Волонтерство-путь в профессию


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Волонтерство-путь в профессию
Автор: Мария Николаевна Крюкова

Кировское областное государственное профессиональное образовательное бюджетное учреждение «Орлово-Вятский сельскохозяйственный колледж»Социально-трудовой проект«Волонтерство - путь в профессию». Автор проекта: Руководитель: г. Орлов, 2024 Оглавление ПАСПОРТпроекта Кировского областного государственного профессионального образовательного бюджетного учреждения «Орлово-Вятский сельскохозяйственный колледж» «Волонтерство- путь в профессию».Аннотация Проекта:В настоящее время одним из основных направлений эффективной государственной молодежной политики в Российской Федерации становится волонтерское движение. Оно призвано способствовать активному привлечению российских молодых граждан к проведению социально-экономических преобразований в стране, воспитанию чувства патриотизма и гражданской ответственности молодого поколения.Своевременность волонтерской деятельности определяется её основанными задачами: получением навыков, самореализацией и самоорганизацией молодежи для решения социальных задач, а также обеспечением определенным временным форматом занятости молодежи в период социально-экономического кризиса.Волонтерское движение, как уже говорилось выше, воспитывает у молодых граждан России уважение к труду, патриотизм, социальную солидарность, прививает навыки сотрудничества.Важно узнать, почему именно молодые люди решили заняться этой деятельностью – их привлекла реклама, интересная информация или что-то другое. Существует несколько основных причин, почему люди становятся волонтерами:
  • Самое главное — ИДЕЯ, благородная идея, отражающая важность и принципы деятельности. Именно идея определяет, будет ли человек понимать, что он делает и зачем, появятся ли у него гордость, самоуважение и удовлетворение от работы и результатов деятельности.
  • Внутренняя психологическая потребность быть нужным. Волонтерское движение позволяет реализовать эту потребность, ощутить свою полезность.
  • Потребность в общении. Если подбирается классная, веселая компания и в ней интересно и комфортно, то хочется быть рядом. Расширяется круг общения. Именно это часто становится основной причиной работы в качестве волонтера.
  • Интерес. Работа волонтером зачастую связана с нестандартными подходами и новыми возможностями.
  • Карьера, авторитет и самореализация. Сюда относится возможность улучшить свое социальное положение в карьерной или межличностной сфере. Будучи волонтером, можно установить новые связи, научиться новому и за счет этого приобрести уважение и вес в обществе. Зачастую именно в волонтерском движении проявляются некоторые способности, например, руководящие или организаторские.
  • Творческие возможности. Можно проявить себя в различных видах деятельности вне зависимости от возраста или от уже имеющейся профессии – журналистика, выступления, дизайн.
  • Решение своих проблем. Если человек чувствует себя никому не нужным, то волонтерская работа может изменить ситуацию. Есть проблемы с общением – иди в волонтеры, найдешь новых друзей и единомышленников.
  • Досуг. Время можно тратить двумя способами – с пользой и без. Первый вариант – это волонтерское движение.
  • Подтверждение своей самостоятельности и взрослости. Став волонтером и работая над серьезными проблемами, люди доказывают окружающим свою зрелость, самостоятельность и оригинальность.
