Предложения с обращениями. 5 класс


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Предложения с обращениями. 5 класс
Автор: Людмила Андреевна Мелешева

Русский язык5-й классТем а. Предложения с обращениямиЦели:
  • Образовательные:
  • познакомить учащихся с понятием « обращение»;
  • рассмотреть способы его выражения, роль  в предложении;
  • научить находить обращения в предложении;
  • формировать навыки постановки знаков препинания на письме
  • при обращении;
  • обучать звательной интонации;
  • научить отличать обращения от подлежащих.
  • Развивающие:
  • развивать речь через обогащение словарного запаса при введении
  • новых понятий;
  • развивать логическое мышление , умение делать выводы из наблюдений.
  • Воспитательные:
  • воспитывать любовь и интерес к русскому языку и литературе;
  • воспитывать дисциплинированность, собранность, требовательность к себе.
  • Методы: словесный, наглядный.Приёмы: беседа, опрос, самостоятельная работа, использование информационных технологий.Тип урока: урок усвоения новых знаний .Ход урока1.Организационный этап- Доброе утро, ребята!Сегодня у нас с вами необычный урок: к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем.- Как ваше настроение? (Дети показывают смайлики и говорят) Замечательно. Давайте улыбнёмся друг другу. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и плодотворно поработаем.2.Актуализация опорных знаний« Языковая атака» ( Повторение изученного материала по теме « Синтаксис». Учитель «атакует» , дети «отражают атаку» )– Как называется раздел языка, который мы с вами изучаем? (Синтаксис.)– Какие еще разделы языка вам известны?– Что изучается в синтаксисе? (Словосочетание и предложение.)– Какие виды словосочетаний вам известны? Приведите примеры.– Без чего предложение не существует?– Какой член предложения называется подлежащим?– А сказуемым?– Какие виды предложений по цели высказывания вам известны? Приведите примеры.– А по интонации? Подтвердите примерами.– Как называется предложение, состоящее только из главных членов?– А с второстепенными членами?– Какие изученные вами конструкции могут осложнять простое предложение?– Какие знаки препинания ставятся при однородных членах? При наличии обобщающего слова? При вводных словах и словосочетаниях?III. Изучение новой темы– Молодцы, вы хорошо поработали. Сегодня на уроке мы узнаем, чем еще может быть осложнено простое предложение. Это и будет тема нашего урока. Вы сами сможете назвать мне её, но только после того, как правильно ответите на вопросы кроссворда и найдёте выделенное слово.1.Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы где? куда? откуда? как?2.Предложение по цели высказывания, в котором мы побуждаем кого-либо к действию, приказываем, просим.3.Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей?4.Знак препинания, который ставится перед союзами а, но.5.Главный член предложения, который называет того, кто действует, испытывает какое-либо действие, обладает определённым признаком.6.Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей.7.Раздел науки, в котором изучаются словосочетания и предложения, правила их построения.8.Если оба главных члена выражены именем существительным в именительном падеже, что ставится между ними?9.Главный член предложения, который называет действие, состояние или признак подлежащего.Определение темы урокаПослушайте стихотворение и подумайте, о чем пойдет речь на уроке.Если надо обратиться,Я могу вам пригодиться,Без сомнения, друзья,Помогу вам только я.Могу быть выражено словом—И не одним – двумя, тремяИ в предложении готовоЗанять любое место я.- Какое слово в этом стихотворении главное?-Как вы думаете, какое языковое явление рассказало нам о себе?–Главное слово отгадано , и теперь можно объявить тему урока «Предложения с обращением»– Эта конструкция осложняет наши предложения, но значительно облегчает нашу жизнь. Кто хорошо владеет ею, тот непременно добивается успехов в общении, а значит, и в жизни.2. Формулировка целей и задач урока.- Что вы знаете об обращениях?-Что бы хотели узнать? (как ими пользоваться в устной и письменной речи).-Какие задачи нужно решить на уроке? (познакомиться с понятием «обращение», научиться находить их в предложении, выделять на письме и в устной речи) .- Как будем решать поставленные задачи?(работать в группах и самостоятельно, наблюдать, делать выводы)3. Наблюдения за языковыми фактамиНа доске записаны предложения 1. Гости князю поклонились,Вышли вон и в путь пустились.2. Чем вы, гости, торг ведете?Вопрос классу: Чем различаются два одинаковых слова «гости» в этих предложениях?