Организация сюжетно-ролевых игр в ДОУ с учетом гендерного воспитания
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Организация сюжетно-ролевых игр в ДОУ с учетом гендерного воспитания
Автор: Трифонова Ольга Валентиновна
ОРГАНИЗАЦИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР В ДОУ С УЧЕТОМ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯТрифонова О.В., воспитатель МДОУ «Детский сад №213» г.СаратоваПрактики рассматривают сюжетно-ролевую игру как основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В процессе развития сюжетно-ролевой игры ребенок переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманным, охватывающим практически все сферы действительности. Вот здесь и возникают ролевые отношения между мальчиками и девочками. Они интенсивно зарождаются и развиваются в детском возрасте, поскольку с самого рождения ребенок живет среди людей и неизбежно вступает с ними в определенные отношения. Опыт первых отношений как со взрослыми, так и со сверстниками является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведения и самочувствие среды людей. Сюжетно-ролевая игра должна соответствовать современной деятельности, так как в связи с развитием научно-технического прогресса появляется много новой техники, много нового в жизни людей – задача воспитателя с детьми создавать условия для отражения этого в сюжетно-ролевых играх детей, переводить их к более сложному ролевому поведению в игре: формировать умение изменять свое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою роль для партнеров в процессе развертывания игры.Проблема грамотного введения ребенка в ту или иную роль на сегодняшнем этапе представляется наиболее сложной из педагогических проблем, решаемых в технологиях, связанных с дошкольной игровой деятельностью. Грамотное использование сюжетно-ролевых игр во многом облегчит ребенку не только подготовку к школе в дальнейшем, но и наиболее быструю акклиматизацию в условиях начальной школы.Дошкольники, имеющие развитые игровые навыки в соответствии со своим возрастом, имеют адекватный уровень развития произвольного внимания, логического мышления, речи, воображения, то есть адекватный уровень познавательного развития, что является важной предпосылкой школьной готовности.Игра должна развертываться особым образом, так чтобы для ребенка «открылась» необходимость соотнести его роль с разными другими ролями, а также возможность смены роли в процессе игры. Задачи развития сюжетно-ролевых игр:Обогащать содержание сюжетных игр детей на основе впечатлений о жизни, труде людей, их отношениях («Семья», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Детский сад», «Моряки» и другие игры).Способствовать отражению в играх сюжетов знакомых сказок и мультипликационных фильмов.Развивать умение обмениваться ролями в совместной игре.Воспитывать доброжелательные отношения между детьми.Сюжетно-ролевые игры организуются для мальчиков и девочек в режиме дня во второй половине дня.Для организации сюжетно-ролевой игры оформляются игровые зоны группы («Семья», «Магазин», «Больница», «Транспорт», «Театр»), в которых дети самостоятельно по желанию выбирают игрушки. Все игрушки располагаются так, чтобы создать условия для совместной деятельности и общения по интересам небольшими подгруппами. Нужно предоставить в пользование детям предметы для ряженья; элементы костюмов сказочных героев, маски животных. Это позволяет самостоятельно воспроизводить в сюжетно ролевых играх полюбившиеся эпизоды сказок, мультипликационных фильмов. Таким образом, успешность сюжетно-ролевой игры, несомненно, зависит от организационной деятельности педагога.Во-первых, педагогу необходимы условия для развития игрового сюжета, создания предметно-игровой среды происходит с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольника. Атрибутами для сюжетно-ролевых игр должны быть красочными и эстетическими, так как именно с ними будет взаимодействовать ребенок. Правильная организация предметно-игровой среды предполагает и выполнения воспитателем программной задачи развития детского творчества в игровой деятельности.Во-вторых, сюжетно-ролевая игра будет успешной только в том случае, если педагог будет организовывать и осуществлять игровую деятельность детей последовательно и систематически, а не от случая к случаю. Умение педагога наблюдать за детьми дает ему материал для раздумий, умения понимать их игровые замыслы и переживания, исходя из этого, планировать игровую деятельность с дошкольниками. И, наконец, в-третьих, организуя сюжетно-ролевую игру с детьми, педагог должен активно использовать методы и приемы обучения детей игровым действиям, а в старшем дошкольном возрасте игровой цепочкой, согласно выбранной роли или игровому сюжету. Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю». Отсюда новая проблема, трудность перестройки самого воспитателя из солиста, в помощника, партнера ребенка дошкольника. Педагог должен быть адекватен новым стандартам. Они предъявляют высокие требования к профессиональной компетенции. Востребованы свойственные далеко не каждому педагогу функции: аналитические, прогностические, экспертные, организационные. Выход один – самообразование, самообучение, самовоспитание, движение вперед навстречу новому, ежедневный труд и поиск каждого воспитателя.Список литературыВеракса, А.Н. Практический психолог в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.- 144с.Голицина, Н.С. Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, 2011. – 398с.Краснощекова, Л.В. Сюжетно-ролевые игры для мальчиков и девочек/ Н.В. Краснощекова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2014. – 387с.