ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Автор: Анастасия Андреевна Бородина

ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Аннотация. В статье рассматривается практика внедрения индивидуально-дифференцированного подхода, как одной из наиболее продуктивных форм педагогической деятельности, применяемой в обучении младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Акцентируется внимание на использование разноуровневых заданий, которые дают возможность обучающимся реализовать свои индивидуальные способности, обеспечить дифференцированный подход в обучении и формировании универсальных учебных действий. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО) предполагает «…создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере образования…» [3]. Обучение должно быть согласовано с уровнем развития ребёнка, особенного того, который имеет ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). Педагогам известна истина дефектологии, что обучающиеся с ОВЗ обладают индивидуальными особенностями. Несмотря на это, каждый ученик должен освоить образовательную программу. Так возникают противоречия между большим потоком учебной информации и разным уровнем усвоения учебного материала учащимися с ОВЗ, между сроками усвоения учебного материала и необходимостью учета личностных особенностей ребенка. Следовательно, необходима такая организация учебно-коррекционной работы, которая позволила бы учитывать различия между учащимися и создавать оптимальные условия для эффективной учебной деятельности всех школьников с ОВЗ. В условиях классно-урочной системы обучения это возможно при индивидуализации и дифференциации обучения, при активном вовлечении ученика с ОВЗ во весь спектр коррекционных занятий, проводимых во внеурочной деятельности. Немаловажную роль в обучении детей с ОВЗ играют групповые и индивидуальные занятия, именно на этих занятиях можно индивидуально компенсировать пробелы в развитии познавательной деятельности ребенка. Коррекционные занятия составляются на основании рекомендаций районной ПМПК, с учетом проведенного диагностического обследования. Коррекционные занятия во внеурочное время позволяют компенсировать отставания детей по программе, устранить пробелы в знаниях. Кроме того, на этих занятиях мы используем специальные упражнения и игры, направленные на развитие математических способностей, овладение навыками русского языка, на развитие речи, внимания, памяти, восприятия и мышления учеников. Предлагаемые упражнения ненавязчиво и в игровой форме развивают мыслительные процессы детей [1, 3]. Используя свои наблюдения, анализируя результаты мониторинга обученности, а также итоги диагностической работы учителя-дефектолога, логопеда и психолога, мы можем условно распределить детей по группам. В первую группу условно определяем детей с хорошим уровнем обученности, во вторую группу определяем детей с низким уровнем развития познавательной деятельности. Эти группы негласны, мобильны, состав их меняется на различных уроках. Для каждой группы необходимо предусмотреть свой вид деятельности на уроке, чтобы каждый обучающийся с ОВЗ получил максимальную пользу от урока. Поэтому, готовясь к логопедическим, дефектологическим занятиям, определяем, на каком этапе и какого уровня сложности задания можно использовать. Индивидуальный и диффенцированный подход в обучении детей с ОВЗ позволяет оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы. Педагогу необходимо создать такие условия, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, удовлетворить свои образовательные потребности. Дифференцированное обучение позволяет уделить время на коррекционном занятии сильным учащимся, акцентировать внимание и обеспечить контроль за работой слабых учащихся, создать ситуацию успеха, повысить самооценку, уровень мотивации у каждого ученика. В своей работе мы используем различные способы для реализации дифференцированного подхода. Прежде всего, это дифференциация учебных заданий. Наиболее удобное средство работы – это разноуровневые карточки-задания, которые используются на уроках. Следует отметить, что дифференцированная учебная работа может иметь место на любом этапе урока. Варианты заданий обычно отличаются уровнем трудности, уровнем творчества, объёмом. Ученики могут и сами определить, какой вариант будут выполнять. Задания можно разделить на три условных уровня сложности. Задания первого уровня выполняют учащиеся, которые характеризуются достаточной степенью подготовки к школе, у них сформирована познавательная мотивация, способность к творчеству при выполнении заданий. По показателям познавательной деятельности