Работа по профилактике среди несовершеннолетних ОУ
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Работа по профилактике среди несовершеннолетних ОУ
Автор: Карнищева Руфина Геннадьевна
Работа по профилактике среди несовершеннолетних ОУ Современная школа столкнулась с рядом проблем: с одной стороны – рост правонарушений среди несовершеннолетних подростков, с другой стороны – родители не уделяют должного внимания своим детям в силу различных причин. Если раньше педагоги рассматривали процесс воспитания в виде своеобразного треугольника: школа – родители - ребенок, где школа в тесном сотрудничестве с родителями, так как ориентиры нравственные и социальные совпадали, решали успешно задачу воспитания, то, к сожалению, сегодня в этом треугольнике школа зачастую остается без поддержки второй, родительской, стороны.В последнее время наблюдается процесс снижения возрастного показателя для правонарушителей. В начальную школу опустились такие виды правонарушений как: курение, употребление нецензурных выражений, причинение вреда здоровью, завладение чужим имуществом. Появились новые тенденции в поведении детей и родителей: уход несовершеннолетних из дома, риск суицидальных проявлений у несовершеннолетних, жестокое обращение с детьми, отсутствие у детей родительского авторитета.В связи с выше сказанным, в настоящее время в работе по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних подростков остро стоит вопрос о необходимости профилактической работы с родителями обучающихся. Постепенно формируется система работы по профилактике в целом и система работы с семьями учащихся, находящимися в социально – опасном положении. Имеется в виду неблагополучие по отношению к ребенку. Говорить о ребенке, о неблагополучной семье значит говорить о том:1. Как отражается семейное неблагополучие на ребенке.2. Как ребенок может нарушать спокойствие семьи, вызывая у родителей раздражение, злость, нетерпение превращать семью в неблагополучную, а последнее в свою очередь может еще больше усугубить психическое состояние ребенка.3. Что должны предпринимать педагоги, чтобы помочь ребенку в сложившейся ситуации, ведь он не виноват, что живет в неблагополучных семейных условиях.Работа с учащимися, с семьями учащихся по профилактике традиционно строится в соответствии с планом, утвержденным на начало учебного года директором школы и начальником ОП.В начале учебного года проводится мониторинг ученического коллектива школы, в ходе которого составляются списки обучающихся по классам, определяется материальный уровень жизни семей, проводится диагностика семейного контингента. Данные получаются путем изучения школьной документации, собеседования с родителями, через анкетирование.При работе с родителями педагогический коллектив руководствуется Федеральным законом №120-ФЗ «Об основах системы профилактики, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», где определено понятие «Семья в социально опасном положении - это семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними».Основополагающие государственные документы: Федеральный Закон «Об образовании» в Российской Федерации, восстанавливают статус воспитания как приоритетного направления деятельности в системе образования, подчёркивают исключительную роль семьи в решении задач воспитания, указывают на необходимость равноправного, творческого заинтересованного союза семьи и школы.Работа педагогического коллектива школы направлена на корректировку процесса воспитания детей в семьях, находящихся в социально – опасном положении и семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации.Педагогическое взаимодействие школы и семьи состоит в создании благоприятных условий для личностного развития и роста детей, организации активной жизни человека, ведущего достойную жизнь.Профилактическая работа школы проводится совместно с другими субъектами профилактики, такими как ТКДН и ЗП, Центром социальной помощи семье и детям, Клиникой, Дружественной к молодежи «Перспектива», ОДН ОП, Центром для несовершеннолетних, учреждениями культуры и спорта района и города, образовательными организациями района и города.Регулярное посещение семей по месту жительства, педагогический контроль, и преемственность со стороны учителей школы и других субъектов профилактики позволяют закрепить положительные результаты работы и становятся успешными методами профилактики социальной дезадаптации семьи.Актуальность работы состоит в том, что семья в современных условиях не всегда может выйти из сложных жизненных ситуаций самостоятельно. Она нуждается в помощи со стороны. Такую помощь может оказать и оказывает школа. Профилактическая работа с семьей – важная составляющая деятельности в общеобразовательном учреждении.