Использование су-джок терапии в работе коррекционного педагога
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование су-джок терапии в работе коррекционного педагога
Автор: Румянцева Ирина Юрьевна
Педагог дополнительного образования, учитель-логопед,учитель начальных классовРумянцева Ирина ЮрьевнаИП Румянцева И.Ю.Методическая разработка учителя-логопеда на тему :" Использование су-джок терапии в работе коррекционного педагога"Су-джок терапия является важным элементом в работе педагога-дефектолога в группе компенсирующей направленности для детей с зпр. Итак, система образования требует от педагогов оптимизации, и модернизации всего педагогического процесса , так как в настоящее время наблюдается тенденция к значительному росту числа детей с задержкой психического развития. В дополнении к традиционным методам воздействия используются нетрадиционные формы работы логопедов и дефектологов. Эти методы помогают в достижении максимально возможных успехов и принадлежат к числу эффективных средств коррекции. Таким образом, исследование врачей, педатров, терапевтов, логопедов и дефектологов ,занимающиеся изучением детей с ЗПР, отмечает сложность и разнообразие картины дефекта, затронутость различных сторон психической деятельности. Так в дошкольном возрасте дети с ЗПР не справляются с программными требованиями детского сада и к моменту поступления в школу не достигают нужного уровня готовности к школьному обучению. У детей такой категории, наряду с нарушениями различных психических функций, в той или иной степени оказываются несформированными речевая система и оперирование элементами речи на практическом уровне, что, в свою очередь, ограничивает возможности перехода к усвоению речи на более высоком уровне и к осознанию сложных языковых закономерностей. Итог - большинство детей с ЗПР имеют нарушение или недоразвитие мелкой моторики, общей моторики и зрительно-двигательной координации, а движения рук бывают неловкие и несогласованные.В работе по коррекции и развитию речи детей логопеды и дефектологи используют су-джок терапию. Метод cу-джок –это современное направление акупунктуры, которое объединяет древние знания Восточной и последние достижения европейской медицины. Су-джок терапия направлена на активизацию зон коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений ,так как стимуляция биоэнергетических точек способствует созреванию нервных клеток и активному функционированию.Создателем метода cу-джок является корейский профессор Пак ЧжеВу.Отмечая, что за речь у человека отвечают, главным образом, две зоны, находящиеся в коре головного мозга — это зона Вернике, которая отвечает за восприятие речи и зона Брока, отвечающая за экспрессивную речь – произнесение звуков самим человеком. Следовательно, что для стимуляции речевого развития воздействовать надо на точки соответствия головному мозгу. По теории су-джок это верхние фаланги пальцев и при массаже су-джок шариком особое внимание нужно уделять именно этим участкам кисти руки. Целью данной терапии является: коррекция речевых нарушений у детей посредством применения су-джок массажёров.Задачами является воздействовать на биологически активные точки по системе су-джок; стимулировать речевые зоны коры головного мозга; повысить уровень компетентности педагогов и родителей в вопросах коррекции речевых нарушений у детей. Применяется несколько приёмов су-джок терапии: так как на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками и, проговаривая речевой материал, дети массируют мышцы рук и активизируют речевые центры в коре головного мозга. В каждом шарике есть «волшебное» колечко. Массаж выполняется эластичным кольцом. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны соответствующей части тела, до ее покраснения и появлении ощущения тепла. Формыработы с детьми педагогами - логопедами и педагогами - дефектологами являются : пальчиковая гимнастика, автоматизация звуков, совершенствование лексико-грамматических категорий, развитие памяти, внимания, выполнение гимнастики, звуковой анализ слов, совершенствование навыков употребления предлогов, слоговая структура слов.Педагогами-логопедами и педагогами-дефектологами применяются формы работы с детьми с использованием элементов су-джок терапии при нормализации мышечного тонуса и стимуляции речевых областей в коре головного мозга, коррекции произношения (автоматизации звука, развитии лексико-грамматических категорий, совершенствовании навыков пространственной ориентации. 1. Для развития фонематического слуха и восприятия• «Покажи соответствующий заданному звуку шарик, услышав этот звук среди др. звуков, услышав слог или слово с ним»• «Спрячь шарик в ладонях, если звука там нет»• «Возьми столько шариков, сколько раз услышишь данный звук среди других слогов, слов с этим звуком»• «Если звук услышат ушки – подними шар над макушкой»• «Телеграфисты»• «Шарик мы ладошкой стук, если слышим нужный звук»• «Ты про звук нам расскажи, нужный шарик подбери» 2. Для развития звукового и слогового анализа слов • Упражнение «Раздели слова на слоги»: Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов.• Выкладывание звуковой схемы слова при помощи разноцветных шариков су-джок.• «По слогам словечко называй и на каждый слог шарик доставай» 3. Для коррекции произношения (автоматизация и дифференциация звуков)• «Шарик мы ладонью “стук”, повторяем в слоге (слове) звук»• «Шарик мне назад верни, слоги (слово) верно повтори»• «Слог да слог – и будет слово, мы в игру сыграем снова»• Поочередный массаж пальцев массажными кольцами с проговариванием стихотворений пальчиковой гимнастики • «Шар обратно прокати, слоги (слово, фразу) измени» 4. Совершенствование лексико-грамматических категорий (словоизменение; словообразование; отработка предложно-падежных конструкций; работа над словарем)• Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов • “Шарик крути - слово говори”.• Игры с перекатыванием массажёра друг другу:• Упражнение «Один-много». 5. Совершенствование навыков пространственной ориентации, ориентировка в схеме тела, развитие памяти, внимания• Использование су – джок шаров для развития памяти и внимания • «Глазки закрывай, на каком колечко пальце – угадай»• «Справа, слева я стучу – перепутать не хочу» 6. Упражнения для развития общей и мелкой моторики• комплекс “Разминка”• сказка «Колобок» • прокатывание шарика по дорожкам различной конфигурации• Использование массажеров при выполнении гимнастики во время физ. пауз. (Выполнение различных упражнений с шариками в руках по инструкции взрослого, «Так делать нельзя», «Делай, как я»)• Массаж су – джок шарами. /дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом.• Массаж пальцев эластичным кольцом. • Использование шариков при выполнении гимнастики.В результате использования су-джок терапии выявляется:• осуществляется благоприятное воздействие на весь организм;• стимулируются речевые зоны коры головного мозга;• развивается координация движений и мелкая моторика;• развиваются произвольное поведение, внимание, память, речь и другие психические процессы, необходимые для становления полноценной учебной деятельности.Отмечается высокая эффективность су – джок терапии – сокращаются сроки коррекционной работы; при правильном применении наступает выраженный эффект, абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно, книверсальность - су – джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях, простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью су – джок шариков. Они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат.Вывод, су - джок терапия - это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления и самоисцеления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, специальными массажными шарами, использование которых в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создает функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком, оказывая стимулирующее влияние на развитие речи, а сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность коррекционо-логопедической деятельности в условиях детского сада, оптимизировать выполнение речевых упражнений . Следовательно, использование су – джок терапии способствует коррекции речевых нарушений у детей.Благодарю за внимание.