Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста о


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста о
Автор: Степанова Юлия Анатольевна

Автор: Степанова Юлия Анатольевна, Должность: воспитатель Место работы: МКОУ «СОШ г.Нариманов» СП ДО «Сказка» «Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития». — Д. В. Менджерицкая.СТАТЬЯ - КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возрастаОсновной вид деятельности детей дошкольного возраста – это игра. Игра для ребенка – это не просто интересное времяпрепровождение, но и способ познания внешнего, взрослого мира, способ познания его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок выстраивает схему взаимоотношений со сверстниками. В игре дети делают открытия того, что давно известно взрослому, уточняют свои знания об окружающем мире. Потребность в игре и желание играть у ребенка необходимо использовать и направлять в целях решения определенных задач.Для развития устойчивой потребности в познании у ребенка, предлагаю использовать те игры, которые есть практически у каждого дома: лото, домино, настольные игры. Используйте словесные игры. Они послужат Вам хорошим помощником в развитии познавательной активности вашего ребенка. Предлагаю на примере некоторых игр разобраться, как развивать у дошкольника желание познавать окружающий мир.Для предлагаемых игр с детьми дома вам понадобиться мяч или любой другой предмет, который можно передавать друг другу. Будет интереснее, если, вы вместе с ребенком придумаете, какой приз получит выигравший участник. В игре «Назови три предмета», нужно назвать три предмета одним общим словом. Например, вы говорите «мебель», а ребенок должен назвать три предмета, которые можно отнести к мебели (стул, стол, шкаф и т. д.). Можно выбрать любую тему: птицы, транспорт, животные и т. д. ту, обогащая словарный запас ребенка и развивая связную речь.В игре «Природа и человек», можно систематизировать знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа. Нужно взрослому и ребенку по очереди передавать друг другу мяч, называя, что создано человеком. Затем, изменить вопрос, что создано природой. Игра «Вершки и корешки» основана на том же принципе. Играя с детьми в такие игры, мы учим их сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. С их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. В ходе подбора картинок по общему признаку формируется умение осуществлять классификацию. Соединение разрезных картинок направлено на развитие умения составлять целое из отдельных частей, а описание, рассказ по картинке с показом действий, движений нацелено на развитие речи, воображения, творчества. Дети учатся самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы; отгадывать предметы по описанию; находить признаки сходства и различия; группировать предметы по различным свойствам, признакам.Развивать ребенка можно и с помощью экспериментирования в домашних условиях. Несложные совместные эксперименты не только разнообразят досуг родителей и ребенка, но и помогут в формировании устойчивой потребности к познанию. Вот несколько опытов, которые можно провести с ребенком дома: «Волшебные чернила» - понадобится: лимон, вода, зубочистка, тарелка, белая бумага, лампа. Смешать лимонный сок с водой, затем окунуть туда зубочистку и написать послание на бумаге. Сначала будет ничего не видно. Нужно нагреть под лампой (или в микроволновке) лист бумаги и затем станет заметно как волшебные чернила темнеют и их становится видно; «Зыбучие пески» - понадобится кукурузный крахмал и вода. Смешиваем ингредиенты до консистенции мёда. Отдаём ребенку и пусть он пробует засунуть туда руки, двигать ими по кругу сначала быстро, затем медленно, пусть он почувствует разницу — как реагирует эта масса на скорость движения руками. Эксперимент можно провести во время любой деятельности. Например, ребёнок рисует и у него закончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получится, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение. Именно собственный опыт помогает ребенку приобрести необходимые знания, при этом развиваются его внимание, память, мышление. Эксперимент помогает ребенку приобрести элементарные естественнонаучные представления об окружающем мире. Главная задача взрослого поощрять желание ребенка задавать вопросы, искать и находить ответы в игре. Любая игра, при правильном подходе к ней взрослого, может являться средством развития познавательной активности.