И. С. Тургенев «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: И. С. Тургенев «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям
Автор: Людмила Андреевна Мелешева

6 класс Дата_________________Урок № И. С. Тургенев «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям Цели урока:образовательные: раскрыть образы крестьянских мальчиков; показать богатство их духовного мира, отношение автора к ним развивающие: развитие монологической речи учащихся, навыков характеристики литературных героев; развитие умения анализировать текст, выделять главное и обобщать; воспитательные: воспитывать уважение к крестьянскому труду, чувство сострадания, милосердия. Ход урока1.Организационный момент. 2.Сообщение темы и цели урока Дома вы читали произведение Тургенева «Бежин луг» и сегодня мы будем обсуждать главных героев рассказа, попытаемся увидеть их жизнь изнутри, разберемся, как же автор относится к героя.3. Актуализация опорных знаний- К какому циклу относится рассказ «Бежин луг»?- Что такое цикл в литературе?- В каком году писал Тургенев этот сборник?- Кого изобразил Тургенев в качестве главных героев произведения?- С чем Тургенев боролся всю свою жизнь? Какую клятву дал ещё в юности? - Какую роль сыграло произведение «Записки охотника» в отмене крепостного права?4. Мотивация учебной деятельностиЛетний вечер. За лесамиСолнышко уж село;На краю далеком небаЗорька заалела;Но и та потухла. ТопотВ поле раздается.То табун коней в ночноеПо лугам несется.Ухватя коней за гриву,Скачут дети в поле.То-то радость и веселье,То-то детям воля!По траве высокой кониНа просторе бродят;Собралися дети в кучку,Разговор заводят… И на ум приходят детямБабушкины сказки: Вот с метлой несётся ведьмаНа ночные пляски; Вот над лесом мчится лешийС головой косматой, А по небу, сыпля искры,Змей летит крылатый;И какие – то все в беломТени в поле ходят…Детям боязно – и дети Огонёк разводят.- Как связано это стихотворение с темой нашего урока? (В рассказе Тургенева мы знакомимся с деревенскими мальчиками, которые вышли пасти лошадей). 5. Основной этап1. Слово учителя По Орловской, Тульской, Курской и Калужской губерниям пролегали охотничьи тропы Тургенева. Он был страстным «ружейным охотником».Бродя с ружьём за плечами, писатель изучал сердце России – её народ. В его «Записках охотника» - встречи с мужиками, бабами, крестьянскими ребятишками. Места, упоминаемые в рассказе, реально существуют. Бежин луг находится в 13 км от Спасского-Лутовинова. Там же Парахинские кусты, деревня Варнавицы, село Шаламово и др. Повествование в рассказе «Бежин луг» ведётся от лица автора, который одновременно является персонажем - охотником, сбившимся с дороги и заблудившимся в июльскую ночь. Рассказчик впитывает в себя детский взгляд на мир, и благодаря этому с большей непосредственностью им заявляется одна из главных тем рассказа - природа и герой в их гармоничном единстве.2. Словарная работаАрмячок- крестьянская верхняя одежда из толстого сукнаБаял- говорилГуртовщики-хозяева и погонщики гуртовГурт- стадо, которое гонят на продажуЗамашная рубаха- рубашка из холстаОнучи – портянки, обмотки для ног под сапог или лапоть Словарик диалектных слов -авось,-зачнется,-откентелева,-куды.Народные верования и предания. Сельские поверья Разрыв-трава- волшебная трава, с помощью которой открываются любые замки и запоры.Родительская суббота - одна из суббот, которая по старому русскому обычаю посвящалась поминанию умерших родственников.Предвидение небесное - солнечное затмение.3. Работа с текстом1) Почему крестьянские ребятишки оказались ночью на Бежином лугу? (Пошли в ночное)2) Что значит «выйти в ночное»? (Пастьба лошадей ночью) 3) Что значит для мальчиков ночное? (свобода, самостоятельность) 4) Кто из мальчиков самый богатый? Откуда вы об этом узнаете?(Федя. По одёжде) 5) Сколько лет было детям? (Феде – лет 14, Павлуше и Илюше на вид не более 12 лет, Косте – 10, Ване -7.)6) Что готовили мальчики? Почему? ( Картошку. Больше крестьянам есть было нечего.)7) Как относится герой – рассказчик к ребятам, которых он случайно встретил в ночной степи? Как мы об этом узнаем? (Свое отношение автор и герой-рассказчик передает с помощью описания.)Выполнение задания по группам.1.О чём говорят мальчики у костра? (Они говорят о домовых, леших, об оживающих по ночам мертвецах и утопленниках, о Тришке-антихристе, о водяном, про русалку, о голосе, об утопленнике Васе)2.Какие поверья бытуют среди ребят? (О том, что можно увидеть того, кто умрёт в очередном году, праведная душа в голуби может быть, солнечное затмение – предвестник антихриста, белые волки побегут, людей есть будут) 3.Кто из мальчиков самый смелый? Почему вы так считаете? (Павел. Он не боится поскакать на волка, ночью, без хворостинки в руке, совершенно один. Именно Павлуше принадлежат самые весёлые истории в этом рассказе. Он же идёт за водой, несмотря на рассказы об утопленниках)4.Почему ребята рассказывают друг другу страшные истории? (В разговорах мальчиков отражаются суеверия и страх перед ними: мальчики верят в то, чего нет на свете, но что внушено им невежеством и суеверием взрослых)Составление таблицыВ жизни крестьянских ребятишек, о которых рассказывает Тургенев есть и печали, и радости. Какие это радости и какие печали? - Так как же автор относится к героям произведения? (Автор с симпатией относится к детям. Он и сочувствует, и радуется одновременно. В изображении Тургенева это даровитые, способные дети. Каждый из них отличается своим особым характером.)
  • Подведение итогов урока.
  • В каждом портрете есть загадка. Мы чувствуем, что Тургенев словно бы зовет нас вглядываться и вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении. - Какие они?- Дети интересны охотнику? - Как вы себе представили мир крестьянских детей 19 века? Чем он наполнен? Как они жили? - Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека?- Можно ли по речи узнать и раскрыть образ героя? Именно об этом вы и расскажете нам на следующем уроке.7. Домашнее задание. Составить письменную характеристику героя по плану (5 мальчиков – 5 групп в классе)План характеристики 1. Портрет мальчика. 2. Его роль среди товарищей. 3. История, которую рассказал герой. 4. Поведение мальчика. 5. Характер героя. 6. Отношение к нему автора и ваше.Выставление отметок