Возможности и риски дистанционного обучения при подготовке специалистов
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Возможности и риски дистанционного обучения при подготовке специалистов
Автор: Макаева Аида Магомедовна
Возможности и риски дистанционного обучения при подготовке специалистов среднего звенаМакаева Аида Магомедовна, преподавательФГБОУ ВО ДГМУ «Медицинский колледж»В сложившихся эпидемиологических условиях, связанных с предупреждением распространения новой короновирусной инфекции, все учебные заведения страны столкнулись с необходимостью проводить часть лекционных и практических занятий в дистанционном режиме. В любой ситуации можно выявить определенные преимущества и недостатки, опираясь на которые можно использовать новые возможности, внедряя их в образовательный процесс, находить пути решения проблем.Дистанционное обучение подразумевает реализацию образовательного процесса на расстоянии с использованием современных средств коммуникаций: компьютеров, веб-камер, видеоматериалов и пр.В нашем медицинском колледже уже несколько лет работает образовательный портал, на котором для студентов предоставляются материалы для обучения в рамках изучаемых программ. Но полноценная апробация образовательного ресурса проходила после перевода части практических и лекционных занятий, промежуточных и итоговых аттестаций в дистанционный режим на период профилактических карантинных мер. С марта 2020 года часть занятий проводится на портале, который позволяет использовать все распространенные методы и формы дистанционного образования. Основываясь на опыте проведения занятий в онлайн-режиме, удалось определить риски и дополнительные возможности данного вида коммуникации со студентами. В первую очередь следует разграничить теоретические и практические занятия. Образовательный портал колледжа позволяет проводить лекции в виде форумов и видеоконференций, совмещая их с использованием чат-технологий, выставлять учебные материалы в виде текстовых файлов и видеороликов, проводить опросы и тестирования. Сайт имеет многие другие возможности, которые еще не конца изучены и использованы.Следует отметить, что выкладывая лекционный материал на портал только в форме презентации или текстового документа, преподаватель не имеет прямой возможности контролировать уровень усвоения информации и выявлять затруднения, возникшие при изучении темы. Теоретические занятия в формате видеоконференции позволяют пользоваться демонстрационным фото и видео материалом, презентацией, делать пометки непосредственно на странице, иметь обратную связь со студентами, у которых возникают вопросы в процессе лекции. Эта форма преподавания переносит студента в «виртуальный кабинет», где обучающийся, находясь на дистанции, присутствует на полноценной лекции. Однако стоит отметить, что использование даже данного формата не позволяет продемонстрировать вживую технологические приемы, аппаратуру, оборудование, которые в дальнейшем будут использованы на практике.Профессиональная деятельность фармацевтических работников связана с выполнением широкого перечня манипуляций, которые отражены в перечне общих и профессиональных компетенций по специальности. У аптечных организаций востребованы работники, которые готовы сразу выполнять весь перечень практических действий: принимать товар, распределять по местам хранения, вести первичную документацию, проводить раскладку товара на витринах и полках, консультировать посетителя аптеки, использовать компьютерное оборудование, готовить лекарственные формы любого уровня сложности и многое другое. Для отработки таких разнообразных навыков и манипуляций занятия обязательно должны проводиться с использованием настоящего оборудования и аппаратуры, в реальных условиях учебной аптеки под контролем опытного специалиста, имеющего стаж практической деятельности в аптеке. Формат дистанционного обучения не позволяет получить «живую» практику, без которой невозможно полностью освоить изучаемое ремесло.Кроме того существует проблема полноценного контроля качества усвоения материала. Проверить, самостоятельно ли студент сдает онлайн-тесты или выполняет задания, практически невозможно. В результате полугодового обучения в дистанционном режиме можно отметить снижение среднего балла и качества знаний у студентов фармацевтического отделения. По результатам всего вышесказанного можно сформулировать общие преимущества дистанционного обучения:Удобство обучения в домашних условиях;Технологичность – обучение с использованием современных программных и технических средств, электронных библиотек и т.д.Расширение круга студентов, так как можно заниматься с любым количеством человек, а также предоставлять возможность обучения инвалидам и людям с ограниченными возможностями.Индивидуальность систем дистанционного обучения: студент может возвращаться по несколько раз к отдельным урокам, может более углубленно изучать отдельные разделы и т.д.К недостаткам можно отнести:Необходимость наличия персонального компьютера или современного гаджета и доступа в Интернет.Необходимость личной мотивации, самоконтроля и ответственности, так как контроль со стороны преподавателя ослабевает.Отсутствие коммуникационных практик, которые необходимы для эффективной работы в аптеке. Для фармацевта необходимо развивать навыки общения и работы в команде, совершенствовать гибкость и уверенность в себе, а в условиях дистанционного обучения такой возможности нет.Проблема аутентификации пользователя при проверке знаний.Трудоемкость разработки материалов для дистанционного обучения.Отсутствие возможности проведения практических манипуляций.Таким образом, можно сделать вывод, что дистанционное образование имеет дальнейшие перспективы, но может быть использовано только для теоретической подготовки. Оно получит широкое распространение в России тогда, когда появятся соответствующие технические возможности и хорошие телекоммуникации каналы. Использование исключительно дистанционного метода в обучении грозит привести к полной потере практических навыков и появлению большого потока некомпетентных специалистов.