Методическая разработка «Методы работы с детьми»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка «Методы работы с детьми»
Автор: Фарзалиева Алена Зарбалиевна

Методическая разработка «Методы работы с детьми»Введение1.1 Понятие «метод» и «прием» в педагогике.Актуальность выбранной темы для реферата: структурировать методы и приемы для совместной работы педагога-воспитателя и ребенка, для каждой возрастной группы. Педагог должен знать и уметь применять методы и приемы в зависимости от ситуации.Цель исследования: на основе теоретического и практического исследования выявить наиболее характерные особенности методов и приемов в дошкольной педагогике.Объект исследования - процесс образования и воспитания в дошкольных учрежденияхПредмет исследования - организационно-педагогические условия реализации методов и приемов в развитии детей.1.2 Понятие метода обучения.Обучение как взаимодействие обучающего и обучающихся обусловлено как его целью – обеспечить усвоение младшим поколением накопленного обществом социального опыта, воплощенного в содержании образования, так и целями развития индивидуальности и социализации личности. Процесс обучения обусловлен также реальными учебными возможностями обучаемых к моменту обучения.Первое определение: «Метод обучения как способ достижения цели обучения представляет собой систему последовательных и упорядоченных действий учителя, организующего с помощью определенных средств практическую и познавательную деятельность учащихся по усвоению социального опыта».Второе определение: «Метод обучения – способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленный на решение комплекса задач учебного процесса».В первом определении метод связывается с достижением цели обучения, во втором он понимается шире – как комплекс задач учебного процесса.Третье определение: «Метод – это правила действия. Метод непосредственно фиксирует не то, что есть в объективном мире, а то, как человек должен поступать в процессе познания и практического действия».В настоящее время в методах выделяют две стороны – внешнюю и внутреннюю. Внешняя отражает то, каким способом действует учитель, внутренняя – то, какими правилами он руководствуется. Таким образом, в понятии метода должны быть отражены единство внутреннего и внешнего, связь теории и практики, связь деятельности педагога и учащегося.Четвертое определение: «Метод обучения – это система регулятивных принципов и правил организации педагогически целесообразного взаимодействия педагога и учащихся, применяемая для определенного круга задач обучения, развития и воспитания».Таким образом, в этом определении подчеркивается, что метод содержит в себе и правила действия, и сами способы действия.В каждом из названных определений акцентируется внимание на той или иной его стороне. Сравнение определений показывает, что они не противоречат одно другому, а дополняют друг друга1.3. Сравнение приема и метода в педагогикеВ чем же разница между приемом и методом в педагогике?В педагогическом методе отражается основной принцип организации учебно-воспитательного процесса как взаимодействия всех его участников. По этому принципу методы воспитания и обучения могут быть классифицированы как объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, интерактивные, личностно-ориентированные, бинарные, формирующие типы социального поведения.Классификация методов определяет общее направление действий педагога, которое на практике осуществляется в форме педагогических приемов: позитивной мотивации посредством оценивания, деловой игры с элементами коммуникативных упражнений, ученических презентаций, создания проблемной ситуации и многих других педагогических находокМногократное повторение приемов способствует выработке навыков, которые постепенно переходят в умение. Умение в сочетании с навыками и развитой мотивацией к социальному общению определяет тип поведения человекаОтличие приема от метода
  • Метод – общее направление педагогической деятельности, ориентированное на поведенческую и познавательную область человеческого сознания. Прием – один из элементов практической организации учебно-воспитательного процесса.
  • Прием соотносится с методом как частное с общим.
  • Классификация педагогических методов учитывает цели и задачи, приоритетные для того или иного вида педагогической деятельности. Многие педагогические приемы используются как практический инструмент сразу нескольких методов.
