"Современные образовательные технологии в начальной школе"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Современные образовательные технологии в начальной школе"
Автор: Оксана Павловна Алексина

Статья на тему: «Современные образовательные технологии в начальной школе»Учитель начальных классов: Алексина О.П. Одной из главных задач современного образования – адаптация учащегося к жизни, привитие ему навыков самообразования, творческого использования полученных знаний. Современное образование требует инновационных подходов в организации учебного процесса. В педагогике все большую значимость приобретают педагогические технологии, или технологии обучения. Понятие «технология обучения» в нашей стране появилось в конце 60-х годов, а в 70-е годы завоевало большое число сторонников. В настоящее время оно прочно вошло в педагогический лексикон. Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии. Они способствуют повышению, качества образования, ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, академическую мобильность обучаемых, независимо от возраста и уровня образования.
  • Проектная технология
  • Здоровьесберегающие технологии
  • Информационно – коммуникационная технология
  • Технология развивающего обучения
  • Игровые технологии
  • Модульная технология
  • Технология мастерских
  • Кейс – технология
  • Технология интегрированного обучения
  • Педагогика сотрудничества.
  • Технологии уровневой дифференциации
  • Групповые технологии.
  • Остановимся на некоторых из них. 1.)Технология проектного обучения – педагогическая технология, в которой видна самостоятельная, творческая, познавательная работа учащихся над разрешением проблемы по желаемому изменению объекта или процесса, выполненная под руководством педагога. Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению. Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия , при которых учащиеся: 1.самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; 2.учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; 3.приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; 4.развивают у себя исследовательские умения; 5.развивают системное мышление. Данная технология подразумевает триаду действий учащихся при поддержке и направляющей функции учителя: замысел-реализация- продукт; а также прохождение следующих этапов деятельности: 1. Принятие решения о выполнении какой-либо деятельности (подготовка к каким-либо мероприятиям, исследования, изготовление макетов и др.). 2. Формулирование цели и задач деятельности. 3. Составление плана и программы. 4. Выполнение плана. 5. Презентация готового продукта. То есть проект – это “пять П”: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация. Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др. Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт. Подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, проведение мини-исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов и т.д. 2.) Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества. Проблемная ситуация в обучении имеет обучающую ценность только тогда, когда предлагаемое ученику проблемное задание соответствует его интеллектуальным возможностям, способствует пробуждению у обучаемых разрешить ситуации, снять возникшее противоречие. В качестве проблемных заданий могут выступать учебные задачи, вопросы, практические задания и т. п. Однако нельзя смешивать проблемное задание и проблемную ситуацию. Проблемное задание само по себе не является проблемной ситуацией, оно может вызвать проблемную ситуацию лишь при определенных условиях. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий. В общем виде технология проблемного обучения состоит в том, что перед учащимися ставится проблема и они при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и способы ее решения, т. е. -строят гипотезу, -намечают и обсуждают способы проверки ее истинности, -аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают. По степени познавательной самостоятельности учащихся проблемное обучение осуществляется в трех основных формах: проблемного изложения, частично-поисковой деятельности и самостоятельной исследовательской деятельности. Наименьшая познавательная самостоятельность учащихся имеет место при проблемном изложении : сообщение нового материала осуществляется самим преподавателем. Поставив проблему, учитель вскрывает путь ее решения, демонстрирует учащимся ход научного мышления, заставляет их следить за диалектическим движением мысли к истине, делает их как бы соучастниками научного поиска. В условиях частично-поисковой деятельности работа в основном направляется преподавателем с помощью специальных вопросов, побуждающих обучаемого к самостоятельному рассуждению, активному поиску ответа на отдельные части проблемы. Преимущества технологии проблемного обучения: способствует не только приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности; развивает интерес к учебному труду; обеспечивает прочные результаты обучения. Недостатки: большие затраты времени на достижение запланированных результатов, слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся. 3.) Технология развития критического мышления. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения. Организация работы учащихся с различными источниками информации (специально написанные тексты, параграфы учебника, видеофильмы, рассказы учителя и т.д.) позволяет развивать критическое мышление – самостоятельное целеполагание, рефлексия, коллективная, парная и индивидуальная работа на уроке. Цель урока: научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, определять главное, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя. Основу технологии составляют трехфазовый процесс:
  • вызов – настроить учащихся на достижение целей, актуализация знаний, возможность проанализировать свои мнения относительно какого-то вопроса.
  • реализация смысла (осмысление содержания) – активно конструируют новую информацию, устанавливают связи между приращенным или ранее усвоенным материалом. На этой стадии идет работа непосредственно с текстом (индивидуальная, в парах и т. д.).
  • рефлексия (размышление)- анализ только что пройденного процесса усвоения нового содержания и само это содержание. Возможность оценить себя и своих товарищей в приобретении знания, а также сам процесс, методы и приемы.
  • Основные методические приемы развития критического мышления1. Прием «Кластер» 2. Таблица 3. Учебно- мозговой штурм 4. Интеллектуальная разминка 5. Зигзаг, зигзаг -2 6. Прием «Инсерт» 7. Эссе 8. Приём «Корзина идей» 9. Приём «Составление синквейнов» 10. Метод контрольных вопросов 11. Приём «Знаю../Хочу узнать…/Узнал…» 12. Ролевой проект 13. Да - нет 14. Приём «Чтение с остановками» 15. Приём «Перепутанные логические цепочки» Ожидаемые результаты использования современных образовательных технологий:1. Возрастёт активность учащихся на уроке.2. Слабые учащиеся получат возможность самостоятельных действий.3. Увеличится скорость мышления, память.4. Значительно повысится успеваемость.5. Увеличится объем и качество творческого усвоения знаний.6. Повысится полноценное развитие ребенка и качество образования.7. Произойдёт овладение ключевыми компетентностями.8. Сформируется потребность в здоровом образе жизни. Использование современных образовательных технологий открыло новые возможности для реализации потребностей личности в развитии творческого потенциала, способствовало формированию ключевых компетентностей, позволяет изменить учебный процесс в лучшую, более комфортную сторону, охватывая все этапы учебной деятельности.Преимущества использования современных технологий:1. Знакомство с любой темой можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий, слайдов, звуковыми сопровождениями.2. Демонстрировать графический материал3. Прослушивать звуковые записи4. Активизировать учебный процесс Применение современных образовательных технологий способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне. Современные технологии вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют культурно значимые знания и умения. Современные образовательные технологии являются новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.