  • На фоне сложной ситуации на рынке труда, волонтерство является одной из эффективных форм приобретения трудового опыта для молодых специалистов. Организация волонтерской деятельности молодежи позволяет системно решать проблему вовлечения молодежи в социально - значимую деятельность, повысить социальную активность молодежи.Обучающиеся Кировского областного государственного профессионального образовательного бюджетного учреждения «Орлово-Вятский сельскохозяйственный колледж» живут в удаленном от больших городов поселке городского типа. Они временно оторваны от большой современной жизни, где мелькает череда событий, где у молодежи есть огромные возможности реализоваться как общественной личности. Но они здесь и сейчас! И у них есть колледж, вокруг них работают люди, они – часть большой жизни, и они хотят, чтобы их жизнь была достойной и интересной! Молодые люди всегда стремятся к объединению, собираются в группы по интересам, потому что вместе весело, потому что, когда они вместе – это сила. Тогда почему бы им не объединиться вокруг какой-нибудь идеи и пойти в ногу со всем мировым сообществом? И они нашли движение, к которому можно присоединиться, и в котором можно проявить свою потребность к самореализации. Это – волонтерское движение. Команда волонтеров решила работать под девизом: «Когда мы едины - мы непобедимы». Контроль над реализацией Проекта будет осуществляться советником директора по воспитанию - Даровских Людмилой Александровной и преподавателем Васениной Надеждой Александровной.1.Актуальность Проекта:В современных условиях переходной экономики становится актуальным использование механизма привлечения молодежи к добровольческой деятельности. Добровольчество сегодня рассматривается с разных позиций, в зависимости от цели, в данном явлении выделяются определенные акценты.Смысл добровольчества, как социального явления - это его ресурсность, как количественная мера возможности добровольчества, позволяющая спомощью определенных преобразований получить желаемый результат.Экономическое развитие предъявило новые, повышенные требования к социализации и профессионализации личности будущего специалиста, к формированию производственника нового типа, конкурентоспособного на рынке труда. Сегодня работодатель предъявляет требования не к конкретным знаниям, а к компетенциям работников. Для современного рабочего важнейшим квалификационным требованием является владение несколькими видами профессиональной деятельности. решающим фактором при трудоустройстве является наличие опыта работы по профессии. Для успешной адаптации молодых специалистов недостаточно подготовить их к профессиональной деятельности, вооружить их необходимыми профессиональными навыками и умениями. Нужна еще и их психологическая подготовка к самостоятельной работе, которая учеными рассматривается как важная ступень их социальной и профессиональной зрелости. Поэтому предлагаемый Проект волонтерского движения «Волонтерство - путь в профессию» это — активизация всех способностей и качеств личности обучающихся Кировского областного государственного профессионального образовательного бюджетного учреждения «Орлово-Вятский сельскохозяйственный колледж», социального опыта, приобретенного в процессе обучения и индивидуального развития для достижения успеха в будущем как специалиста. Применение своих знаний и умений по профессии в волонтерском движении способствует изменению мировоззрения будущих специалистов. Эта деятельность приносит пользу не только тем, кого они обслуживают: пенсионеров, инвалидов, ветеранов труда и ВОВ, а также государству и самим волонтерам, которые посредством добровольческой деятельности развивают свои профессиональные умения и навыки, удовлетворяют потребность в общении, осознают свою полезность и нужность и развивают в себе личностные качества, необходимые для дальнейшей профессиональной деятельности. Как показывают результаты изучения рынка труда, на основании опросов, анкетирования, отзывов по результатам производственной практики и круглых столов с работодателями, большинство респондентов отмечают не достаточный уровень профессионализма выпускников, обусловленный отсутствием опыта профессиональной деятельности, способности адаптироваться в коллективе и к часто меняющимся условиям труда, низкому уровню культуры профессионального общения. В то же время они высказались в пользу подготовки выпускников, умеющих выполнять работы высокой сложности, обладающих навыками самоорганизации. Данный Проект по реализации волонтерского движения позволит учащимся КОГПОБУ «Орлово-Вятский сельскохозяйственный колледж»устранить выявленные противоречия в подготовке их как специалистов в современных условиях и решить проблему качества подготовки выпускника, удовлетворяющего требованиям работодателей, которые формулируются не только и не столько в формате «знаний» выпускников, сколько в терминах способов деятельности («умения», «способность», «готовность», «практический опыт»).2. Основные цели и задачи Проекта.