Влияние компьютерных игр на молодежь современной России
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Влияние компьютерных игр на молодежь современной России
Автор: Шапран Яна Николаевна
ПРИНЯТО: УтверждЕНО:Педагогическим советом ЗаведующимМБДОУ детского сада №3 города Белово МБДОУ детского сада №3 города БеловоПротокол №____ от «___» _____ 20 __ г. _________________Н.А. Петрушова Приказ №___ от «___» _____ 20 ___ г. рабочая программа педагоговВторая младшаямуниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 3 «Кораблик» города Белово»На 2018 - 2019 учебный годСоставители: Смирнова А.ЮКузовая В.Ю СодержаниеПояснительная запискаПрограмма спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования; Примерной основной образовательной программы дошкольного образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15) (); учтены концептуальные положения Основной образовательной программы дошкольного образования «Детский сад 2100» (Под науч. ред. Р.Н. Бунеева) (), а также особенности образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей воспитанников. Цель Программы – обеспечение психолого-педагогического сопровождения комплексного развития личности, мотивации и способностей детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельности с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.При определении стратегической цели авторы Программы основывались на «принципе единства деятельности, сознания и личности» (А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев и др.), согласно которому развитие личности ребёнка, его сознания происходит в деятельности. При этом в сознании ребёнка формируется «детская картина мира», при овладении деятельностью ребёнок создаёт «детскую субкультуру».Данная цель ориентирована на достижение предполагаемого результата: созидание человека-деятеля, готового и способного к свободному выбору; к принятию ответственных (а не ответных) решений; ребёнка, проявляющего социальную активность, самостоятельность, творческий потенциал.В основе такого подхода лежит педагогика свободы, исходящая из идеи сотрудничества взрослых и детей, ставящая своей целью обеспечение оптимальных условий для самостоятельного выбора и саморазвития ребёнка. Достижению поставленных целей способствует педагогическая поддержка – совместное с ребёнком определение его интересов, целей, возможностей и путей решения проблем, помощь ему в сохранении человеческого достоинства и в достижении положительных результатов в общении и развитии (О.С. Газман).Важнейшую роль в этом процессе играет воспитание. Мы понимаем воспитание как управляемую систему процессов взаимодействия общества и личности, обеспечивающую, с одной стороны, саморазвитие и самореализацию этой личности, с другой – соответствие этого саморазвития ценностям и интересам общества.Воспитание направлено в первую очередь на личностно-смысловые компоненты психики, в особенности на мотивы и смысловые установки личности. Его цель – формирование у детей культуры достоинства. В противовес культуре полезности, представляющей собой «прагматичную адаптивную культуру, в которой господствует формула обмена "дашь на дашь", личность сводится к функциям, урезаются периоды детства и старости как периоды, не приводящие к прямому прагматическому эффекту», в культуре достоинства «человека принимают, понимают и любят не за что-то, а просто так. В культуре достоинства ведущей ценностью является неповторимость индивидуальности каждого человека, каждого языка, каждой культуры».Психологическим объектом воспитания являются рождаемые в ходе жизни личности в обществе личностные смыслы и установки, регулирующие действия и поступки в разных проблемно-конфликтных ситуациях нравственного выбора. Личностный смысл как значение мира для человека и смысловая установка как эскиз будущих действий представляют собой внутренние регуляторы развития личности. Вера, совесть, честь, совестливость – всё это смысловые установки личности, которые формируются в деятельности, в делах и поступках, а не достаются в наследство от родителей и не передаются посредством правильных слов. За воспитанием личности всегда должен стоять процесс изменения её жизненных связей с миром, с людьми.Кроме того, Программа нацелена на формирование внутренней готовности ребёнка к школьному обучению. Можно выделить четыре линии развития дошкольника, определяющие данное направление: линия формирования произвольного поведения, линия овладения средствами и эталонами познавательной деятельности, линия перехода от эгоцентризма к децентрации (способности видеть мир с точки зрения другого или других) и линия мотивационной готовности. Эти четыре линии развития и должны определять содержание и дидактику дошкольного образования.