает колонии финикийцев, учащиеся работают с атласами).Учитель: Мы возвращаемся из путешествия и нам предстоит ответить на главный вопрос урока: Что же способствовало могуществу финикийцев?Ответы учеников.Закрепление учебного материала1. Расположена на восточном побережье Средиземного моря на пересечении торговых путей -----.2. Земли были ------, на них росли только неприхотливые деревья.--------3. Горы------4. Кедровые леса ---------5. Заливы и бухты ------- Рефлексия учебной деятельности на уроке.Оцените свою работу на уроке с помощью ленты времени по 5-бальной шкале.Ученики производят самооценку собственной учебной деятельности на уроке, стараясь продолжить следующие фразы:Я узнала, что …Я научилась…Остались вопросы…Домашнее задание: прочитать параграф учебника, ответить на вопросы;«3» - составить словарь по теме «Финикия»,«4» - составить кроссворд по теме «Финикия» (8 слов),«5» - подготовить информацию о судьбе Финикии.Приложение.В торговле Финикии большую роль играла работорговля. Своими собственными гражданами финикийские города-государства обычно не торговали, и случаи продажи детей из бедных семей за границу имели место лишь в голодные годы; так, Рибадди, царь Библа, в своих письмах фараону Эхнатону сообщал, что сыновья и дочери народа Библа отданы в обмен на зерно за пределы государства. Объектом же купли и продажи в целях наживы были в Библе и в других городах лишь чужеземные рабы. У древних народов финикийцы прослыли безжалостными работорговцами. Финикийских мореплавателей считали не только купцами, но и пиратами — охотниками за людьми. Основная масса приобретавшихся рабов предназначалась для продажи с целью выплаты дани фараону. Известно, например, требование египетского фараона, обращённое к правителю одного из финикийских городов,— отдать дочь и послать в Египет вместе с ней в качестве дара наряду с серебром, колесницами и конями ещё 20 первоклассных рабов. Однако некоторая часть захваченных рабов оседала в финикийских городах, поскольку условия финикийского рабовладельческого общества давали возможность применять рабский труд в значительных размерах. Рабы могли применяться как в ремесле, так и в сельском хозяйстве с его обработкой почвы на склонах гор. Земледелие в этих условиях требовало столько рабочей силы, что её не могло дать одно лишь свободное население финикийского города-государства. Несомненно, рабы использовались также в гаванях в качестве грузчиков и чернорабочих; как упоминалось выше, рабы использовались и на кораблях в качестве гребцов. Судя по росписям фиванских гробниц в Египте, изображающим команды прибывших финикийских кораблей, можно предположить, что свободные финикийцы носили длинные волосы, а рабы должны были коротко стричь их. Применялся, конечно, рабский труд и для домашних услуг.