" Кандалакшский заповедник "


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: " Кандалакшский заповедник "
Автор: Маряшова Ирина Григорьевна

Урок окружающего мира
Тема: Кандалакшский заповедник – лаборатория для науки
Цели:
познакомить с животным и растительным миром Кандалакшского заповедника и научной деятельностью сотрудников;
развивать навыки учебной деятельности (поисково – иследовательской), познавательный интерес к родному краю и экологическое мышление;
воспитывать бережное отношение к природе
Оборудование:
учебное пособие Моё Заполярье;
для 2-4 классов, Мурманск: МОИПКРО, 2004;
С.И. Ожегов, Толковый словарь, Москва, ООО "Издательство "ЭЛПИС", 2003;
карта Кольского полуострова;
карточки с текстовым материалом;
презентация
Ход урока
Организационный момент
Актуализация знаний
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с природой Кольского Заполярья. (СЛАЙД)
На протяжении двадцатого столетия человек интенсивно использовал её богатства, не задумываясь о тех последствиях, к которым может привести необдуманное вмешательство в природные сообщества края.
И печальные примеры этому есть:
техногенные пустоши вблизи Мончегорска и Никеля,
сокращение площадей оленьих пастбищ,
исчезновение многих видов животных-обитателей воды и суши
- А что делает человек, чтобы это не повторилось или вообще не произошло.
(Он охраняет природу, бережет её, создает заповедники)
-Что обозначает слово заповедник?
-Уточним значение этого слова.
(Каждой команде предлагается словарь или учебное пособие Моё Заполярье)
- Какой путь поиска информации предлагаете по словарю, по учебному пособию?
Заповедники - это особо охраняемые природные комплексы (земля, воды, растительный и животный мир), навсегда изъятые из хозяйственного использования (Учебное пособие Моё Заполярье).
Заповедник – заповедное место, где оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения, животные, уникальные участки природы, культурные ценности и т.п. (Словарь С.И. Ожегов)
- Назовите правила поведения в заповеднике.
- Заповедник – это территория, закрытая для туризма, охоты, рыбалки и любой хозяйственной деятельности, в нём нельзя собирать грибы, ягоды. Здесь постоянно работают научные сотрудники, которые наблюдают за растениями и животными, изучают их.
- Какие заповедники на территории Кольского полуострова вы знаете?
(Кандалакшский государственный заповедник, Лапландский государственный заповедник, заповедник Пасвик)
Просмотр видеозарисовки.
-Будьте внимательными и попробуйте назвать заповедник, который мы с вами заочно посетим.
(Текст читает учитель СЛАЙДЫ)
…Заповедные острова… Звенит воздух птичьими криками.
А вокруг всегда разное море – шумное и ласковое,
черно – синее и белесое с пенными гребешками на волнах.
Заповедные эти острова разбросаны вблизи Кольского полуострова в Баренцевом море и в Кандалакшском заливе Белого моря.
В Баренцевом море острова знамениты – птичьими базарами, а в Белом море – яркими цветущими высокотравными лугами.
Символом заповедника является гага – крупная морская утка.
Это её пух, знаменитый гагачий пух самый – самый теплый, самый легкий, самый ценный.
III.Формулирование темы и целей урока
-В каком заповеднике мы побывали? ( Кандалакшском)
-Определите тему урока (Кандалакшский заповедник –
(открывается первая половина темы урока СЛАЙД)
-Цель нашего урока познакомиться с животным и растительным миром Кандалакшского заповедника.
IV. Объяснение нового материала
(Историческая справка создания Кандалакшского заповедника)
- Вначале ХХ века из-за высокой ценности гнездового пуха гага была почти полностью истреблена. С целью восстановления её численности в 1932 году в Кандалакшском заливе Белого моря и на Мурманском побережье был создан Кандалакшский заповедник.
Работа с картой.
-Рассмотрим расположение Кандалакшского заповедника.
В состав заповедника входят:
три группы островов, находящихся в Баренцевом море (Айновы, Гавриловские, Семь островов)
большинство островов Белого моря (остров Великий – самый крупный в заповеднике)
( Показ учителем Кандалакшского заповедника)
-Найдите на карте Кандалакшский заповедник и обведите его границы. (Работа в тетради)
-Каждый заповедник имеет свою эмблему.
