"В гости к мишке"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "В гости к мишке"
Автор: Калинина Наталья Николаевна
Методическая разработка по речевому развитию детей младшего дошкольного возрастаАвтор: Калинина Наталья НиколаевнаОрганизация: МБДОУ №33 Населенный пункт: Ростовская область, город Ростов-на-Дону1.Целевой раздел Пояснительная запискаРоль развития речи детей дошкольного возраста трудно переоценить. Овладение ею перестраивает процессы их восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и способствует их социализации.Воспитание правильной речи – это часто сложная и трудоёмкая работа, как для педагогов, родителей, так и для самих детей.Задержки в формировании речи детей могут быть обусловлены многими факторами.Отсутствие каких-либо профилактических мер по предупреждению речевых нарушений в младшем дошкольном возрасте может привести к появлению целого ряда последствий недоразвития речи. Любые недостатки речи ограничивают общение со сверстниками и взрослыми, отрицательно влияют на формирование эмоциональной сферы, затрудняют обучение в школе.Чтобы избежать подобного, педагогам необходимо уделять большое внимание формированию и развитию речи детей, при этом использовать различные методы и приемы. Чем раньше будет развивающее воздействие, тем в значительной мере ускорится ход речевого развития, в том числе, быстрее сформируется правильное звукопроизношение.Содержание данной методической разработки носит развивающий характер и направлено на развитие у детей звуковой культуры речи, фонематических процессов, расширение словарного запаса, внимания, памяти, мыслительной деятельности, связной речи. Увлекательные игры и упражнения помогут детям овладеть этими навыками, тем самым обеспечат профилактику речевых нарушений.Методическая разработка предназначена для детей младшего дошкольного возраста и рассчитана на два года обучения: первый год обучения (с сентября по май) – дети 3-4 лет, второй год обучения (с сентября по май) – дети 4-5 лет.Методической разработкой могут пользоваться педагоги, работающие с детьми 3-5 лет (воспитатели, учителя-логопеды), а также родители. 1.2. Цель и задачиЦель: создание условий для речевого развития, а также для профилактики речевых нарушений детей младшего дошкольного возраста через организацию совместной речевой деятельности.Задачи:- развитие фонематических процессов.- развитие физиологического и речевого дыхания.- развитие моторики (артикуляционной, мелкой, общей).- развитие координации речи и движений. 1.3. Принципы и подходыМетодическая разработка построена на следующих принципах:- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностях каждого ребенка;- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;- сотрудничество с родителями (законными представителями) детей;- адекватности содержания, форм, методов и приемов возрасту и особенностям развития обучающихся;- наглядности;-др. 1.4. Планируемые результаты- повышение речевой активности детей в целом;- соответствие показателей речевого развития детей возрастной норме;- повышение компетентности педагогов и родителей в вопросах речевого развития ребенка. Содержательный раздел 2.1. Общие положенияМетодическая разработка включает в себя комплексы игр и игровых упражнений, которые составлены с учетом возрастных возможностей детей. Каждый комплекс состоит из:игр и упражнений на развитие фонематических процессов;игр и упражнений на развитие речевого дыхания;артикуляционных упражнений;пальчиковых игр;игровых упражнений на развитие координации речи и движений.Педагог (воспитатель) должен:- знать об особенностях речевого развития детей возрастной группы;- показывать детям правильный образец речи, артикуляционных упражнений, движений в сочетании с речевым материалом. 2.2. Описание особенностей образовательной деятельности с детьмиРаботу с детьми рекомендуется организовывать в виде совместной игровой деятельности.Структура совместной деятельности:Игры и упражнения на развитие фонематических процессов.Игры и упражнения на развитие речевого дыхания.Артикуляционные упражнения (номер упражнения в картотеке)Пальчиковые игрыИгровые упражнения на развитие координации речи и движений.Последовательность игр и упражнений, представленных в комплексе, может варьироваться с целью поддержки детской инициативы, предоставления детям выбора, учета конкретной ситуации в группе в данный момент.Так же речевой материал (отдельные игры и упражнения) может использоваться для закрепления полученных навыков на «речевых пятиминутках» с группой или подгруппой детей, в ходе занятий по речевому развитию, в режимных моментах, для организации индивидуальной работы.