Исходя из имеющегося опыта работы по развитию волонтерскойдеятельности молодежи Кировской области, прогнозов по развитию волонтёрского движения региона Проект предполагает разработку мероприятий по вовлечению обучающихся КОГПОБУ «Орлово-Вятский сельскохозяйственный колледж» в волонтерскую деятельность, Проект реализуется в целях популяризации волонтерской деятельности молодежи как формы её трудового воспитания, патриотического и духовно-нравственного развития, открывающей возможности приобретения и совершенствования профессиональных навыков и компетенций посредством создания дополнительных возможностей для развития профессиональных и общих компетенций и повышения конкурентоспособности выпускников КОГПОБУ «Орлово-Вятский сельскохозяйственный колледж» Задачи Проекта: 1.Развитие профессиональных умений, общих и профессиональных компетенций и создание условий для получения практического опыта через организацию волонтерской работы обучающихся;2.Создание нормативно-правового обеспечения волонтерской деятельности обучающихся;3.Создание условий для успешной адаптации выпускников на рынке труда;4.Развитие системы социального партнерства для организации волонтерской деятельности; 5.Создание благоприятного имиджа КОГПОБУ «Орлово-Вятский сельскохозяйственный колледж», содействие профориентационной работе.3.Описание Проекта:3.1.Нормативно-правовая база. - Конституция Российской Федерации;- Указ Президента РФ № 599 от 07.05.2012 г. «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;- Федеральный закон «Об образовании в РФ»от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ; - Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г).- Федеральный закон от 24.07.98 г. 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».- Концепция модернизации российского образования на период до 2020 г.;Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г.- Федеральный закон от 5 февраля 2018 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)"-Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025г.-Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025г.-Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2025г.-Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. № 1054-р; (до 2025 года)-Федеральный Закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»;-Примерный стандарт оказания услуги «Вовлечение граждан в возрасте от 14 до 30 лет в добровольческую (волонтерскую) деятельность», осуществляемой государственными и муниципальными учреждениями по работе молодежью, разработанный Департаментом молодежной политики и общественных связей Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации в 2010 году;-Всеобщая декларация добровольчества (2001 г.).- Программа развития КОГПОБУ «Орлово-Вятский сельскохозяйственный колледж»;- Устав КОГПОБУ «Орлово-Вятский сельскохозяйственный колледж»;- Локальные акты КОГПОБУ «Орлово-Вятский сельскохозяйственный колледж»3.2. Принципы реализации проекта: * принцип доступности;*принцип добровольности; * принцип открытости;* принцип достижения качества;* принцип творчества;3.3. Социальные компетентности:* Ответственность, эмоциональная устойчивость;* Самоконтроль, владение продуктивными способами деятельности;* Стремление к проявлению собственных возможностей в социуме;* Мотивация на успех.3.4. Основные направления работы: 1) нравственно- духовное;2) гражданско - патриотическое;3) социально-трудовое.3.5. Заповеди волонтеров колледжа:*раскрой себя в любой полезной для окружающих и тебя самого деятельности;*помни, что твоя сила и твоя ценность – в твоем здоровье;*оценивай себя и своих товарищей не по словам, а по реальным отношениям и поступкам.3.6. Правила деятельности волонтера:*если ты волонтер, забудь лень и равнодушие к проблемам окружающих;*уважай мнение других;*критикуешь – предлагай, предлагаешь – выполняй;*обещаешь – сделай;*не умеешь – научись;*будь настойчив в достижении целей;3.7. Объект проекта: *Территория КОГПОБУ «Орлово-Вятский сельскохозяйственный колледж»;*Территория, здания, сооружения города Орлова и Орловского района;*Население Орловского района. 3.8. Предмет проекта:*Благоустройство территории города Орлова и Орловского района;*Помощь населению Орловского района. 3.9. Адресная направленность проекта: обучающиеся 14-18 лет КОГПОБУ «Орлово-Вятский сельскохозяйственный колледж». 3.10. Территория реализации проекта: Кировская область, город Орлов, Орловский район. 4. Рабочий план реализации проекта5.Ожидаемые результаты реализации проекта.