Стратегическая цель реализуется через решение следующих задач:1)сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие, создавать условия для сохранения личного пространства ребёнка, его защиты от негативных воздействий;2)обеспечивать равные возможности для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);3)обеспечивать преемственность целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках основных образовательных программ ОС «Школа 2100» для дошкольного и начального общего образования;4)создавать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;5)строить целостный образовательный процесс на основе духовно- нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; на основе договорённости об определённых правах ребёнка – в обмен на понимание своих обязанностей;6)формировать общую культуру личности ребёнка, в том числе ценности здорового образа жизни, развивать у него социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества, инициативность, самостоятельность и ответственность, формировать предпосылки учебной деятельности;7)обеспечивать вариативность и разнообразие организационных форм дошкольного образования, возможность выбора во всём, поддержку детской инициативы с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;8)вовлекать детей в организацию каждодневной жизни не толь- ко как исполнителей, формировать партнёрские отношения детей и взрослых на основе сотрудничества и взаимодействия;9)формировать социокультурную среду, соответствующую возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;10)обеспечивать психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.Наш постулат: даже младший дошкольник в состоянии принимать простейшие решения и научиться контролировать свои действия.Задачи развития и воспитания детей третьего года жизни.1. Содействовать развитию личности ребёнка: создавать условия для развития его самостоятельности, чувства собственного достоинства, самоуважения.2. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, эмоциональную отзывчивость.3. Обеспечивать познавательное развитие детей, обогащать представления об окружающих предметах и явлениях, развивать любознательность.4. Обеспечивать речевое развитие: обогащение активного и пассивного словаря.5. Развивать предметную деятельность: культурно нормированные, специфические и орудийные действия; развивать наглядно-действенное мышление и познавательную активность, формировать целенаправленность и настойчивость действий ребёнка.6. Воспитывать основы эстетического отношения к окружающему миру, развивать элементарные виды творческой деятельности: художественной, музыкальной, художественно-речевой.7. Укреплять здоровье ребёнка, развивать основные виды движения: ходьбу, бег, бросок, ловлю, прыжки. Способствовать освоению элементарных навыков личной гигиены.В соответствии с ФГОС ДО планируемые результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров. Необходимость продуктивного решения педагогических задач, связанных с организацией взаимодействия между взрослыми и детьми для обеспечения полноценного развития дошкольника, продиктовала необходимость конкретизации планируемых результатов относительно данной возрастной группы.Для каждого целевого ориентира описывается понятийная база (в виде первичных представлений) и этапы формирования и присвоения умений, а также их реализация в творческой деятельности. При этом в качестве основного критерия рассматривается увеличение самостоятельности детей в различных видах детской деятельности. Таблица планируемых результатов создаёт основу для вариативных подходов к оценке уровня индивидуального развития ребёнка. Она не задаёт жёстких нормативов развития, а лишь описывает возможные его проявления, позволяя выстраивать индивидуальную образовательную траекторию для каждого ребёнка.Организация режима пребывания детейОбразовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, требует особых форм работы в соответствии с реализуемыми задачами воспитания, обучения и развития ребенка. В режимных процессах, в свободной детской деятельности воспитатель создает по мере необходимости, дополнительно развивающие проблемно-игровые или практические ситуации, побуждающие дошкольников применить имеющийся опыт, проявить инициативу, активность для самостоятельного решения возникшей задачи. Образовательная деятельность, осуществляемая в утренний отрезок времени включает: наблюдения - в уголке природы, за деятельностью взрослых (сервировка стола к завтраку); индивидуальные игры и игры с небольшими подгруппами детей (дидактические, развивающие, сюжетные, музыкальные, подвижные и пр.); создание практических, игровых, проблемных ситуаций и ситуаций общения, сотрудничества, гуманных проявлений, заботы о малышах в детском саду, проявлений эмоциональной отзывчивости к взрослым и сверстникам; трудовые поручения (сервировка столов к завтраку, уход за комнатными растениями и пр.); беседы и разговоры с детьми по их интересам; рассматривание дидактических картинок, иллюстраций, просмотр видеоматериалов разнообразного содержания; индивидуальную работу с детьми в соответствии с задачами разных образовательных областей; двигательную деятельность детей, активность которой зависит от содержания организованной образовательной деятельности в первой половине дня; работу по воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков и культуры здоровья. Образовательная деятельность, осуществляемая во время прогулки включает: подвижные игры и упражнения, направленные на оптимизацию режима двигательной активности и укрепление здоровья детей; наблюдения за объектами и явлениями природы, направленное на установление разнообразных связей и зависимостей в природе, воспитание отношения к ней; экспериментирование с объектами неживой природы; сюжетно-ролевые и конструктивные игры (с песком, со снегом, с природным материалом); элементарную трудовую деятельность детей на участке детского сада; свободное общение воспитателя с детьми.