Возможности и риски дистанционного обучения при подготовке специалистов


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Возможности и риски дистанционного обучения при подготовке специалистов
Автор: Макаева Аида Магомедовна

Возможности и риски дистанционного обучения при подготовке специалистов среднего звенаМакаева Аида Магомедовна, преподавательФГБОУ ВО ДГМУ «Медицинский колледж»В сложившихся эпидемиологических условиях, связанных с предупреждением распространения новой короновирусной инфекции, все учебные заведения страны столкнулись с необходимостью  проводить часть лекционных и практических занятий в дистанционном режиме. В любой ситуации можно выявить определенные преимущества и недостатки, опираясь на которые можно использовать новые возможности, внедряя их в образовательный процесс, находить пути решения проблем.Дистанционное обучение подразумевает реализацию образовательного процесса на расстоянии с использованием современных средств коммуникаций: компьютеров, веб-камер, видеоматериалов и пр.В нашем медицинском колледже  уже несколько лет работает образовательный портал, на котором для студентов предоставляются материалы для обучения в рамках изучаемых программ. Но полноценная апробация образовательного ресурса проходила после перевода части практических и лекционных занятий, промежуточных и итоговых аттестаций в дистанционный режим на период профилактических карантинных мер. С марта 2020 года часть занятий проводится на портале, который позволяет использовать все распространенные методы и формы дистанционного образования. Основываясь на опыте проведения занятий в онлайн-режиме, удалось определить риски и дополнительные возможности данного вида коммуникации со студентами. В первую очередь следует разграничить теоретические и практические занятия. Образовательный портал колледжа позволяет проводить лекции в виде форумов и видеоконференций, совмещая их с использованием чат-технологий,  выставлять учебные материалы в виде текстовых файлов и видеороликов, проводить опросы и тестирования. Сайт имеет многие другие возможности, которые еще не конца изучены и использованы.Следует отметить, что выкладывая лекционный материал на портал только в форме презентации или текстового документа, преподаватель не имеет прямой возможности контролировать уровень усвоения информации и выявлять затруднения, возникшие при изучении темы.  Теоретические занятия в формате видеоконференции позволяют пользоваться демонстрационным фото и видео материалом, презентацией, делать пометки непосредственно на странице, иметь обратную связь со студентами, у которых возникают вопросы в процессе лекции. Эта форма преподавания переносит студента в «виртуальный кабинет», где обучающийся, находясь на дистанции, присутствует на полноценной лекции. Однако стоит отметить, что использование даже данного формата не позволяет продемонстрировать вживую технологические приемы, аппаратуру, оборудование, которые в дальнейшем будут использованы на практике.Профессиональная деятельность фармацевтических работников связана с выполнением широкого перечня манипуляций, которые отражены в перечне общих и профессиональных компетенций по специальности. У аптечных организаций востребованы работники, которые готовы сразу выполнять весь перечень практических действий: принимать товар, распределять по местам хранения, вести первичную документацию, проводить раскладку товара на витринах и полках, консультировать посетителя аптеки, использовать компьютерное оборудование, готовить лекарственные формы любого уровня сложности и многое другое. Для отработки таких разнообразных навыков и манипуляций занятия обязательно должны проводиться с использованием настоящего оборудования и аппаратуры, в реальных условиях учебной аптеки под контролем опытного специалиста, имеющего стаж практической деятельности в аптеке.  Формат дистанционного обучения не позволяет получить «живую» практику, без которой невозможно полностью освоить изучаемое ремесло.Кроме того существует проблема полноценного контроля качества усвоения материала. Проверить, самостоятельно ли студент сдает онлайн-тесты или выполняет задания, практически невозможно.  В результате полугодового обучения в дистанционном режиме можно отметить снижение среднего балла и качества знаний у студентов фармацевтического отделения. По результатам всего вышесказанного можно сформулировать общие преимущества дистанционного обучения:
  • Удобство обучения в домашних условиях;
  • Технологичность – обучение с использованием современных программных и технических средств, электронных библиотек и т.д.
  • Расширение круга студентов, так как можно заниматься с любым количеством человек, а также предоставлять возможность обучения инвалидам и людям с ограниченными возможностями.
  • Индивидуальность систем дистанционного обучения: студент может возвращаться по несколько раз к отдельным урокам, может более углубленно изучать отдельные разделы и т.д.
  • К недостаткам можно отнести:
  • Необходимость наличия персонального компьютера или современного гаджета и доступа в Интернет.
  • Необходимость личной мотивации, самоконтроля и ответственности, так как контроль со стороны преподавателя ослабевает.
  • Отсутствие коммуникационных практик, которые необходимы для эффективной работы в аптеке. Для фармацевта необходимо развивать навыки общения и работы в команде, совершенствовать гибкость и уверенность в себе, а в условиях дистанционного обучения такой возможности нет.
  • Проблема аутентификации пользователя при проверке знаний.
  • Трудоемкость разработки материалов для дистанционного обучения.
  • Отсутствие возможности проведения практических манипуляций.
  • Таким образом, можно сделать вывод,  что дистанционное образование имеет дальнейшие перспективы, но может быть использовано только для теоретической подготовки. Оно получит широкое распространение в России тогда, когда появятся соответствующие технические возможности и хорошие телекоммуникации каналы. Использование исключительно дистанционного метода в обучении грозит привести к полной потере практических навыков и появлению большого потока некомпетентных специалистов.