они приближены к нормально развивающимся школьникам. Задания второго уровня сложности предлагаем для обучающихся со средним показателем познавательной деятельности (усваивают материал после дополнительных разъяснений и определенной тренировочной работы). Для обучающихся этой группы характерны тревожность, неуверенность в себе. Трудности в понимании заданий связаны с нарушением аналитико-синтетической деятельности мышления. Этим учащимся требуется определенная помощь со стороны учителя при усвоении нового материала и обобщении ранее изученного. Задания третьего уровня сложности выполняют учащихся, которые характеризуется слабой подготовленностью к обучению в школе, имеют низкий познавательный интерес, уклоняются от учебной работы, нуждаются в постоянном внимании и помощи со стороны учителя. Дифференцируя учебные задания необходимо помнить и о вариативности темпа изучения материала. Урок приобретает ряд специфических особенностей, продиктованных состоянием эмоционально-волевой и познавательной сферы обучающихся с ОВЗ. При работе с дифференцированными заданиями важно учитывать зону актуальности и ближайшего развития и предлагать на всех этапах развития универсальных учебных действий: во время изложения новых знаний; на этапе закрепления и применения знаний и умений основой для дифференцированного подхода является организация самостоятельной работы преимущественно в виде заданий разной трудности и характера; на этапе проверки и оценки знаний и умений. Такая работа учителей–дефектологов, логопедов, психологов способствует развитию творческих способностей школьников, развитию устной речи, формированию умения формулировать и высказывать свою точку зрения и ее отстаивать, активизирует мыслительные процессы. Приведем примеры разноуровневых заданий для обучающихся начальных классов с ОВЗ, используемых нами на уроках.Русский язык. 1 класс.Тема: Закрепление знаний о предложении.1 уровень. Составьте из слов предложение и запишите.Шли, девочки, лес, через. Лесу, как, в, нарядно.2 уровень. Прочитайте предложения, найдите в них лишние слова. Спишите предложения, исправивошибки.Ночью как ярко светит. Солнышко дети идут. На пруд.3 уровень. Разделите текст на предложения. Спишите и обозначьте начало предложения большойбуквой.Вот норка там мышка у норки кошка.Русский язык. 2 класс.Тема: Проверяемые безударные гласные в корне слова.1 уровень. Вставьте пропущенную букву. Запиши слова во множественном числе.Гл…за, ч…сы, ст…на, блны, гнздо.2 уровень. Придумай к каждому слову однокоренные слова и запиши.Даль, сад, соль, лист3 уровень. Спиши слова, добавь близкое по значению слово. Составь предложения со словами (устно).ребенок – ….. деревня – …..Математика. 1 классТема: Отношения «больше», «меньше». Знаки сравнения.1 уровень. Вставь пропущенные знаки «больше», «меньше» или «равно»5+2 … 3-2 9-3 … 7+22 уровень: Вставь пропущенные числа.5 □ 10 □ □ 83 уровень: Вставь пропущенные знаки: «больше», «меньше» или «равно».5 … 6; 2 … 5Математика. 2 классТема: Сложение двухзначных чисел.1 уровень. Найди значения выражений.47 + 20; 38 + 10; 44 – 302 уровень. Найди значения выражений.47 + 20 = 54 – 30 =3 уровень. Найди значение выражений.48 + 20 = (40 + 20) + 8 =53 – 30 = (50 – 30) + 3 =Таким образом, мы можем говорить о том, что реализация программы коррекционно- развивающего обучения для обучающихся с ОВЗ через применение дифференцированного подхода на уроках создаёт необходимые условия для развития умений учеников самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению учебных проблем. В результате использования дифференцированного подхода в обучении детей с ОВЗ повышается качество усвоения учебного материала, возникает эмоциональный отклик учащихся на процесс познания, формируется мотивация к учебной деятельности, повышается интерес к овладению новыми знаниями, умениями и практическому их применению. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Осмоловская, И.М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе. / И.М. Осмоловская – М.: Издательство «Институт практической психологии», 2005. – 214 с. 2. Плешакова, Е.П. Математика. 1-4 классы. Коррекционно-развивающие задания и упражнения. / Е.П. Плешакова – М.: Издательство: Учитель, 2009. – 206 с. 3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья". – Режим доступа: . 4. Узорова, О.В., Нефёдова, Е.А. Справочное пособие по русскому языку: 1-2 класс. / О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова – Москва: АСТ: Астрель, 2013. – 283 c. 5. Яровая, В.В. Математика. 1-4 классы. Дифференцированные контрольные задания. / В.В. Яровая – М.: Издательство «Учитель», 2014. – 115 с.