«Воспитание нравственных качеств у детей посредством русских народных сказок»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Воспитание нравственных качеств у детей посредством русских народных сказок»
Автор: Куспанова Диана Сериковна

Сказки – блестящее, лучшее в мире золото,                                           то золото, что блестит огоньками в                                                    детских глазах, звенит смехом из детских                   уст и уст родителей».                                    Г.Х. Андерсен.В.И. Даль: «Мораль как нравственное ученье, правила для воли, совести человека».Проанализировав это определение, можно сделать вывод: нравственность - это духовное качество человека, способность самостоятельно осуществлять правильный моральный выбор.Что же такое нравственность? «Нравственность - это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами», говорится в словаре С.И. Ожегова. А теперь рассмотрим, что же такое сказка? Сказки учат быть добрее и лучше. Русские народные сказки отличаются от других сказок народов мира своей воспитательной, нравственной направленностью. В них отражаются нравственные ценности, такие, как доброта, честность, милосердие, готовность прийти на помощь. Из вышесказанного, мы можем сделать вывод, что русские народные сказки - неисчерпаемый источник народной мудрости, нравственных качеств.Русская народная сказка - это сокровище народной мудрости. Её отличает глубина идей, богатство содержания, поэтичный язык и высокая воспитательная направленность ("сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок").Русская сказка - один из самых популярных и любимых жанров фольклора, в ней занимательный сюжет, удивительные герои, присутствует ощущение истинной поэзии, которая открывает читателю мир человеческих чувств и взаимоотношений, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку.Сказка - это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром человека, мощный инструмент развития. Сказка окружает нас повсюду.Е.А.Флерина, крупнейший педагог в области эстетического воспитания, видела преимущество рассказывания перед чтением в том, что рассказчик передает содержание так, будто бы он был очевидцем происходящих событий. Она считала, что рассказыванием достигается особая непосредственность восприятия мира.Искусством рассказывания сказки должен владеть каждый воспитатель, т.к. очень важно передать своеобразие жанра самой сказки.Чтобы развить определённые качества и способности с помощью сказки, надо уметь преподать материал так, чтобы принести наибольшую пользу детям.В книге Сухомлинского "Сердце отдаю детям" есть рекомендации, как следует читать детям. Сказки дети должны слушать в обстановке, которая помогает более глубокому восприятию сказочных образов.Ребёнок должен уметь не только слушать слово воспитателя, но и молчать. Потому, что в эти мгновения он думает, осмысливает новое, поэтому воспитателю надо уметь дать ребёнку дать подумать. По мнению Сухомлинского, это одно из самых тонких и важных качеств педагога.Таким образом, значение сказок в воспитании чувств у ребёнка велико. Сказка - источник детского мышления и воображения, а мысль дошкольника неотделима от чувств и переживаний.Сказка способствует формированию у детей нравственных понятий, ведь почти все дети отождествляют себя с положительными героями, а сказка каждый раз показывает, что хорошим быть лучше, чем плохим, что надо стремиться делать добро окружающим их людям.Художественное восприятие является активным для детей дошкольного возраста процессом, пробуждающим их нравственные качества, и, прежде всего, человечность. Восприятие искусства всегда связано с сопереживанием. У детей старшего дошкольного возраста сопереживание носит непосредственный характер: они представляют себя с полюбившимися героями произведений, проникают во внутренний мир, копируют их характер. Так вживаются в образ, что с помощью воображения становятся участниками событий (так, в сказке «Рукавичка» все животные искали уютный домик).Сказка играет большую роль в эстетическом развитии детей дошкольного возраста, без которого немыслимо благородство души, чуткость к чужому горю, страданию. Благодаря сказке, дети познают окружающий мир не только умом, но и сердцем, и не только познают, но и откликаются на события и явления окружающего мира, выражают своё отношению к добру и злу. Благополучный конец сказки воспитывает оптимизм, уверенность в преодолении любых препятствий и трудностей. Многие родители иногда недооценивают роль сказки в формировании личности ребенка и зря. На самом деле сказки, как и игры, являются неотъемлемой частью развития и воспитания каждого ребенка. Так чем же полезны сказки? Во-первых, слушая сказку, ребёнок получает красивый и правильный образец речи, что очень важно для речевого развития. Сказка помогает правильно строить диалог с собеседником. Сказка помогает развивать связную речь. Дети, которым с самого раннего детства читают сказки, стихи, потешки гораздо быстрее начинают правильно говорить. Сказки являются уроками нравственности. Ведь сказочные герои бывают очень разные: добрые - злые, ласковые - грубые. С их помощью можно показать детям плохое и хорошее, как можно поступать, а как нельзя. Сказка учит сопереживать, развивается фантазия, мышление, творческий потенциал, память и воображение. Читать сказку лучше всего перед сном, когда ребенок устал и его ничего не будет отвлекать от прослушивания. Какие сказки можно и нужно читать? Самыми традиционными являются народные сказки, переходящие из поколения в поколение. Чтение сказок развивает не только мышление ребёнка, но и его память. Сказка - это важное средство развития личности ребенка, средство эстетического и нравственного воспитания детей. Она влияет на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств ребёнка..