"Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ и ВПР в начальной школе»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ и ВПР в начальной школе»
Автор: Шакирзянова Гульчира Дилюсовна
МАОУ «Култаевская средняя школа»структурное подразделение «Баш-Култаевская школа»«Формирование умения работатьс текстом как шаг к успешному выполнениюкомплексных работ и ВПР в начальнойшколе»Подготовила учитель начальных классов Шакирзянова Г.Д.2021 год«Формированиеумения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ и ВПР в начальной школе»На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться умением читать для поиска нужной информации в тексте с тем, чтобы получать необходимые знания, осваивая другие дисциплины, обогащать свой читательский опыт и интеллект. Все эти умения помогут обучающемуся успешно справиться и с комплексной работой, которая является одним из видов итогового контроля. Самое главное – это научить обучающегося работать с тестом. Как научить младшего школьника “смысловому чтению”? Этот вопрос требует комплексного решения, поскольку речь идет о реализации всех функций родного языка в реальной жизни.Курс литературного чтения закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер. Уроки литературного чтения играют ключевую роль в формировании читательской компетентности.Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.Читательская компетентность определяется:-владением техникой чтения,-приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения,-умением работать с текстами художественных произведений разных жанров и нехудожественных (учебной, научно-познавательной, справочной),– знанием книг и умением их самостоятельно выбирать,-сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания. Рассмотрим поэтапное внедрение системы работы с текстом на уроках в начальной школе, согласно требованиям ФГОС НОО1 класс – обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия.-Практическое отличие текста от набора предложений.-Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя.-Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий.-Озаглавливание текста (подбор заголовков).-Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.2 класс – обучение детей работать с текстом:– смысловое чтение;– владение пересказом разного вида;– деление на абзацы и составление плана прочитанного текста (произведения);– выделение опорных слов (словосочетаний);– характеристика героев и их поступков.-Подбор антонимов и синонимов к словам.-Нахождение пропущенных букв, используя и подбирая самостоятельно проверочные слова. 3 – 4 класс – обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному:– самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента);– нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме;– выделение главной и второстепенной информации;– выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями (знаниями);– прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку;– самостоятельное формулирование вопросов по тексту;-сравнивание текстов разных жанров, разных стилей(деловой, научный, художественный, публицистический, разговорный) с похожим содержанием. Большое внимание на уроках литературного чтения надо уделять работе с текстом направленным на формирование способности учащихся применять полученные знания, умения и навыки (универсальные учебные действия -УУД) в учебных и жизненных ситуациях: 1. Нахождение информации. «Прочтение текста, определение его основных элементов, поиск необходимой информации, иногда выраженной в тексте в непрямой форме, выделение главного и второстепенного содержания» 2. Интерпретация текста. «Сравнение и противопоставление заключённой в тексте информации разного характера, обнаружение в нём доводов и выводов, выведение заключения о намерении автора или главной мысли текста» 3. Рефлексия на содержание текста или его форму и их оценка. «Связывание информации, обнаруженной в тексте, со знаниями из других источников, оценка утверждений, сделанных в тексте, исходя из своих представлений о мире, нахождение доводов в защиту своего мнения».Учащиеся начальных классов обладают особым восприятием художественных произведений. С одной стороны, оно фрагментарно, дети уделяют внимание отдельным деталям в ущерб целостности, слабо понимают подтекст, мотивы поступков героев. С другой стороны, у детей в этом возрасте достигает значительного развития эмоциональная сфера и он способен воспринимать читаемое «чувствами», активно реагировать на события, при условии, что текст ярок, динамичен, эмоционален.Исходя из вышеперечисленного, работу над восприятием художественного произведения строят в определенной последовательности.Вначале проводят подготовку к восприятию текста. Ее цель – ввести учащихся в обстановку, в которой будут развиваться события, описанные в произведении; привлечь их жизненный опыт для опоры на него при последующем чтении, сообщить необходимые сведения об авторе, что повышает интерес и к писателю, и к его произведению.После подготовительной работы проводят первичное восприятие текста (самостоятельное чтение, чтение учителем, чтение вслух учащимися – выбор зависит от сложности произведения). При первичном восприятии происходит знакомство с общим содержанием произведения, его эмоциональной направленностью. Дети определяют для себя, близка ли им тема, герои, узнали ли они что – нибудь новое, понравилось ли произведение и т. д.Вторая ступень восприятия при повторном чтении – знакомство с персонажами, связями и причинами их поступков; ориентировка в структуре и языке произведения.