  • Сформированная команда волонтёров для реализации проекта
  • Массовое вовлечение студентов колледжа в волонтёрскую деятельность;
  • Популяризация идей добровольчества среди подростков и молодежи, осуществление информационной
  • деятельности
  • Участие в волонтерском движении различного уровня;
  • Сотрудничество с социальными партнёрами
  • 6.Механизм оценки результатовПрактическая значимость данного Проекта заключается в том, что с одной стороны волонтерство отражает социальные, благотворительные и духовные интересы, и оно выступает как социально-ориентированная, добровольная, бескорыстная деятельность, способствующая формированию нравственных ценностей, альтруизма, коллективизма, любви к ближнему, терпимости и выдержанности. Эти качества очень значимы для каждого специалиста. С другой стороны, реализация проекта позволит через внеурочную деятельность развивать профессиональные и общие компетенции, приобретать опыт работы по профессии.Эффективность Проекта в целом будет оцениваться отзывами социальных партнеров, через интернет, СМИ, через интервью руководителей. Оценка эффективности реализации Проекта7.Перспективы развития Проекта Данный проект имеет перспективу развития, которое будет заключаться в закреплении налаженных связей. Авторы проекта уже сейчас предлагают новые направления. Это подпроект «Все мы родом из детства»( строительство детской спортивной площадки в детском саду №3) и «Место встречи - горсад»(вырубка дикой поросли кустов сирени, строительство скамеек, урн для мусора) «Никто не забыт и ничто не забыто»( реставрация и побелка памятников). За рамками проекта в дальнейшем будет использован и распространен опыт работы с местными СМИ. Предполагается внебюджетное финансирование мероприятий за счет средств, поступающих в виде добровольных взносов и пожертвований граждан и организаций, а так же благотворительной деятельности спонсоров (Орловское СУВУ). Данный проект имеет перспективу развития, которое будет заключаться в закреплении налаженных связей с социумом(администрация городского поселения, администрация Орловского района, детские сады, учебные заведения. Есть идея проведения совместных творческих мероприятий с детьми малоимущих семей). В дальнейшем идеи проекта будут реализовываться и развиваться в направлении наработки опыта социального партнерства.При условии достижения поставленных задач и получения положительных результатов предполагается дальнейшее развитие проекта в ДОУ, кроме того возможна презентация полученного опыта работы в ОУ, размещение на сайтах интернета. Освещение проекта с использованием средств массовой информации, обеспечит его пропаганду среди жителей Кировской области. Осуществление проекта во многом повлияет на сформировавшийся менталитет жителей Орловского района. Надеемся, что реализация этого проекта станет стартом для дальнейшего благоустройства Орловского района. Очень надеемся, что жители района не один раз вспомнят Орловское СУВУ за наши добрые дела.Всё у нас получится.8. Смета расходов на реализацию ПроектаРабочий инвентарь, инструменты выдаются под роспись на складе.Заключение. В основе любого волонтерского движения старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому. Этот принцип понятен и близок всем тем, кому знакомо чувство справедливости, кто понимает, что сделать жизнь общества лучше можно только совместными усилиями каждого из его членов. Во всех странах волонтерское движение имеет глубокие самобытные корни. Например, в России история волонтерского движения изначально связана с деятельностью православной церкви, позднее – с инициативой первых некоммерческих общественных объединений – земств, учителей и врачей, которые много делали для русского крестьянства. В России же возникло и первое женское волонтерское движение – сестры милосердия, которые во время русско-турецкой войны добровольно отправились на фронт, чтобы помогать раненым солдатам. Почему люди идут в волонтеры? У каждого свои причины, и немногие изъявляют желание откровенно о них говорить. В основном, это дело совести каждого человека, но кроме морального удовлетворения, которое приносит безвозмездная помощь ближнему, движение волонтеров дает целый ряд преимуществ, особенно молодежи. Это и новые знакомства, и приобретение новых профессиональных навыков, знаний, и возможность сделать неплохую карьеру.Список литературы:1.Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года. 2.Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. № 1054-р 3. Закон «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53 ст. 7598); 4. Приказ Минобразования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования; 5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. № 355 «Об утверждении Перечня специальностей среднего профессионального образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1243, от 26.10.2011 № 2524); 6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. № 354 «Об утверждении Перечня профессий начального профессионального образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26 ноября 2010 № 1242, от 21 февраля 2012 г. № 124); 7. Приказ Минобрнауки России от 02.07.2013 № 513 «Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение»; 8. - молодежная социальная сеть второго поколения, созданная для общения людей. Она сочетает в себе социальную и развлекательную составляющие и строится с учетом интересов молодежи. На сайте регистрируются волонтеры и получают волонтерскую книжку.9. Волонтерское движение – руководство для менеджеров. Молодежный проект программы волонтеров ООН. Бишкек, 2007 г10. Всеобщая Декларация Добровольчества. Декларация принята Советом директоров IAVE и провозглашена на XVI Всемирной Конференции Добровольцев Международной Ассоциации Добровольческих Усилий (IAVE), Амстердам, январь, 2001 г., Международный Год Добровольцев. () 11.Живой журнал социального педагога Н.Степиной: 12.Ильина И. Волонтерство в России // Интернет советы - Приложение 1 ПОЛОЖЕНИЕ О ВОЛОНТЕРСКОМ ОТРЯДЕ.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. -Данное положение обуславливает взаимодействие обучающихся в рамках организации волонтерской деятельности по оказанию профессиональных услуг на безвозмездной основе, описывает права и обязанности как структурного подразделения, организующего волонтерское движение, так и добровольцев по отношению друг к другу. 1.2 Ключевые понятия, используемые в положении: Волонтерство (добровольчество) – это добровольное принятие обязанностей по оказанию безвозмездной помощи. Волонтеры (добровольцы) – граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах образовательного учреждения. Безвозмездный труд – бесплатный, неоплачиваемый труд. Благополучатели – граждане получающие благотворительную помощь. 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ. Цель: Создание дополнительных возможностей для развития профессиональных и общих компетенций и повышения конкурентоспособности выпускников. Задачи: Развитие профессиональных умений, общих и профессиональных компетенций и создание условий для получения практического опыта через организацию волонтерской работы обучающихся;Обеспечение социального и психологического сопровождения волонтерской деятельности по «включенности» учащихся в активную профессиональную деятельность; Создание условий для успешной адаптации обучающихся по рабочим профессии к рынку труда;Развитие системы социального партнерства для организации волонтерской деятельности;Создание благоприятного имиджа Орловского СУВУ, содействие профориентационной работе. 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И СТРУКТУРА ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ.*Инициаторами волонтерского движения в Орловском СУВУ являются специалисты ( заместитель директора по производственному обучению, старший мастер, мастера п/о); *Основой волонтерского движения являются учащиеся – добровольцы Орловского СУВУ. * Руководят работой волонтеров – мастера п\о.*Ежегодно проводится собрание волонтеров, на котором определяются цели и задачи, утверждается план работы на год. 4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАБОТЕ ВОЛОНТЕРОВ. *Обучение волонтеров специалистами (мастера п\о,)* Просветительская работа. * Организация выступлений добровольцев с результатами их работы на отчетных собраниях.* Организация воспитательно - профилактических и других мероприятий (беседы, лекции, психологическое тестирование по выявлению уровня самооценки, агрессивности, конфликтности, коммуникативности и др. личностных качеств;*Формирование психологической готовности учащихся к оказанию волонтерских работ (учитывая специфику контингента);*Создание команды, развитие чувства коллективизма;*Решение проблемных ситуаций (на основе опыта волонтеров).* Сбор информации для подготовки отчета о волонтерской работе (фото, отзывы, перечень и сложность работ). 5. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ 5.1.