«Урок-дата – новый вид нестандартного урока по русскому языку»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Урок-дата – новый вид нестандартного урока по русскому языку»
Автор: Капустина Валентина Александровна


Методическая разработка
Урок-дата – новый вид нестандартного урока по русскому языку
Выполнила: Капустина Валентина Александровна,
учитель русского языка и литературы,
МОУ СШ № 55 Долина знаний
walentinka@yandex.ru
Волгоград, 2024
Описание педагогической находки: Нередко в рамках внеурочной деятельности педагоги проводят классные часы, мероприятия, приуроченные к какой-либо значимой дате – День конституции, День независимости, День знаний и т.д. Это так называемые тематические уроки. Но ведь и в процессе обучения можно интересно рассказать о каком-либо событии, дате и связать их с тематикой урока по школьной программе. Это новый вид нестандартно организованного урока мы предлагаем назвать уроком-датой.
Урок-дата – это пример современного технологизированного урока, что соответствует требованиям ФГОС. В нем можно выделить все основные этапы современного урока: мотивация, целеполагание, актуализация знаний, создание проблемной ситуации, открытие новых знаний, закрепление изученного материала, практические задания, рефлексия.
Цель и область применения: урок-дата может применяться при изучении любого предмета школьной программы (в нашем случае – это русский язык). Особенность урока-даты в том, что в процессе обучения можно активно реализовывать воспитательные моменты.
Примеры и иллюстрации: Урок-дата Безопасных сигарет не бывает (интегрированный урок русского языка и математики, совместно с учителем математики), который был проведен среди учащихся 9 классов накануне всемирного дня отказа от табака – 31 мая. Предметная область урока – повторение ранее изученных тем по алгебре и русскому языку с целью систематизации знаний при подготовке к итоговой аттестации, сочеталась с воспитательным и просветительским моментом – сформировать у учащихся собственную позицию по отношению к табакокурению, напомнить о последствиях курения среди молодежи. Приведенные задания по двум предметам были объединены единой проблематикой, которую диктовала приближающаяся дата. В ходе урока неоднократно поднимались вопросы о вреде курения, о борьбе с незаконным распространением курения среди подростков, о новомодном явлении, последствия которого еще не изучены, – электронных сигаретах. Приводились статистические данные, зачитывались доклады заранее подготовленных учеников.
Разработка урока-даты по теме Однородные члены предложения. Урок был проведен в 5 классе 16 ноября, в международный день толерантности. Обратиться к теме толерантности, терпимости, дружбы меня, как классного руководителя, заставила непростая ситуация с межличностными отношениями внутри классного коллектива. Среди обучающихся назревал конфликт на почве неприятельского отношения ко взглядам друг друга – встала острая необходимость провести воспитательную беседу. Предметная область урока – повторение ранее изученного по теме однородные члены предложения, учащиеся во время этого урока активно работали со словарями, совершенствуя тем самым лексикографическую языковую компетенцию. Но в ходе урока поднимались вопросы толерантного отношения, учащиеся размышляли о дружбе и терпимости. После проведенного урока русского языка ученики смогли по-иному взглянуть на многие проблемы внутри коллектива. Для большинства проведенный урок носил еще и просветительский характер – ученики не знали значение слова толерантность, не задумывались о существовании такого дня.
Таким образом, урок-дата совмещает в себе учебные и воспитательные задачи. Упражнения, задания, объединенные единой тематикой, интересно выстроенный план урока – позволяют достичь хорошей результативности. Кроме того, можно отметить личностно-ориентированную составляющую такого вида современного урока: ведь, как правило, сама дата, которой посвящен урок, выбирается неслучайно. Она должна затрагивать волнующие учащихся проблемы, отражать их потребности в информировании по определенной теме, помочь им сориентироваться в определенной ситуации.