Так, например, дети подчеркивают нужные слова в тексте, подбирают синонимы, рассуждают о том, почему именно это слово употребил автор или герой. Для работы со стихотворениями и рассказами – описаниями выписывают на доске образные слова, выражения, которые автор использует для описания какого – либо события: дождя, ветра, росы, снега и т. д. В дальнейшем учащиеся используют эти выражения для пересказа, творческих работ (устных и письменных). Для сравнения персонажей произведений используют составление сравнительных таблиц.Важное место при восприятии произведения отводится работе над смысловой структурой текста с учетом его жанровой специфики. Признаки сказки, басни, рассказа, стихотворения занимают равноправное место с его содержательной стороной и рассматриваются в единстве. Например, читая сказку, детям дается задание доказать, что они прочитали – сказку или другое произведение:– Сказка ли это? Докажи.– Найди зачин сказки.– Назови волшебных героев, волшебные предметы.-Найди народные выражения, которые встречаются и в других сказках.– Найди концовку, типичную для народных сказок.– Какой намек и урок содержит эта сказка?Третья ступень – формирование умений осмысливать, воссоздавать, воспроизводить прочитанное, т. е. умений, с помощью которых осуществляется углубленное, полноценное восприятие произведения.Умение воссоздавать прочитанное входит в состав ряда других умений и связано с развитием творческого мышления, речи детей.Сложный процесс восприятия сопровождается и завершается формированием отношения ребенка к прочитанному, суждениями о героях, событиях, произведении в целом. По этим параметрам можно судить о воздействии произведения на ребенка.Основой для правильного восприятия текста является так же многократное обращение к тексту, перечитывание его отрывков каждый раз с новым заданием. Тогда ребенок и открывает в нем что-то новое, чего не заметил ранее. Чтобы многократное обращение к тексту не было утомительным для ребенка, я использую разные виды работ над текстом. Вот некоторые из них:1. Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.2. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.3. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль произведения.4. Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки).5. Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни).6. Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, весело, печально и т. д.7. Нахождение и чтение образных слов и описаний.8. Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинений.9. Чтение с выписыванием слов для «Поэтических страниц» и т. д.Использование в своей работе всех перечисленных приемов, видов работы с текстом приводит к правильному осмыслению детьми логических связей произведения, они лучше понимают чувства автора, у них развивается речь, творческое мышление. Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет добывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, и успешно выполнять комплексные работы.На одной из древних египетских плит высечена надпись: «Обрати свое сердце к книгам. Право, нет ничего выше книг».По какой бы образовательной системе учитель начальных классов не работал бы его целью стоит – вырастить функционально грамотную личность. Это личность, которая способна реализовать себя в жизни, использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Большое внимание на уроках литературного чтения надо уделять работе с текстом направленным на формирование способности учащихся применять полученные знания, умения и навыки (универсальные учебные действия -УУД) в учебных и жизненных ситуациях:Виды работ с текстом в начальной школе:- Чтение всего текста (первичное, ознакомительное).- Чтение, деление на смысловые части. Составление плана (цитатный, вопросный, картинный, модельный, схематический, из повествовательных предложений).- Чтение по готовому плану. -Чтение, после чтения пересказывание. Виды пересказа: подробный, краткий, выборочный, творческий.- Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома. -Восстановление деформированного текста. -Инсценирование текста или отрывка. -Выборочное чтение (с определенным заданием). -Чтение в лицах.- «Жужжащее чтение». -Чтение цепочкой по предложению.- Чтение абзацами. -Чтение с пометками. -Чтение с остановками (+прием “дерево предсказаний”)- Чтение по группам.- Поисковое чтение. -Комбинированное чтение(учитель + учащиеся хором) -”Живая картинка” (один читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное)- Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку. -Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос. -Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста. -Нахождение и чтение образных слов и описаний.- Нахождение и чтение слов с логическим ударением.- Вычленения слов из текста к предложенной схеме, например: чк, чн. -Кто быстрее в тексте найдет слово на определённое правило.- Нахождение самого длинного слова в тексте.- Нахождение двух-, трёх-, четырёхсложных слов. -Чтение с пометками непонятных слов. -Кроссворд (игровая форма) погружения в текст Использование в работе всех перечисленных приемов, видов работы с текстом приводит к правильному осмыслению детьми логических связей произведения, они лучше понимают чувства автора, у них развивается речь, творческое мышление. Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет добывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, и успешно выполнять комплексные работы.