«Исследование влияния технологии критического мышления на развитие мотивационной сферы обучающихся».


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Исследование влияния технологии критического мышления на развитие мотивационной сферы обучающихся».
Автор: Валентина Николаевна Локтионова

«Исследование влияния технологии критического мышления на развитие мотивационной сферы обучающихся».(Локтионова Валентина Николаевна (учитель математики, МБОУ «СОШ№1 р.п.Самойловка»)Новые стандарты ставят перед каждым учителем серьезную задачу. Необходимо подготовить обучающихся, способных ориентироваться в жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать знания, уметь применять их на практике для решения самых разнообразных проблем; самостоятельно критически мыслить, искать пути рационального решения возникающих проблем, творчески, грамотно работать с информацией (собирать необходимый материал, анализировать, делать необходимые обобщения, устанавливать закономерности, аргументированные выводы). Немаловажным является и необходимость воспитания и коммуникабельности в обучающихся, контактности, умения работать сообща. Все это заставило задуматься об исследовании влияния технологии критического мышления на активизацию деятельности школьников и формирования у них действенного, внутренне заинтересованного отношения к своему учебному труду. Исследование по данной проблеме состояло из следующих мероприятий:
  • Длительного наблюдения влияния технологии критического мышления на деятельность обучающихся и формирование мотивации к учению.
  • Анкетирования с целью изучения отношения учащихся по данной технологии (в том числе мотивам учения);
  • Бесед с обучающимися для выявления личностного отношения учащегося к проблеме учебной деятельности;
  • Анкетирования с целью получения самооценки умений, специфичных для учебной деятельности;
  • Анализа деятельности обучающихся в результате работы
  • При использовании технологии критического обучения использую следующие приемы:
  • на стадии мотивационного момента: математические игры, юмор, высказывание великих людей, занимательные истории
  • на стадии осмысления - использую «Кластеры», «Решето, «Чтение текста с пометками-знаю, не знаю, хочу знать»,
  • на стадии рефлексии внутренняя оценка -оценочные листы, «лестница успеха», «дерево вариантов».
  • В результате наблюдений я пришла к выводу, что мотивация претерпевает изменения от отдельных случаев просто положительного отношения к учению к потребности в постоянной активности. В ходе анализа и наблюдений можно выделить направления формирования деятельности, влияющих на развитие мотивационной сферы, ведь технология критического мышления дает широкие возможности для саморазвития школьника как субъекта деятельности и субъекта своей мотивационной сферы, как личности, а также для накопления опыта школьника в активном целеобразовании и смолообразованию, в активном анализе своей мотивационной сферы. Мотивационная деятельность способствует актуализации ранее имевшихся потребностей учащихся, активному доопределению задач учителя.В мотивационной сфере происходит качественный сдвиг — от принятия цели учителя к самостоятельному целеобразованию у школьников.Далее в ходе работы с использованием технологии критического мышления необходимо помочь организовать действия в соотнесение с поставленными задачами и целями. Важным для развития мотивационной сферы является овладение школьниками способами движения в системе изменяющихся «смыслов» и «значений».В заключении действия самоконтроля и самооценки в сопоставлении своих предыдущих и сегодняшних результатов будут способствовать выявлению учениками своих потенциальных возможностей. В ходе работы из года в год будет формироваться мотивация от простого положительного отношения к учению, к постоянной потребности в активной деятельности, к активному, неравнодушному, пристрастному отношению к знаниям, к способам их добывания.Хочу отметить, что при переходе от одного этапа к другому активизируется процесс включения обучающихся в активную познавательную деятельность: они стараются выдвигать и обосновывать гипотезы, планировать свою деятельность, формулировать цель, осуществлять поиск и анализ необходимой информации, представлять результаты исследования, осуществлять рефлексию, грамотно выстраивать доклад. В течение работы они
  • самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников;
  • используют приобретенные знания для решения познавательных и практических задач;
  • приобретают коммуникативные умения, работая в парах и группах;
  • В результате работы у обучающихся формируются и личностные, и познавательные учебные действия, и коммуникативные, и регулятивные. Вырабатывается опыт в умении планировать свою работу, самостоятельно отбирать из различных источников, анализировать и сопоставлять факты, аргументировать мнение, общаться друг с другом, оценивать себя и других. Анкетирование тоже показала высокую обучающую и развивающую эффективность применяемой технологии. Анкетирование проводилось в течение трех последних лет на одних и тех же обучающихся. Цель: изучение влияние работы с использованием технологии критического мышления на мотивационную деятельность обучающихся и уровня сформированности основных мотивов учебной деятельности учащихся.Обучающимся предлагалось оценить ряд утверждений (см. табл. 1). Оценка проводилась в баллах по следующей шкале: 2 – всегда бывает; 1 – иногда; о – никогда не бывает. Всего было предложено оценить 8 позиций, которые по смысловому содержанию сгруппированы в 4 блока: ситуативный (неопределенный) интерес; учение по необходимости (волевые усилия); интерес к предмету; повышенный познавательный интерес.     В анкетировании приняли участие 24 ученика. Все утверждения разделены на блоки, позволяющие определить вид учебной мотивации: для каждого ученика, определялся средний балл по блоку, затем вычислялся средний балл по каждому блоку в классе и за год в целом;Результаты анкетирования учащихся позволяют сделать следующие выводы: Таблица 1.Статистическая обработка полученных результатов позволила сделать выводы, что показатели в блоках «ситуативный интерес» (наиболее неустойчивая мотивация) и во второй группе «учение по необходимости» уменьшаются, а уровень сформированности учебной мотивации в третьем и четвертом блоках с взрослением обучающихся и отношением к проектной деятельности увеличиваются. Но именно эти мотивы учебной деятельности способствуют формированию прочных, глубоких и осознанных знаний. Общий уровень сформированности мотивации учебной деятельности В 2020-2021 году составлял-53%-низкий уровень, в 2021-2022 году-67%-достаточный уровень, в 2022-2023-86%-оптимальный уровень.По данной методике уровень мотивации оценивался следующим образом:более 80 % - оптимальный уровень;65 - 84% - достаточный уровень;40 - 64% - низкий уровень.Более глубокий анализ позволяет выявить: какой именно мотив в каждом блоке наиболее сформирован; например, в блоке «ситуативный интерес» на первом месте –«нравится получать хорошие оценки»; в блоке «интерес к учебной деятельности» в 2021-2022 г– «узнаю много нового», а в 2022-2023г. – «получаю удовольствие от работы».Главное, что мне удалось при использовании работы с использованием технологии критического мышления - это заинтересовать учащихся решением определенных проблем, привлечь их решать эти проблемы, используя при этом полученные знания. Этот метод обучения позволил мне строить учебный процесс, исходя из интересов учащихся, предоставлять каждому больше самостоятельности, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности.Использование технологии критического мышления позволили добиться неплохих результатов:-активной деятельности всех учащихся;-усвоения учебного материала базового уровня, сформированности умения учиться, добывать знания, постановки цели и реальному оцениванию своих результатов.-отсутствия закомплексованности, неудобства при неверных ответах;-психологической комфортности всех учащихся на уроках, свободного общения, высказываний своего мнения и в целом высок мотивации к учебной деятельности.