Принципы работы педагогического коллектива1. Принцип комплексности предполагает взаимодействие специалистов разного профиля в диагностике, коррекции и реабилитации дезадаптированных семей с детьми, предполагает реализацию системного подхода в работе с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, и воздействие на них с учетом различных аспектов: экономических, социальных, медицинских, педагогических и психологических и т.д.2. Принцип законности предусматривает исполнение законов и соответствующих им иных нормативно-правовых актов в работе с неблагополучными семьями.3.Принцип конфиденциальности предполагает недопустимость разглашения персональных данных, а также иных сведений, охраняемых законом, о семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации, без их согласия.4. Ориентация на развитие позитивного потенциала семьи.- актуальность и своевременность оказания помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации;- активная поддержка родителей (наиболее эффективный способ помощи ребенку – это помощь его семье);- опора на родительскую ответственность. Использование внутреннего потенциала семьи. Семья сама формулирует цели работы и определяет сроки. Специалисты не берут на себя выполнение тех задач, с которыми семья может справиться самостоятельно- опора на позитив в работе с семьей, отношение к неблагополучной семье, как к равноценному, равноправному партнеру.Работа коллектива ориентируется на реализацию не только актуальных, но и перспективных ожидаемых, прогнозируемых социально-реабилитационных результатов, строится на партнерских отношениях с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, как с равноправными и равноценными партнерами.Используемые формы работы с семьями:Коллективные: родительские тематические собрания, совместная с детьми деятельность: походы, экскурсии, праздники, работа родительского комитета, дискуссии, беседы; коллективные творческие дела (конкурсы, праздники), родительские конференции, оформление уголка с рекомендациями для родителей.- общие (классные или по параллелям)Дифференцированные: (специально приглашенная группа родителей или специалистов);Индивидуальные: (переписка, консультационные беседы, предоставление возможности родителям наблюдение школьных занятий ребенка).Но основной формой работы с родителями остаются родительские собрания.Виды родительских собраний: тематическое, организационное, итоговое.Формы родительских собраний: лекция, беседа, творческие встречи, круглый стол.По отношению к детям девиантного поведения применяются меры воспитательного характера:- вовлечение несовершеннолетних во внеклассные мероприятия- профилактические беседы с учениками и родителями- обсуждение на совете профилактики безнадзорности и правонарушений- вызовы на заседание территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав- индивидуальные консультацииСледует отметить повышение количества посещенных семей классными руководителями, представителями родительских комитетов.Индивидуальная работа с родителями проводится систематически, традиционно родители могут получить консультацию или быть приглашены в ОУ работниками школы в удобное для родителей время.Родителей, в должной степени не умеющих и не желающих заниматься воспитанием своих детей, не контролирующих их досуг, неохотно идущих на контакт с классными руководителями, с администрацией школы, выявляется в единичных случаях.В профессиональной деятельности учителя используют три ведущие функции педагогической работы:профилактическую – профилактика проблемной жизненной ситуации ребёнка, предупреждение или создание условий для решения проблем социальной жизни ребёнка, совместное с ним преодоление трудностей на пути решения жизненно важных задач;защитно-охранную – защита и охрана прав ребёнка в уже сложившейся трудной жизненной ситуации: защита ребёнка от социальной среды, если у него возникают проблемы с адаптацией к ней, и защита социальной среды от негативного влияния на неё со стороны ребёнка;организационную – координация действий и средств, которые способствуют выходу ребёнка из трудной жизненной ситуации; развитие и упрочение социальных связей для использования возможностей различных людей и организаций; приобщение их к решению проблем социальной жизни ребёнка и активное включение самого ребёнка в эти связи.Исходя из этих функций, обозначаются основные мероприятия по профилактике правонарушений и преступлений в работе с семьями учащихся ОУ на последующие периоды:1. Формирование банка данных об обучающихся девиантного поведения и их семьях 2. Проведение мероприятий по вовлечению учащихся в кружки и секции ОУ, района, города. 