Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания
Автор: Гуржий Андрей Владимирович

Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознанияАвтор: Гуржий Андрей ВладимировичПод функциональной грамотностью понимают результат овладения учащимися системой предметных ключевых компетенций, позволяющих эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации, способность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.Функциональную грамотность можно разделить на основные направления:Читательская грамотностьМатематическая грамотностьЕстественнонаучная грамотностьФинансовая грамотностьГлобальные компетенцииКреативное мышлениеСовременные стандарты образования требуют, чтобы процесс обучения был ориентирован на практическое применение знаний в повседневной жизни и социальных отношениях. Учебные предметы «История» и «Обществознание» предоставляют широкие возможности для формирования функциональной грамотности учащихся, учитывая духовно-нравственные аспекты исторических событий и аналогии с современностью. На уроках истории и обществознания можно научить обучающихся не только запоминать информацию, но и анализировать источники, искать информацию и формировать практические навыки.В процессе обучения важно использовать межпредметные связи, что позволяет рассматривать исторические события с разных точек зрения и задействовать личностный фактор.Для формирования функциональной грамотности в учебном процессе необходимо:Стимулировать атмосферу сотрудничества на рабочих местах.Применять методы развития критического мышления.Организовывать работу в парах и группах.Внедрять постороннее обучение и взаимообучение.Включить критериальное измерение, разработать критерии совместно с учениками.Поддерживать использование самооценок и взаимооценок.Создавать условия для развития одаренных и талантливых детей на уроках.Средства формирования функциональной грамотности на уроках истории и обществознания разнообразны:Направления функциональной грамотностиПриемы развития функциональной грамотности на уроках истории и обществознанияЧитательская грамотностьРабота с различными типами текста – сплошными и несплошными«Найти ошибку»ПересказСоставление 2-х типов вопросов к тексту«От первого лица»Развернутый план текстаСравнительная таблица«Плюс и минус»СхемаВопросы низкого и высокого уровняТолстые и тонкие вопросыДырявый текстДопиши историюМатематическая грамотностьПрием «заблудившаяся дата»Решение задач на знание хронологииРасчеты выплат в различные исторические периоды (выкупные платежи, выплаты по заёму, выплаты повинностей и т.д.)Финансовая грамотность«Рассчитать семейный бюджет»Расчёт налогов для физических или юридических лицГлобальные компетенции и Креативное мышлениеПроблемные задачиПроблемные вопросыСитуации и задания дивергентного типаДебаты«Аргументы и контраргументы»Исследовательская работа В результате развития функциональной грамотности учащиеся получают способность применять полученные знания и навыки в реальных жизненных ситуациях, применять их для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений, а также способность адаптироваться и действовать в различных социальных сферах. Список используемой литературы:К. А. Нурмуратова. Функциональная грамотность как основа развития гармоничной личности в современных условиях. «Педагогическая наука и практика», 2019. .Сырымбетова, Л. С., Садыкова, А. Е. Методы функциональной грамотности чтения: зарубежный опыт // Молодой ученый. Указ президента РФ от 07.05.2018г. №204 , официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: Антропова М.С. Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания// Высшая школа.2020. №10. С.34-38Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 №287 [Электронный ресурс].