Использование су-джок терапии в работе коррекционного педагога


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование су-джок терапии в работе коррекционного педагога
Автор: Румянцева Ирина Юрьевна

Педагог дополнительного образования, учитель-логопед,учитель начальных классовРумянцева Ирина ЮрьевнаИП Румянцева И.Ю.Методическая разработка учителя-логопеда на тему :" Использование су-джок терапии в работе коррекционного педагога"Су-джок терапия является важным элементом в работе педагога-дефектолога в группе компенсирующей направленности для детей с зпр. Итак, система образования требует от педагогов оптимизации, и модернизации всего педагогического процесса , так как в настоящее время наблюдается тенденция к значительному росту числа детей с задержкой психического развития. В дополнении к традиционным методам воздействия используются нетрадиционные формы работы логопедов и дефектологов. Эти методы помогают в достижении максимально возможных успехов и принадлежат к числу эффективных средств коррекции. Таким образом, исследование врачей, педатров, терапевтов, логопедов и дефектологов ,занимающиеся изучением детей с ЗПР, отмечает сложность и разнообразие картины дефекта, затронутость различных сторон психической деятельности. Так в дошкольном возрасте дети с ЗПР не справляются с программными требованиями детского сада и к моменту поступления в школу не достигают нужного уровня готовности к школьному обучению. У детей такой категории, наряду с нарушениями различных психических функций, в той или иной степени оказываются несформированными речевая система и оперирование элементами речи на практическом уровне, что, в свою очередь, ограничивает возможности перехода к усвоению речи на более высоком уровне и к осознанию сложных языковых закономерностей. Итог - большинство детей с ЗПР имеют нарушение или недоразвитие мелкой моторики, общей моторики и зрительно-двигательной координации, а движения рук бывают неловкие и несогласованные.В работе по коррекции и развитию речи детей логопеды и дефектологи используют су-джок терапию. Метод cу-джок это современное направление акупунктуры, которое объединяет древние знания Восточной и последние достижения европейской медицины. Су-джок терапия направлена на активизацию зон коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений ,так как стимуляция биоэнергетических точек способствует созреванию нервных клеток и активному функционированию.Создателем метода cу-джок является корейский профессор Пак ЧжеВу.Отмечая, что за речь у человека отвечают, главным образом, две зоны, находящиеся в коре головного мозга это зона Вернике, которая отвечает за восприятие речи и зона Брока, отвечающая за экспрессивную речь произнесение звуков самим человеком. Следовательно, что для стимуляции речевого развития воздействовать надо на точки соответствия головному мозгу. По теории су-джок это верхние фаланги пальцев и при массаже су-джок шариком особое внимание нужно уделять именно этим участкам кисти руки. Целью данной терапии является: коррекция речевых нарушений у детей посредством применения су-джок массажёров.Задачами является воздействовать на биологически активные точки по системе су-джок; стимулировать речевые зоны коры головного мозга; повысить уровень компетентности педагогов и родителей в вопросах коррекции речевых нарушений у детей. Применяется несколько приёмов су-джок терапии: так как на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками и, проговаривая речевой материал, дети массируют мышцы рук и активизируют речевые центры в коре головного мозга. В каждом шарике есть «волшебное» колечко. Массаж выполняется эластичным кольцом. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны соответствующей части тела, до ее покраснения и появлении ощущения тепла. Формыработы с детьми педагогами - логопедами и педагогами - дефектологами являются : пальчиковая гимнастика, автоматизация звуков, совершенствование лексико-грамматических категорий, развитие памяти, внимания, выполнение гимнастики, звуковой анализ слов, совершенствование навыков употребления предлогов, слоговая структура слов.Педагогами-логопедами и педагогами-дефектологами применяются формы работы с детьми с использованием элементов су-джок терапии при нормализации мышечного тонуса и стимуляции речевых областей в коре головного мозга, коррекции произношения (автоматизации звука, развитии лексико-грамматических категорий, совершенствовании навыков пространственной ориентации. 1. Для развития фонематического слуха и восприятия «Покажи соответствующий заданному звуку шарик, услышав этот звук среди др. звуков, услышав слог или слово с ним» «Спрячь шарик в ладонях, если звука там нет» «Возьми столько шариков, сколько раз услышишь данный звук среди других слогов, слов с этим звуком» «Если звук услышат ушки подними шар над макушкой» «Телеграфисты» «Шарик мы ладошкой стук, если слышим нужный звук» «Ты про звук нам расскажи, нужный шарик подбери» 2. Для развития звукового и слогового анализа слов  Упражнение «Раздели слова на слоги»: Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов. Выкладывание звуковой схемы слова при помощи разноцветных шариков су-джок. «По слогам словечко называй и на каждый слог шарик доставай» 3. Для коррекции произношения (автоматизация и дифференциация звуков) «Шарик мы ладонью “стук”, повторяем в слоге (слове) звук» «Шарик мне назад верни, слоги (слово) верно повтори» «Слог да слог и будет слово, мы в игру сыграем снова» Поочередный массаж пальцев массажными кольцами с проговариванием стихотворений пальчиковой гимнастики «Шар обратно прокати, слоги (слово, фразу) измени» 4. Совершенствование лексико-грамматических категорий (словоизменение; словообразование; отработка предложно-падежных конструкций; работа над словарем) Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов Шарик крути - слово говори”. Игры с перекатыванием массажёра друг другу: Упражнение «Один-много». 5.  Совершенствование навыков пространственной ориентации, ориентировка в схеме тела, развитие памяти, внимания Использование су джок шаров для развития памяти и внимания «Глазки закрывай, на каком колечко пальце угадай» «Справа, слева я стучу перепутать не хочу» 6. Упражнения для развития общей и мелкой моторики комплекс “Разминка” сказка «Колобок» прокатывание шарика по дорожкам различной конфигурации Использование массажеров при выполнении гимнастики во время физ. пауз. (Выполнение различных упражнений с шариками в руках по инструкции взрослого, «Так делать нельзя», «Делай, как я») Массаж су джок шарами. /дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом. Массаж пальцев эластичным кольцом. Использование шариков при выполнении гимнастики.В результате использования су-джок терапии выявляется: осуществляется благоприятное воздействие на весь организм; стимулируются речевые зоны коры головного мозга; развивается координация движений и мелкая моторика; развиваются произвольное поведение, внимание, память, речь и другие психические процессы, необходимые для становления полноценной учебной деятельности.Отмечается высокая эффективность су джок терапии сокращаются сроки коррекционной работы; при правильном применении наступает выраженный эффект, абсолютная безопасность неправильное применение никогда не наносит вред оно просто неэффективно, книверсальность - су джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях, простота применения для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью су джок шариков. Они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат.Вывод, су - джок терапия - это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления и самоисцеления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, специальными массажными шарами, использование которых в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создает функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком, оказывая стимулирующее влияние на развитие речи, а сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность коррекционо-логопедической деятельности в условиях детского сада, оптимизировать выполнение речевых упражнений . Следовательно, использование су джок терапии способствует коррекции речевых нарушений у детей.Благодарю за внимание.