Формы работы по формированию у детей дошкольного возраста этических норм в рамках реализации образовательной программы


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формы работы по формированию у детей дошкольного возраста этических норм в рамках реализации образовательной программы
Автор: татьяна ивановна марушенко

Тема: «Формы работы по формированию у детей дошкольного возраста этических норм в рамках реализации образовательной программы».Еще только ожидая ребенка, мечтают матери и отцы о том, каким он вырастет. Им хочется видеть своего сына или дочь добрым, честным, трудолюбивым человеком, преданным своей Родине, готовым постоять за своего товарища, умеющего жить в коллективе, жизнерадостного, доброжелательного в отношении к людям…Периодом зарождения и формирования этических инстанций является дошкольный возраст (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, А. В. Запорожец, Я. З. Неверович и др.). В настоящее время педагоги отмечают нарастание детской агрессивности, жестокости, эмоциональной глухоты, замкнутости на себе и собственных интересах. В связи с этим воспитание нравственных качеств личности, формирование этических норм и правил поведения являются в настоящее время одной из главных задач, которую должны ставить перед собой психологи, педагоги и родители. Дошкольное детство — важный период в нравственном становлении личности. Исследования ученых в области педагогики и психологии свидетельствуют о формировании основных моральных качеств личности именно в эти годы. Этому способствует высокая детская восприимчивость и внушаемость.Работа по формированию этических норм и культуры поведения в детском саду строится по следующим направлениях:Культура внешнего вида. 1. Санитарно-гигиенические навыки. Ребенок должен знать основные правила ухода за отдельными частями тела и органами; уметь самостоятельно выполнять основные гигиенические процедуры, пользоваться гигиеническими приемами и предметами ухода; придерживаться эстетики жестов, поз, ходьбы. 2. Внешность. Придерживаться опрятности, аккуратности внешнего вида; следить, чтоб волосы были чистыми, хорошо зачесанными, чтоб прическа соответствовала обстоятельствам; иметь представление о значении одежды, ее соответствие месту, возрасту, времени (праздничная, рабочая одежда). Правила поведения в общественных местах. 1. Поведение в детском саду. Ребенок с уважением относится к воспитателям, другим сотрудникам дошкольного заведения, исполняет их требования; придерживается норм культуры общения в отношениях с ровесниками, бережно относится к общественному имуществу; принимает активное участие в подготовке к праздникам. 2. Город и мы. Дети придерживаются правил безопасности жизнедеятельности (знают правила поведения на дороге в разное время года, в критических ситуациях обращаются за помощью к взрослым, знают основные правила поведения в экстремальных условиях, считают недопустимым причинить какой-либо вред себе или другим); придерживаются порядка в общественных местах, элементарных правил поведения в магазине, кафе, транспорте, театре. 3. Правило гостеприимства. Ребенок умеет проявлять гостеприимство, правило дарения и принятия подарков, знакомства гостей; имеет элементарные навыки сервировки стола, культурного поведения за столом. Этикет межличностных отношений. 1. Твоя семья. Каждый ребенок имеет представление про свой род, осознаёт правила сожительства в семье, добросовестно исполняют свои обязанности (уважают старших, заботятся о них; уважают родителей, уступают своим желаниям, потребностям, интересами ради них, удовлетворяют их желания, прислушиваются к советам, указаниям; заботятся о младших, внимательно относятся к их потребностям, просьбам, учат их); соблюдают чистоту и порядок в помещении; любят и уважают семейные праздники, участвуют в их организации. 2. Этика взаимоотношений со сверстниками. Дети проявляют интерес, доброжелательное отношение к сверстникам, придерживаются демократических отношений с ними, хотят быть справедливыми, морально выдержанными, проявляют ответственность, обращают внимание на индивидуальность; придерживаются норм общения, владеют выразительными (вербальными и невербальными) приемами общения; поддерживают общую для всех цель деятельности, согласовывают собственные действия с действиями партнеров ради достижения общей цели; избегают конфликтов, умеют их предотвратить. 3. Этика взаимоотношений со старшими. Ребенок проявляет вежливость, сдержанность, толерантность в отношениях со старшими, разговаривает тихо, не обижает людей чрезмерным рассматриванием; замечает положение, интересы, потребности людей, учитывает их и желает удовлетворить; без разрешения близких не рассказывает незнакомым про свою семью и место проживания; знает про существование у людей физических и психических недостатков, корректно относится к людям, которые имеют такие недостатки. Культура общения1. Разговорный этикет. Ребенок знает основные формы разговорного этикета (знакомства, приветствие, прощание, обращение, просьба, благодарность, извинение и т. д.), умеет использовать их в ситуациях стандартизованного общения, проявляя при этом вежливость, добросовестность; умеет внимательно слушать собеседника; желает обогащать словарный запас. 2. Культура невербального общения. Во время разговора ребенок смотрит в лицо собеседника (или в глаза), сохраняет внимательное и добросовестное выражение лица, улыбается, когда это уместно; разговаривает спокойно, достаточно выразительно, заботясь, чтобы его хорошо слышал собеседник, но не обязательно слышали люди вокруг; придерживается эстетики жестов, мимики, поз. В содружестве с семьей педагогам необходимо осуществлять воспитание нового человека — человека будущего. Работать в тесном контакте с родителями, делать все возможное для оказания им помощи в вопросах нравственного воспитания и формирования этических норм поведения. Для этого можно использовать разнообразные формы работы с семьей:
  • Проведение родительских собраний в группе.
  • Эта форма работы позволяет интересно и непринужденно общаться с семьями детей, устанавливать теплые, доброжелательные отношения. Тематика таких собраний разнообразна: воспитание добротой, вежливые слова – что они означают и т.д.
  • Консультации, рекомендации, лектории, семинары, оформление информационных стендов.
  • Эта широко известная форма работы с семьей, позволяет грамотно и полно знакомить родителей с тонкостями детской души, с наиболее эффективными методами и приемами воспитания с особенностями детей дошкольного возраста.
  • Выставки литературы по теме.
  • Эта форма работы дает возможность родителям познакомиться с педагогическими трудами по проблемам воспитания детей.
  • Привлечение родителей к оформлению выставок, к изготовлению совместных произведений творчества детей.
  • Эта форма работы способствует поддержанию интереса родителей к жизни детского сада, участию в педагогическом процессе, установлению доверительных отношений с дошкольниками. Подобные выставки могут быть посвящены Новому году, Дням национальной кухни, «Осенинам», тематическим неделям в соответствии с календарем праздников и т.д.
  • Организация и проведение практических занятий, праздников, ролевых игр «Доброта спасет мир», «Волшебные слова» и т.п. «Салон красоты», «Поход в театр», «Званный ужин» и т.д. с участием родителей.
  • Данная форма работы позволяет интересно и непринужденно общаться взрослым (педагогу и родителям) с детьми, устанавливать теплые, доброжелательные отношения. При реализации данной формы работы ребёнок постигает нормы общественного поведения, он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать.
  • Организация совместных детско-родительские мероприятия, посвященные государственным праздникам.
  • Обязанность педагога и каждой семьи – развить ребенка нравственно, сформировать у детей этические нормы и “нравственную шкалу отношений”, с помощью которой он может “измерить” свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла и не только оценить, но и подчинить свое поведение нравственным нормам.