Внедрение в образовательный процесс Программы "Орлята России"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Внедрение в образовательный процесс Программы "Орлята России"
Автор: Чеботарева Ирина Александровна

Программа «Орлята России»: из опыта работы. Начальная школа закладывает фундамент процесса социального воспитания, осмысления ребёнком себя в окружающем мире, выстраивания системы коммуникации со сверстниками и взрослыми. Благодаря Программе «Орлята России» ребята младших классов намного легче и, главное, в интересных игровых, творческих и познавательных формах, включаются в общественную жизнь класса и школы. Программа дает возможность проявить себя не только в коллективном, но и в личностном формате, поддерживает инициативность и стремление побеждать, учит самостоятельности.Программа позволяет решать одну из главных задач государственной политики в сфере образования – сохранение и развитие единого образовательного пространства России. Участие детей и педагогов в Программе «Орлята России» способствует вовлечению младших школьников в социально-значимую деятельность на всех уровнях общественной жизни, от семьи и школы до региона и всей России. Внедрение в образовательный процесс Программы также способствует восстановлению накопленного опыта воспитательной работы с подрастающим поколением и его дальнейшему развитию, наполнению с учётом всех вызовов современного мира.Обучающиеся 4 «А» класса МОУ СШ №6 в 2023-2024 учебномгоду стали участниками реализации программы социальной активности школьников «Орлята России». Изучив Программу, я убедилась, что она создана с целью удовлетворения потребностей младших школьников в социальной активности, поддержания и развития интереса к учебным и внеурочным видам деятельности. Воспитание и образование – взаимодействующие и взаимодополняющие друг друга педагогические процессы. Поэтому акцент при реализации программы делается не на образование как знание, а на воспитательный блок, большое внимание уделяется воспитательной работе с детьми.Программа включает в себя реализацию семи треков. Каждый трек имеет своё название, свой символ. Например.Трек «Орленок - Эрудит» - конверт - копилка эрудита, «Орленок - Мастер» - шкатулка мастера. Треки программы соответствуют базовым принципам рабочей программы воспитания школы и не требуют вносить изменения в действующую в школе программу.Трек Цель, ценности Что получилось
  • Трек «Орлёнок Лидер»
  • В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной деятельности, что является необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть уровень сплочённости классного коллектива, сформировать детские микрогруппы для приобретения и осуществления опыта совместной деятельности и чередования творческих поручений.
  • Трек «Орлёнок Эрудит»
  • Трек «Орлёнок – Эрудит» отличается наличием различных олимпиад, интеллектуальных конкурсов, конференций и т.п.
  • в этот период дети знакомятся с разными способами получения информации, что необходимо для их успешной деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот период учебного года у детей отмечается высокая мотивация и интерес к учёбе.
  • 3.Трек «Орлёнок – Мастер»В рамках данного трека дети знакомятся с пониманием того, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. 4.Трек «Орлёнок Доброволец»Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный временной период можно рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и поддержит общее настроение добра, взаимопонимания, удовлетворённости не только в рамках трека, но и в обычной жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться к имеющемуся социальному опыту детей в любое время учебного года.
  • Трек «Орлёнок Спортсмен»
  • Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года накапливается определённая физическая и эмоциональная усталость от учебной нагрузки.
  • Трек «Орлёнок Эколог»
  • Погодные условия в момент реализации трека «Орлёнок Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника.
  • Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти».
  • Данный трек является логическим завершением годового цикла Программы. В рамках трека происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребёнок должен открытьдля себя и принять значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края.Основная смысловая нагрузка трека:Я хранитель традиций своей семьи.Мы (класс) хранители своих достижений.Я/Мы хранители исторической памяти своей страны.Наибольший интерес вызвали треки: Орленок-спортсмен, т.к. класс очень подвижный и шумный, дети хотят много двигаться, «Орленок-эколог» - детям интересно было наблюдать за развивающимися на их глазах растениями, а также собирать информацию о растениях родного края во время подготовки проекта, «Орленок-хранитель»- каждый охотно рассказывал о своей семье, и каждому было интересно слушать рассказыдругих. Ребята с гордостью говорили о своих близких людях иодновременно учились внимательно и с участием слушать друг друга. После выступлений дети даже задавали вопросы. Это говорит о том, что им небезразлично то, о чем говорит выступающий.Дети очень хорошо откликаются на общешкольные дела. Охотно готовят номера художественной самодеятельности. Любят участвовать в сценках, которые готовим к различным датам. Здесь от желающих нет отбоя, поэтому стараемся найти дело каждому. При постановке все вместе обсуждаем, как лучше сделать, какие слова лучше сказать и с какой интонацией. В общем, учимся быть художниками по костюмам, режиссерами, консультантами. Ивыходит, что в подготовке номеров задействован каждый. А это важно ребенку – чувствовать свою сопричастность к происходящему.Реализуя программу в течение 2023-2024 учебного года, пришла к выводу, что программа формирует у младших школьников:развитие метапредметных компетенций: наблюдательность,расширение кругозора, внимательность, креативность, нестандартное мышление, целеполагание, умение планировать свою деятельность, умение работать в команде;развитие личностных компетенций: (развивать самостоятельность, самоконтроль, инициативность, стремление побеждать, воспитывать в себе лидерские качества, включаться в жизнь класса).Педагогу же она полезна тем, что помогает:сплотить детский коллектив;расширить профессиональные компетенции (освоить новые методики КТД);пополнить портфолио;За период работы по программе удалось реализовать все 7 треков, работы было много, но она была интересная, продуктивная.Считаю, что необходимо продолжить работу в следующем учебном году, больше привлекать к работе наставников-старшеклассников, а также родителей.Свое выступление хочу закончить словами педагога Антона Семеновича Макаренко:«Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».