3. Выявление обучающихся, длительное время не получающих обязательное общее образование, принятие мер по обеспечению их прав на образование 4. Активизация деятельности по пропаганде правовой культуры участников образовательного процесса 5. Организация и проведение для несовершеннолетних тренингов и занятий, направленных на развитие их жизненных потенциалов, формирование здорового образа жизни. 6. Организация психолого-педагогической индивидуальной помощи родителям, 7. Оказание различных видов помощи несовершеннолетним, вернувшимся из учреждений пенитенциарной системы, с целью их реабилитации и адаптации в социальной среде. 8. Проведение родительского всеобуча, встреч субъектов системы профилактики. Оказание просветительской и психологической помощи родителям9. Обобщение для использования в дальнейшей работе и пропаганда среди родителей информации позитивного опыта профилактической и коррекционно-реабилитационной работы с детьми и семьями «группы риска» 10. Проведение мероприятий по профилактике терроризма и экстремизма среди обучающихся ОУ. Организация лекций и бесед по разъяснению действующего законодательства, устанавливающего юридическую ответственность за террористическую и экстремистскую деятельность. 11. Информационное сопровождение мероприятий, направленных на профилактику терроризма и экстремизма на сайте ОУ, пропаганда толерантности В организации системы работы по профилактике девиантного поведения обучающихся педагогическим коллективом школы накоплен и используется достаточный опыт.Формированию правосознания способствует проведение классных часов, внеклассных мероприятий с привлечением родительской общественности, месячников, декад и дней правовых знаний, участие в районных, городских, областных акциях. С целью профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по предупреждению правонарушений и преступлений среди обучающихся образовательного учреждения, с целью профилактики употребления наркотических и токсических веществ, создания условий по формированию потребности в здоровом образе жизни, традиционно проводятся мероприятия совместно с ТКДН и ЗП, ОДН, Клиникой, дружественной к молодежи «Перспектива», городской детской библиотекой, образовательными учреждениями, учреждениями культуры и спорта района и города:По отношению к детям девиантного поведения применяются меры воспитательного характера с вовлечением несовершеннолетних во внеклассные мероприятия Школьным советом по профилактике правонарушений и преступлений в течение учебного года проводится работа по сохранению контингента учащихся, по предупреждению правонарушений и преступлений среди учащихся ОУ, профилактике наркомании, токсикомании, употреблению спиртных напитков.С детьми и их родителями проводятся профилактические беседы, вынесятся предупреждения в каждом конкретном случае индивидуально. Готовится и представляется информация в разные инстанции, курирующие работу школы по вопросам профилактики безнадзорности, правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних. Особое внимание традиционно обращается на адаптацию обучающихся 1-х классов, начинающих обучение в новых для них условиях и 5-х классов при переходе в среднее звено. Проводится своевременная и качественная работа по подготовке и предоставлению разного вида отчетов по профилактике с учащимися класса в течение учебного года. В отчетах предоставляется достоверная информация, как по учащимся, так и по их родителям, по проводимым мероприятиям. Недостатки в работе по профилактике со стороны всех субъектов профилактики приводят к отсутствию положительных результатов.Ожидаемые результаты перспективной работы:1. Возрождение традиций семейного воспитания, пропаганда формирования ценностей здорового образа жизни;2. Улучшение микроклимата в семье;3. Обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребенком;4. Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям, злоупотреблению алкоголем, психоактивными веществами в подростковой среде; риска ухода из семьи, суицидального риска;5. Повышение уровня психолого – педагогической культуры родителей;6. Повышение эффективности взаимодействия педагогов, учащихся, родителей;7. Активизация традиционных и современных форм работы с семьей в новых условиях.8. Социализация учащихся: гражданское самосознание, общественная позиция,9. Профессиональное самоопределение, потребность в самообразовании и активной творческой деятельности.Для получения положительного результата в работе школа имеет достойную материально – техническую базу, профессиональный педагогический коллектив и глубокие традиции, богатый опыт сотрудничества с общественными и межведомственными организациями.