- Предположите, какую эмблему имеет Кандалакшский заповедник? (Работа в группах. Словесное рисование. Ответы детей.)
- Ваши предположения интересные. На эмблеме Кандалакшского заповедника изображена гага – символ заповедника.
Работа с текстовым материалом. (СЛАЙД)
Гага обыкновенная.
Самка, её так и называют – гага, крупная, рыжевато-бурая, малозаметная на суше.
Селезни (самцы)- гагуны, настоящие щёголи: снежно-белая спинка, угольно-черное брюшко, светло – зелёный затылок и нежно- апельсиновая грудка.
Откладывая яйца, гага постепенно выщипывает из своего брюшка пух, укрепляя им гнездо. На животе у гаги появляется голое пятно – насидное. Им – то она и греет свою кладку.
В конце июня, сразу после схода гагачат на воду, сотрудники заповедника прочёсывают острова в поисках пуха и ведут учет гнездящейся гаги и вылупившихся птенцов.
Кто изображён на слайде? Как догадались?
Чем отличается самец от самки? (СЛАЙД)
Почему у гаги голое пятнышко на брюшке? (СЛАЙД)
В какой период сотрудники собирают гагачий пух? Почему?
А где используется гагачий пух? (Этот теплый, ценный пух используют только для снаряжения полярников, альпинистов, космонавтов, моряков)
Вывод: благодаря Кандалакшскому заповеднику восстановлена численность гаги.
Физминутка (Игра "Земля, вода, воздух")
(Открывается вторая половина темы урока) (СЛАЙД)
Кандалакшский заповедник – лаборатория для науки.
- Лаборатория - учреждение, проводящее научно - исследовательскую работу.
- Познакомимся с научной деятельностью сотрудников Кандалакшского заповедника.
- Ученые Кандалакшского заповедника:
проводят научные исследования (и в центре внимания сотрудников заповедника – морские птицы: их многообразие, численность, поведение, гнездование, приспособление к среде обитания);
создают летопись природы (это специальная книга, в которой в которой подробно описывают состояние животного и растительного мира на заповедной территории, например сроки цветения и плодоношения растений, время прилета птиц);
ведут список животных и растений
(Работа в группах.)
- Вы ученые Кандалакшского заповедника:
- Какие источники вам помогут выполнить задание?
(Работа с текстом.)
Выполните задание: подчеркнуть 1 группе – названия птиц, 2 группе – названия растений, 3 группе – названия зверей.
Северное побережье Кольского полуострова – одно из немногих мест на планете, которое по праву можно назвать царством пернатых. Они образуют плотные гнездовые колонии, которые за круглосуточный гомон называют птичьим базаром. На высоких гранитных утёсах гнездятся кайры и морские серебристые чайки, белоклювые гагары. У гагары крупная голова, толстая шея, желтовато-белый клюв. Она прекрасно плавает и ныряет.
Среди разнообразных прибрежных птиц выделяются тупики - своим массивным, уплощенным с боков клювом красного, серого, желтого, оранжевого цветов. Сама – гага неприметна настолько, что неподвижно сидящую птицу нелегко разглядеть, а у селезня – гагунов – красивый наряд.
Кандалакшский заповедник – ягодный край. От побережий озёр до самых горных вершин можно встретить бруснику, голубику, чернику. Богат он и морошкой, клюквой. Лиловые цветки иван-чая (кипрей) – украшают сопки и горные склоны. Часто встречается вереск - низкорослый кустарничек с крошечными листьями и множеством розовых цветов. Когда цветет вереск, то тундра явно хорошеет.
На территории заповедника обитают бурый медведь, волк, заяц-беляк, куница, лисица, белка, лось, ондатра, бобр.
Учитель при чтении детьми животных и растений вывешивает карточки с названиями групп. (По желанию учитель может познакомить учащихся с понятиями орнитолог, ботаник, зоолог)
V. Подведение итогов.
- Где расположен Кандалакшский заповедник? (Дети показывает по карте)
- С какой целью был создан? (Сохранить и умножить)
- Назовите представителей Кандалакшского заповедника.
(СЛАЙДЫ)
Некоторые представители Кандалакшского заповедника занесены в Красную книгу Мурманской области. (СЛАЙД)
VI. Рефлексия
- Продолжи предложение:
На уроке мне было…
VII. Домашнее задание.
-Подготовить сообщение об одном из представителей, занесённых в Красную книгу.
.