(в первом предложении говорится о том, что сделали гости, во втором – к гостям обращаются) Понаблюдайте!Прочитайте выразительно предложения. Выделите интонацией лицо или предмет (явление природы), к которому мы обращаемся 1. Свет наш солнышко, ты ходишь круглый год по небу. (А. Пушкин.)2. Уходи, зима седая! (А. Майков)3. Уж и есть за что, Русь могучая, полюбить тебя, назвать матерью.(П. Никитин.)4. Осень, осень, погоди гнать по небу тучи. (Л. Яхнин.)5. Речка, речка, спрячь меня! (Сказка.)6. Я гриб нашла! Девочки! Что обозначают данные схемы?( Место обращения в предложении)О, . ,о, . ,о.- Определите, какой схеме соответствует каждое предложение. Понаблюдайте! Отличие обращения от подлежащего. - Сравните предложения.Дима прочитал книгу о животных.Дима, прочитай книгу о животных.Дима, ты прочитал книгу о животных? - Каковы эти предложения по цели высказывания?- Каким членом предложения являются выделенные слова?- Может ли подлежащее отделяться от сказуемого запятой?- Является ли местоимение ты обращением?- Чем оно является в предложении?Сделайте вывод о синтаксической роли обращений в предложении (обращения не являются членом предложения).Ответьте на вопросы:- К кому или к чему обращаются в каждом предложении?- Чем может быть выражено обращение?- Где в предложении может находиться обращение?- Как в предложении выделяется обращение?- Для чего нужны обращения? Вывод (делают сами дети). Обращения бывают распространенные и нераспространенные, могут стоять в начале, в середине и в конце предложения. На письме они выделяются запятыми, а если стоят в начале предложения и произносятся с особой интонацией, то после них ставится восклицательный знак.4) Физминутка (слайд 7).Поработали, ребятки!А теперь – все на зарядку!Влево, вправо повернитесь,Наклонитесь, поднимитесь.Руки вверх и руки вбок,И на месте прыг да скок!А теперь бежим вприпрыжку,Молодцы вы, ребятишки!Замедляем, дети, шагИ на месте стой! Вот так!А теперь мы сядем дружно,Нам ещё работать нужно!- Не услышали ли вы в тексте физкультминутки обращений?8. Работа в группах. Карточки жёлтые.Карточка 2. Задание: Записать текст. Найти обращения. Определите жанр текста, с которым вы работали.Ветры, бури, ураганы,Дуйте, что есть мочи.Вихри, вьюги и бураны,Разыграйтесь к ночи.Разбегайтесь, ручьи,Растекайтесь, лужи,Вылезайте, муравьи,После зимней стужи!Карточка 2. Записать текст. Найти обращения. Определите жанр текста, с которым вы работали.К Муравью ползет она:«Не оставь меня, кум милый!»«Кумушка, мне странно это:Да работала ль ты в лето?» -Говорит ей Муравей."До того ль, голубчик, было?»Карточка 2. Записать текст. Найти обращения. Определите жанр текста, с которым вы работали.Приплыла к нему рыбка и спросила:«Чего тебе надобно, старче?»Ей с поклоном старик отвечает:«Смилуйся, государыня рыбка,Разбранила меня моя старуха,Не дает старику мне покою…»Карточка 2. Записать текст. Найти обращения. Определите жанр текста, с которым вы работали.«Милый дедушка, Константин Макарыч! — писал он. — И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался».Проверка работы групп. Обращение может употребляться в текстах художественных произведений и письмах.Прочитайте ещё раз текст 3 группы. Назовите обращение. Обычно ли такое обращение сегодня? Слайд 6.Оказывается, в древнерусском языке существовал особый звательный падеж. Это и было обращение. Раньше в русском языке существовал, кроме шести нам известных, седьмой звательный падеж. “Старче” и есть форма звательного падежа.Другие примеры звательного падежа в современной речи “други” (вместо друзья), “Отче наш” (отец). В разговорной речи сохраняется форма звательного падежа, сокращённая форма слова “мам”, “Тань”, “бабуль”, “Дим” . Она применима только в разговорной речи.В речевом этикете обращению уделяется большое внимание. Неудачное, необдуманное обращение может обидеть. Чем вежливее вы будете обращаться к другим, тем с большим желанием вас, будут слушать.9. Развитие речи:А) Обратитесь правильно к соседу по парте. А к учителю?! Одинакова формула построения обращения?Б) Применение этикетных формул в экстралингвистических ситуациях, работа в группах. Задание на зелёной карточке.Карточка 3. Работа в группе.Мы помним с вами, что существуют не только математические формулы, но и формулы этикета. Есть этикетные формулы приветствия, прощания, просьбы.Перед вами этикетные формулы-просьбы: 1.Пожалуйста. 2.Будьте так любезны. 3.Будьте добры. 4.Если вас не затруднит. 5.Сделайте одолжение. 6.Не мог бы ты сейчас. 7.Не выполнишь ли ты мою просьбу. 8.Вы не могли бы сказать.