"Тема семьи и семейных ценностей в художественной литературе"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Тема семьи и семейных ценностей в художественной литературе"
Автор: Капустина Татьяна Петровна

Тема семьи и семейных ценностей в художественной литературеКапустина Татьяна Петровнаучитель русского языка и литературы МБОУ «Оскольская ООШ Новооскольского городского округа» Семейные отношения являются одной из ведущих тем как в мировой, так и в русской литературе. Отголоски этой темы можно услышать еще в древнерусских художественных произведениях. Княгиня Ефросинья Ярославна в "Слове о полку Игореве" скорбит, плача на Путивльской стене, о своем любимом муже Игоре. Пережив все жизненные испытания, князь Петр и его супруга, мудрая женщина из простого народа, Феврония, до конца сохраняют свою любовь и верность в "Повести о Петре и Февронии Муромских". И даже в конце своих жизней герои, ставшие монахами и живущие в разных монастырях, умирают в один день, а их тела, согласно легенде, оказываются в одной могиле - неужели это не свидетельство их преданности друг другу? Обратившись к русской литературе XVIII века, безусловно, можно вспомнить семью Простаковых из комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль", где нет любви и согласия между супругами. Запуганный Простаков во всем подчиняется жесткой и властной жене, которая единолично распоряжается имуществом, слугами и домом. Слепая любовь и обожание госпожи Простаковой к единственному сыну Митрофанушке принимает самые отталкивающие формы: главная ее цель - выдать своего избалованного сына за богатую девушку. Когда же мечты о свадьбе рушатся, и имущество, согласно судебному решению, переходит под опеку, госпожа Простакова обращается к сыну, надеясь на его поддержку и помощь. В ответ она слышит от Митрофана: "Отвяжись, матушка, как навязалась!" Таким образом, не может быть речи о какой-либо сердечной привязанности сына к матери, и такой итог, по мнению автора, является результатом "злонравия достойных плодов". В повести "Бедная Лиза" Н.М. Карамзина, отношения скромной селянки Лизы и ее матери являются объектом умиления для автора-сентименталиста. Несмотря на бедность, мать и дочь находят утешение в нежной привязанности друг к другу и переживают горе от потери отца, который был их кормильцем. Они не теряют чувства собственного достоинства в своем трудном положении. Мать-старушка с радостью наблюдает искреннюю любовь дочери к молодому дворянину Эрасту, а Лиза, решившись на самоубийство, в первую очередь думает о матери и просит свою "любезную подружку" Анюту позаботиться о ней. "Семейная тема" ярко прослеживается в литературе XIX века. Например, в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" семья Лариных представляет собой пример единения и взаимопонимания между мужем и женой, несмотря на то, что супруга царила в хозяйстве, распоряжаясь без ведома мужа. Эта патриархальная поместная семья, где уважали и сохраняли привычки старины, вызывает у читателей и у самого автора добрую и немного снисходительную улыбку. А.С. Пушкин отмечает, что, когда помещик Дмитрий Ларин ушел из жизни, его искренне оплакали "дети и верная жена, добрее кого-либо". Может быть, именно такой семейной гармонии не хватало Евгению Онегину, который не знал настоящей родительской любви и заботы. Ведь его отец был поглощен жизнью светского общества, растратил все свое состояние и о матери героя романа не упоминается. С самого детства Евгений был отдан под опеку "мадам", которую впоследствии сменил "месье". Возможно, отсутствие настоящей семьи в детстве и юности не позволило Онегину ответить на чувства скромной деревенской девушки Татьяны. Хотя он был тронут посланием Татьяны, он уверен, что брак с ней принесет им обоим страдания, так как он не способен долго любить: "Привыкнув, разлюблю тотчас". Возможно, именно поэтому создатель произведения приносит своему "доброму приятелю" одиночество и душевные муки в конце романа. Как нелепо предстает перед нами проникновение в семейную жизнь персонажей лермонтовского Печорина, героя романа "Герой нашего времени". Устав от обыденности еще в молодости, одинокий Печорин стремится найти острые и необычные ощущения, способные вырвать его из состояния скепсиса и равнодушия. Таким образом, увлеченный Бэлой и похитив ее при помощи Азамата, он, фактически, предопределяет гибель семьи "мирного князя" (глава "Бэла"). Печорин, которого судьба "кинула в мирный круг честных контрабандистов", разрушил семейный очаг, хотя и весьма специфичный: Янко и "Ундина" вынуждены уехать, опасаясь возможной предательской денонсации "странствующего офицера", старуху ждет смерть, а слепого мальчика — страдания (глава "Тамань"). Вера, вынужденная по обстоятельствам выйти замуж за нежеланного человека, — единственная женщина, к которой Печорин по-настоящему привязан. Но его любовь не приносит героине ничего, кроме душевных страданий, так как семейное счастье и Печорин — непересекающиеся понятия. С горечью сострадаю гордой красавице Мери, полюбившей Печорина и уверенной, что ей предстоит его предложение и счастливая супружеская жизнь. К сожалению, Печорин, встречаясь с девушкой для объяснений, безжалостно заявляет "смеялся над вами... не могу на вас жениться" (глава "Княжна Мери"). Невозможно не почувствовать сочувствие доброму Максиму Максимычу, не имевшему своей семьи и искренне привязавшемуся к Печорину, как к собственному сыну! Холодность и равнодушие, которые герой проявляет при встрече с пожилым штабс-капитаном через несколько лет после их расставания, глубоко ранят душу старого служаки (глава "Максим Максимыч"). Не случайно автор донес о смерти Печорина всего в одной фразе: "Печорин, возвращаясь из Персии, умер". Герой не смог построить семью, оставить после себя потомков, его жизнь оказалась "ровным путем без цели", "пиром на празднике чужом". Русская литература второй половины XIX века также представляет читателям е произведения, которые можно назвать "семейными". В поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" мы знакомимся с разными семьями - и крестьянскими, и помещичьими. Здесь есть упоминания о старухе, которая не хочет идти домой, так как ей там невыносимо, и есть эпизод с крестьянином Вавилой, который испытывает глубокую привязанность к своей внучке-"егозе" и мечтает подарить ей козловые ботиночки. Также присутствует рассказ Якима Нагого о тяготах, которые испытывают крестьянские семьи. Однако, главным образом внимание уделяется семьям помещиков, а также крестьянки Матрёны Тимофеевны Корчагиной. Анализируя произведения, где рассказывается о семье и семейных отношениях, мы часто видим трагические истории. Действительно, жизнь не может быть полностью безоблачной и свободной от проблем - книги напоминают нам об этом. Но каждый раз, рассматривая семью через призму литературы, мы видим, что трудности существуют, существовали и будут существовать. Однако, если мы боремся с ними вместе, сохраняем мир, добро, взаимопонимание и любовь, мы сможем преодолеть любые преграды. Важно помнить, что здоровая семья - это гарантия благополучного будущего детей.