Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Семья"
Автор: Гулевская Татьяна Алексеевна

Конспект НОД по развитию речив средней группена тему: «Семья»Цель: Создание условий для ознакомления дошкольников с понятием семьи и семейных ценностей. Расширить представление детей о семье как о людях, которые живут вместе, сформировать элементарные представления о родственных связях в семье.Задачи:Образовательные:- познакомить детей с понятием семья, маленькая и большая семья;- активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье;- способствовать систематизации представлений воспитанников о семье;- закреплять умения называть членов своей семьи и понимать их роль в семье.Развивающие:- развивать речь путём расширения и активизации словаря по теме «семья»;- содействовать развитию монологической и диалогической речи, долговременной памяти, произвольного зрительного восприятия;- развивать связную речь, внимание, познавательный интерес, умение развернуто отвечать на вопросы;- развивать чувство гордости за свою семью.Воспитательные:- воспитывать любовь и чувство привязанности к родным;- воспитывать желание заботиться о близких людях, формировать понятие: «моя семья».Словарная работа: семья - маленькая, большая, заботливая, дружная, трудолюбивая, веселая, добрая, крепкая, здоровая.Оборудование и материалы: картинки с изображением семьи; дом, кукольная семья (папа, мама, бабушка, дедушка, брат и сестра); солнышки, тучки по количеству детей.Предшествующая работа: оформление группы, изготовление демонстративного материала, изучение литературы по теме «Семья»Предварительная работа:
  • Заучивание фамилии, имени, отчества;
  • Рассматривание семейных альбомов (фотографий);
  • Чтение и рассматривание иллюстраций в книжках о семье;
  • Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери»; «Моя семья»;
  • Рисунки детей «Моя мама» (папа, бабушка, дедушка, сестра и т.д.)», «Моя семья».
  • Методы и приемы: наглядные - рассматривание картинок, рисунков; словесные - беседа, объяснение, чтение стихотворений, загадок; практические - дидактические игры, игровое упражнение.Индивидуальная работа: Демид, Ульяна, Саша (рассказы о своей семье).Ход занятия:Гости сидят на стульях в группе. Входит воспитатель с детьми (под музыку). Воспитатель:Мы пришли в детский сад.Никита рад? (Да, я рад!) А Ваня рад? (Да, я рад!)И, конечно, все ребятаНашей встрече очень рады.Вправо, влево повернисьИ соседу улыбнись.Воспитатель: Ребята, посмотрите, гости здесь у нас с утра, Поздоровайтесь, друзья! Дети: «Здравствуйте!»Воспитатель: Молодцы! Проходите на свои места.Воспитатель: Ребята, что за домик тут стоит, а в окошке свет горит… Давайте его рассмотрим, помогайте мне:У дома есть крыша (Руки треугольником над головой)У дома есть окно (Показываем с помощью пальчиков прямоугольник)У дома есть дверь (Ладони перед грудью)А в двери есть замок: (Скрестили пальцы ладоней в кулак).Кто его открыть бы смог? (Покружили скрещенными в замок пальцами)Тук – тук-тук, тук-тук-тук, открывайте – я ваш друг (Кулачком стучат по ладони)Воспитатель: Что-то никто не открывает, постучу еще разок: тук-тук-тук.(Воспитатель стучит в дверь дома, из него появляется кукла Маша).Воспитатель: Ой, а кто здесь, ребята. Это кукла Маша. Здравствуй, Маша. Какой красивый у тебя дом! С кем ты живешь в нем?Маша: Здравствуйте. Я живу в этом доме со своей семьей. Сейчас я вас с ней познакомлю:Есть у меня мама, есть у меня папа,Есть у меня дедушка, есть у меня бабушка,Есть у меня братишка, а у них есть я,Это вся моя СЕМЬЯ!Воспитатель: Ребята, а скажите, с кем живет кукла Маша? (Воспитатель просит отвечать детей «Маша живет с…»).Воспитатель: Ребята, как одним словом назвать всех этих людей?Дети: Семья.Воспитатель: Правильно, а что такое семья?Дети: Это люди, которые дружно живут…Воспитатель: Семья - это люди, которые живут вместе и любят друг друга, ухаживают друг за другом, помогают друг другу. Ребята, посмотрите на картинку, вот она дружная семья.Семьи бывают большие и маленькие. Маленькая семья - это папа, мама и ребенок. А если в одной семье живут дети, родители, дедушка и бабушка, то говорят, что это -  большая семья (показ соответствующих картинок).Воспитатель: Ты, знаешь, Маша, у каждого из наших ребят тоже есть семья. Правда, ребята? Давайте поиграем в игру, которая называется «Скажи ласково».Я буду называть членов семьи, а вы будете называть их ласково.Дочь – доченька, дочуркаСын – сынок, сыночекПапа – папочка, папенька, папуляМама – мамочка, мамуля, мамулечкаДед – дедушка, дедуляБабушка – бабуля, бабулечка.Сестра – сестричка, сестренкаБрат – братик, братишка.Воспитатель: Молодцы, ребята!!!- Верно! А ещё мы совершаем хорошие поступки и, стараемся, не делать плохих, чтобы не огорчать наших родителей. Как вы думаете, на что похожа радость, на солнышко или на тучку? А печаль?Д/и «Радость и печаль». Я буду называть поступки. Если вы считаете, что этот поступок огорчит вашу семью, поднимаете тучку, если порадует - солнышко.- Нарисовали красивую картину;- Подрались с другом;- Съели манную кашу;- Убрали игрушки на место;- Порвали книгу;- Протерли пыль;- Качались и упали со стула;- Разбили чашку;- Уступили место в автобусе бабушке;- Помогли маме с уборкой;- Помогли бабушке вымыть посуду.Воспитатель: А, сейчас, ребята, давайте проведем  пальчиковую гимнастику «Семья»Этот пальчик – дедушка,Этот пальчик – бабушка,Этот пальчик – папочка,Этот пальчик – мамочка,Этот пальчик – я,Вместе – дружная семья!Воспитатель: Какая семья у вас получилась? (крепкая, дружная, сильная)Воспитатель: Молодцы, вы самые счастливые дети на свете, потому что у вас есть любящие семьи.Итог занятия:- Ребята, давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили? (о семье)- Что такое семья? Какие бывают семьи?- Как нужно вести себя со своими родными?В завершение хочу вам прочитать стихотворение о семье:Семья – это важно,Семья – это сложно.Но счастливо житьОдному невозможно.Всегда будьте вместе,Любовь берегите,Обиды и ссорыПодальше гоните.Хочу, чтоб про вас говорили друзья,Какая хорошая ваша семья!М. ЛангерВоспитатель: Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали. Спасибо вам.