Волонтер имеет право: * Получать всю необходимую информацию, оборудование, а также материальные средства для выполнения поставленных перед ним задач. *Вносить предложения при обсуждении форм и методов осуществления волонтерской деятельности. *На признание и благодарность за свой труд. * Получение дополнительных заданий, необходимых волонтеру для выполнения возложенных на него задач. 5.2. Волонтер обязан: *Четко и ответственно выполнять порученную ему работу. *Знать, уважать и следовать целям и принципам волонтерского движения.*Соблюдать принцип конфиденциальности (не распространять не предназначенные для разглашения сведения).*Следовать инструкциям, выданным ему при инструктаже; *Беречь материальные ресурсы, предоставленные организацией;*Уведомить о своем желании прекратить волонтерскую деятельность в организации после того, как выполнено заданное поручение. 5.3. Руководитель имеет право: *Требовать от волонтера отчета за проделанную работу. *Требовать уважительного отношения к руководителю и к тем, с кем общается.*Отказаться от услуг волонтера при невыполнении им обязательств, нарушении дисциплины, некорректном поведении в отношении других участников отряда или потребителей. 5.4. Руководитель обязан: *Создать волонтеру необходимые ему условия труда; *Разъяснять волонтеру его права и обязанности; *Обеспечить безопасность волонтера (проинструктировать его о необходимой технике безопасности); *Разрешать конфликтные ситуации, возникающие в процессе волонтерской деятельности; *Проводить обучающие семинары, мастер-классы и тренинги. 6.ФИНАНСИРОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА. *Работа волонтеров осуществляется на безвозмездной основе. *Возможно поощрение работы волонтеров за счет училища, социальных партнеров *Любые организации, а также отдельные граждане могут перечислить на нужды волонтерского движения денежные средства на счет учреждения, на базе которого оно создано, с указанием их целевого назначения. Эти средства используются для укрепления и развития материального поощрения добровольцев. ПРИЛОЖЕНИЕ 2.Глоссарий
  • Волонтер - доброволец, желающий, выразивший желание.
  • Волонтерское движение. В России волонтерское движение стало зарождаться в конце 80-х годов, хотя, если заглянуть в историю, следует признать, что оно существовало всегда, например, в виде службы сестер милосердия, тимуровского и пионерского движений, всевозможных обществ охраны природы и памятников. Однако современное развитие волонтерское движение получило в связи с растущим числом социальных проблем, в решении которых при современной экономической ситуации волонтеры незаменимы.
  • Воспитательное пространство. Территория, на которой проживают и учатся граждане, их семьи, а все социальные институты и люди объединены совместной деятельностью, по созданию условий для педагогической защиты, воспитания и обучения детей.
  • Инновации. Инновация (англ. "Innovation") – это новшество. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Инновация всегда продукт интеллектуальной деятельности реализуемая через научное творчество.
  • Социализация. Социализация – становление личности – процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В её процессе он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности. Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей. Как условие – свидетельствует о наличии того социума, который необходим человеку для естественного социального развития как личности. Как проявление – это социальная реакция человека с учетом его возраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений. По ней судят об уровне социального развития. Как результат она является основополагающей характеристикой человека и его особенностей как социальной единицы общества в соответствии с его возрастом. Ребенок в своем развитии может отставать или опережать своих сверстников. В этом случае социализация как результат характеризует социальный статус ребенка по отношению к его сверстникам.
  • Социальная компетенция. Ставшее модным в наши дни выражение «социальная компетенция» определяется по-разному. При широкой трактовке сюда включают от таких качеств, как эмпатия (способность к сопереживанию), социальная чуткость, умение держать ролевую дистанцию, терпимость к чужому мнению, непосредственность, независимость, способность к коммуникации и творчеству, до таких, как активное поведение, открытость, терпимость к конфликтным ситуациям, самоограничение и доверие.
  • Социум. (от лат. socium – общее). Большая устойчивая социальная общность, характеризуемая единством условий жизнедеятельности людей в каких-то существенных отношениях и вследствие этого общностью культуры; высшая форма социума – общество как целостная социальная система.