И ситуации: 1.Попросите своих родителей о покупке … 2 .Вы решаете задачу по математике уже целый час, но безрезультатно. Попросите о помощи одноклассника. 4. Вы опоздали на урок. Попросите разрешения у учителя присутствовать на уроке.\10. Работа в паре. Комплименты или телеграмма. Комплимент написать соседу в паре. Обменяться тетрадями, прочитать. (Слайд 7 ) в музыкальном сопровождении («Песенка черепахи Тортиллы»).Проверка. Чтение.Закрепление изученного материала1)Запишите предложения, сделав их побудительными по цели высказывания, для чего подлежащее сделайте обращением (слайд 8)Образец записи: Ребята охраняют природу. — Ребята, охраняйте природу!1) Маша читает книгу о путешествиях. 2) Старшеклассники собираются принять участие в лыжных соревнованиях.2) Перед вами карточки с предложениями. Расставьте знаки препинания, найдите обращения. 1) Ах ты мерзкое стекло это врешь ты мне назло! 2) Вылезайте муравьи после зимней стужи.3) Я радуюсь вашим успехам друзья.4) Куда ты светлый ручеёк стремишься? (А. Фет.) 5) Друзья к чему весь этот шум? (И. Крылов.) 6) Как милый петушок поёшь ты громко важно! (И. Крылов.)3)Учитель: Обращение задает тон всему последующему разговору.Неудачное обращение может насторожить, удивить и даже обидеть. Все ли обращения уместны в речи?(слайд 9)Сережа. Серега. Сергей. Уважаемый Сергей Петрович.Папа. Папуленька. Папаша.Мужчина. Старикан. Дедушка. Закрепление изученного материалаУпр. 219 (по рядам), в парах, составить диалоги с обращениями:1 ряд: узнать дорогу2 ряд: просьба показать товар в магазине3 ряд: обращение к кондуктору в автобусеСлушаем варианты. Чей диалог понравился больше? Почему?6. Применение этикетных формул в экстралингвистических ситуациях, работа в группах.1) Учитель: Мы помним с вами, что существуют не только математические формулы, но и формулы этикета. Есть этикетные формулы приветствия, прощания, просьбы.Перед вами этикетные формулы-просьбы (слайд 10):ПожалуйстаБудьте так любезны…Будьте добры…Если вас не затруднит…Сделайте одолжение…Не мог бы ты сейчас…Не выполнишь ли ты мою просьбу…Вы не могли бы сказать…Ситуации (раздаются карточки с ситуациями каждой паре учащихся).1) Попросите своих родителей о покупке … 2) Вы решаете задачу по математике уже целый час, но безрезультатно. Попросите о помощи одноклассника.3) Всю перемену вы провели в столовой. Опоздали на урок. После звонка вам надо войти в класс. Попросите разрешения у учителя присутствовать на уроке.Защита работ.IV. Закрепление материала.1. Самостоятельная работа.Расставьте знаки препинания. Найдите обращения.1)Я вам друзья открою тайны здешних мест.2)Братцы что он про меня сочиняет?3)Цветик становись на бочку и читай свои стихи.4)Вы нас очень напугали своим воздушным шаром.5)Ты Пилюлькин все трудишься, все другим помогаешь.(Н. Носов)Самостоятельная работа.Расставьте знаки препинания. Найдите обращения.1)Я вам, друзья, открою тайны здешних мест.2)Братцы, что он про меня сочиняет?3)Цветик, становись на бочку и читай свои стихи.4)Вы нас очень напугали своим воздушным шаром.5)Ты, Пилюлькин, все трудишься, все другим помогаешь.(Н. Носов)Выполняя задание, учащиеся должны закрепить знания о знаках препинания при обращении, о том, что обращение не является членом предложения, а местоимения ты, вы на письме запятыми не выделяются. В последнем предложении после ты стоит запятая, так как дальше идет обращение.2. Упражнение 209 (устно)3. Беседа с классом.Учитель сообщает школьникам, что часто по обращению можно понять, каков тот человек, который обращается, и тот, к кому обращаются. Обращением можно выразить ласку, доброту, заботу, доброжелательность говорящего и, наоборот, злость, недовольство. Очень часто обращение раскрывает героя произведения. Предлагается вспомнить те отрывки из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина, где встречаются обращения.- В каких случаях и как царица обращается к зеркальцу?Как характеризуют царицу эти разные обращения: свет мой зеркальце и мерзкое стекло?-С какими словами обращается царевна? Елисей? Как это характеризует их? (Бабушка; братцы вы мои родные; свет наш Солнышко.)4. Запись в «Словарь трудных слов».Здравствуйте, пожалуйста, до свидания, спасибо, благодарю, извините.-Как назвать того, к кому обращаешься? Мама, папа, бабушка, дедушка – это привычные обращения. Взрослых знакомых и незнакомых людей мы называем по имени и отчеству. Но сколько вокруг нас незнакомых!-Составьте предложения, с которыми вы обратитесь к продавцу, врачу, прохожему.Постарайтесь использовать записанные выше «слова вежливости».V. Итоги урока.