  • Метод всегда теоретически обоснован и апробирован. Прием отличается гибкостью и направлен на практическое решение педагогических задач
  •  2.0. Методы и приемы при воспитании и обучении дошкольников.классификация методов обучения, в основу которой положены основные формы мышления (наглядно-действенное и наглядно-образное) .Наглядные методы и приемы обученияМетоды1- Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины.Виды наблюдений: кратковременные и длительные; повторные и сравнительные; распознающего характера; за изменением и преобразованием объектов; репродуктивного характера.2- Демонстрация наглядных пособий (предметов, репродукций, диафильмов, слайдов, видеозаписей, компьютерных программ) .Наглядные пособия, используемые для ознакомления с окружающим: дидактические картины, объединенные в серии; репродукции картин известных художников; книжная графика; предметные картинки; учебные фильмы.Приемы• показ способов действий;• показ образца.Словесные методы и приемы обученияМетоды1- Рассказ педагога.Рассказ достигает своей цели, если: педагог ставит перед детьми учебно-познавательную задачу; в рассказе отчетливо прослеживается главная идея, мысль; рассказ не перегружен деталями; его содержание динамично, созвучно личному опыту дошкольников, вызывает у них отклик, сопереживание; речь взрослого выразительна.2- Рассказы детей (пересказ сказок, рассказы по картинам, о предметах, из детского опыта, творческие рассказы) .3- Беседа.По содержанию выделяют познавательные (со средней группы) и этические беседы (в старшем дошкольном возрасте).По дидактическим задачам выделяют: вводные (предварительные) и итоговые (обобщающие) беседы.4- Чтение художественной литературыи знания о предметах и явлениях, которым она посвящена.Задача педагога так построить беседу, чтобы опыт каждого ребенка стал достоянием всего коллектива (Е. А. Флерина) .По содержанию:- Этические - воспитание нравственных чувств, формирование нравственных представлений, суждений, оценок.- Познавательные - тесно связана с содержанием жизни детей, событиями текущей жизни,с окружающей природой и трудом взрослых.По дидактическим целям:- Вводные беседы- готовят детей к предстоящей деятельности, наблюдению.- Обобщающая (итоговая) беседа - проводится с целью суммирования, уточнения, систематизации знаний, приобретенных детьми по той или иной теме образовательной работы на протяжении достаточно большого отрезка времени.
  • Необходимо подбирать произведения, ценные в воспитательном отношении, соответствующие возрасту и уровню развития детей.
  • Педагог подготавливает детей к восприятию произведения краткой беседой, ставит перед ними учебно-познавательную задачу.
  • Следует продумывать сочетания чтения с другими методами, в частности с наглядными (здесь те же правила, которые касаются и метода рассказа) .
  • После чтения проводится беседа, помогающая ребенку полнее осознать содержание произведения.
  • В ходе беседы педагог старается усилить его эмоционально-эстетическое воздействие на воспитанников.
  • В процессе обучения используются словесные приемы: вопросы к детям, указание, пояснение, объяснение, педагогическая оценка.обучения.Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус и др.) .. Метод моделирования разработан: Д Б. Элькониным, Л. А. Венгером, Н. А. Ветлугиной, Н. Н. Поддьяковым.В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком.В дошкольной педагогике разработаны модели для обучения детей:-звуковому анализу слов (Л. Е. Журова) ,-конструированию (Л. А. Парамонова) ,-для формирования природоведческих знаний (Н. И. Ветрова, Е. Ф. Терентьева) ,-представлений о труде взрослых (В. И. Логинова Н М. Крылова) и др.Виды моделей:1.Предметные - воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов.(технические игрушки) .2.Предметно-схематические - существенные признаки и связи выражены с помощью предметов-заместителей, графических знаков. (календарь природы).Необходимо учитывать, что использование моделей возможно при условии сформированности у дошкольников умений анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагироваться от несущественных признаков при познании предмета. Освоение модели сопряжено с активными познавательными обследовательскими действиями, со способностью к замещению предметовпосредством условных знаков символов. Заключение:Овладение методами и приемами помогает в развитии основных психических процессов :памяти, внимания, образного мышления детей, их социализации, подготовки к школьному обучению. Применение игровых технологий и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей  Литература
  • Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб.пос. для студентов вузов – М.: Академия, 2008.- 383 с. ..
  • Вегнер Л. А. Педагогика способностей.—М.: Знание, 1973,—96с.
  • М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер. Лит. 1976-302с.
  • Сеченов И. М., Избранные произведения, т. 1, М., 1952-198с.
  • Выготский Л. С., Избранные психологические исследования, М., 1956-399с
  • Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. Под ред. М. А. Данилова и М. Н. Скаткина. ... Авторский коллектив: М. А. Данилов — главы І, ІІІ, IV; М. Н. Скаткин и И. Я. Лернер — главы II и V