Режим дняПерспективно-тематический планСодержание программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие. Содержание работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с непосредственным педагогическим сопровождением.При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов - как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.Непосредственная образовательная деятельность направлена на обучение дошкольников видам деятельности. Овладение различными видами деятельности и приобретение детьми умений позволяет им в дальнейшем действовать самостоятельно, свободно выбирая себе вид занятий из освоенных в зависимости от их желаний и потребностей.Вариативные формы образовательной деятельности:«Мы вместе» - совместная деятельность педагога с дошкольниками, где дети осваивают новые виды детской деятельности (игровую, познавательно-исследовательскую, изобразительную и др.).«Мы сами» - особенность этой формы – опора в детской деятельности на умения и способы действий, приобретенные с помощью взрослых. При этом разнообразие освоенных приемов и способов действий позволяет детям выбирать и комбинировать свою деятельность.«Я и моя семья» - эта форма образовательной деятельности – занятия дошкольника с членами своей семьи. Привлечение родителей позволяет связать деятельность дошкольников в детском саду и дома, организовать общение детей и родителей и направить его в посильное для семьи русло, выбрав наиболее важные темы для общения (охрана здоровья и безопасности, знакомство с временами года и т.д.).Специфика форм образовательной деятельностиНепосредственно образовательная деятельность основана на организации педагогом видов деятельности, заданных ФГОС дошкольного образования. В образовательном процессе ребёнок и взрослые выступают как субъекты педагогической деятельности, в которой взрослые определяют содержание, задачи, способы их реализации, а ребёнок творит себя и свою природу, свой мир.Игровая деятельность является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. В организованной образовательной деятельности она выступает в качестве основы для интеграции всех других видов деятельности ребенка дошкольного возраста. В младшей и средней группах детского сада игровая деятельность является основой решения всех образовательных задач. В сетке непосредственно образовательной деятельности игровая деятельность не выделяется в качестве отдельного вида деятельности, так как она является основой для организации всех других видов детской деятельности. Игровая деятельность представлена в образовательном процессе в разнообразных формах - это дидактические и сюжетно-дидактические, развивающие, подвижные игры, игры-путешествия, игровые проблемные ситуации, игры-инсценировки, игры-этюды и пр. При этом обогащение игрового опыта творческих игр детей тесно связано с содержанием непосредственно организованной образовательной деятельности. Организация сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализованных игр и игр-драматизаций осуществляется преимущественно в режимных моментах (в утренний отрезок времени и во второй половине дня). Коммуникативная деятельность направлена на решение задач, связанных с развитием свободного общения детей и освоением всех компонентов устной речи, освоение культуры общения и этикета, воспитание толерантности, подготовки к обучению грамоте (в старшем дошкольном возрасте). В плане непосредственно образовательной деятельности она занимает отдельное место, но при этом коммуникативная деятельность включается во все виды детской деятельности, в ней находит отражение опыт, приобретаемый детьми в других видах деятельности. Познавательно-исследовательская деятельность включает в себя широкое познание детьми объектов живой и неживой природы, предметного и социального мира (мира взрослых и детей, деятельности людей, знакомство с семьей и взаимоотношениями людей, городом, страной и другими странами), безопасного поведения, освоение средств и способов познания (моделирования, экспериментирования), сенсорное и математическое развитие детей. Восприятие художественной литературы и фольклора организуется как процесс слушания детьми произведений художественной и познавательной литературы, направленный на развитие читательских интересов детей, развитие способности восприятия литературного текста и общения по поводу прочитанного. Чтение может быть организовано как непосредственно чтение (или рассказывание сказки) воспитателем вслух, и как прослушивание аудиозаписи. Конструирование и изобразительная деятельность детей представлена разными видами художественно-творческой (рисование, лепка, аппликация) деятельности. Художественно-творческая деятельность неразрывно связана со знакомством детей с изобразительным искусством, развитием способности художественного восприятия. Художественное восприятие произведений искусства существенно обогащает личный опыт дошкольников, обеспечивает интеграцию между познавательно-исследовательской, коммуникативной и продуктивной видами деятельности. Музыкальная деятельность организуется в процессе музыкальных занятий, которые проводятся музыкальным руководителем в специально оборудованном помещении. Двигательная деятельность организуется в процессе занятий физической культурой.Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов требует особых форм работы в соответствии с реализуемыми задачами воспитания, обучения и развития ребенка. В режимных процессах, в свободной детской деятельности воспитатель создает по мере необходимости, дополнительно развивающие проблемно-игровые или практические ситуации, побуждающие дошкольников применить имеющийся опыт, проявить инициативу, активность для самостоятельного решения возникшей задачи. Взаимодействие с семьями воспитанниковРабота педагогического коллектива по организации взаимодействия с семьями направлена на развитие педагоги сотрудничества, в основу которого положены следующие принципы:единый подход к процессу воспитания ребёнка;открытость дошкольной организации для родителей;взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;уважение и доброжелательность друг к другу;дифференцированный подход к каждой семье;равно ответственность родителей и педагогов.Поэтому основной целью взаимодействия с родителями мы считаем: Возрождение традиций семейного воспитания и вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс ДОО. Основные задачи, стоящие перед педогами:формирование основ психолого-педагогических знаний у родителей;приобщение родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе ДОО;оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей;изучение и пропаганда лучшего опыта семейного воспитания.Система взаимодействия с родителями включает:ознакомление родителей с результатами работы ДОО на общих родительских собраниях, анализом участия родительской общественности в жизни ДОО;ознакомление родителей с содержанием работы ДОО, направленной на всестороннее развитие ребенка;целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в различных его формах;обучение родителей конкретным приемам воспитания и методам развития ребенка в различных видах детской деятельности. Формы сотрудничества с родителями – это способы организации совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОО с семьёй – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.Материально-техническое обеспечениеОбязательным условием взаимодействия педагога с ребёнком является создание развивающей предметно-пространственной среды, насыщенной социально значимыми образцами деятельности и общения, способствующей формированию таких качеств личности, как: активность, инициативность, доброжелательность и др. Важную роль здесь играет сезонность и событийность образования дошкольников. Чем ярче будут события, происходящие в детской жизни, тем больше вероятность того, что они найдут отражение в деятельности ребёнка, в его эмоциональном развитии.Список пособий и методических рекомендаций, необходимых для реализации программыСписок литературыБелкина, В.Н. Психология раннего и дошкольного детства / В.Н. Белкина. – М., 2014. – 256 с.Основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад 2100». Сб. материалов в 3-х ч. Ч. 1. Образовательные программы раз- вития и воспитания детей младенческого, раннего и дошкольного возраста. / Под науч. ред. Р.Н. Бунеева. – Изд. 2-е, перераб. – М.: Баласс, 2016. – 528 с.В детский сад – вместе с мамой: Методическое пособие. / Под ред. М.В. Корепановой // Приложение к журналу «Учебный год». – № 33. – 2015. – Серия «Дошкольное образование». Вып. 3. – 57 с.Галигузова, Л.Н. Воспитание и развитие детей от 1 года до 2 лет / Л.Н. Галигузова, Л.Г. Голубева и др. – М., 2014. – 159 с.Галигузова, Л.Н. Педагогика детей раннего возраста / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. – М., 2014. – 301 с.Гербова, В.В. Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. сада / В.В. Гербова и др. – М., 2014. – 224 с.Горлова, Н.А. Речевой фитнес / Н.А. Горлова, О.А. Горлова. – М., Баласс, 2014.Захаров, А.И. Привязанность к родителям – важнейший компонент эмоционального развития / А.И. Захаров // Психология для родителей; под ред. А.С. Спиваковской. – СПб.: Союз, 2015 г.Каплунов, И. Ладушки. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. / И. Каплунова, И. Новоскольцева – Спб., Невская НОТА, 2015. Лайзане, С.Я. Физическая культура для малышей: Кн. для воспитателя детсада / С.Я. Лайзане. – М.: Просвещение, 2014. – 160 с.Печора, К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для педагогов дош. учреждений / К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2016. – 176 с.Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: Методическое пособие. / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Просвещение, 2014.Самарина, Л.В. Открой новый мир. Программа адаптации детей раннего возраста в детском саду / Л.В. Самарина, В.А. Холопова // Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада. – СПб.: Детство-Пресс. – 2015 г.Тонкова-Ямпольская, Р.В. Воспитателю о ребёнке дошкольного возраста (от рождения до 7 лет) / Р.В. Тонкова-Ямпольская, Т.Я. Черток. – М.: Просвещение, 2014. – 224 с.