«Театрализованная деятельность дошкольников, как средство коррекции речевых нарушений»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Театрализованная деятельность дошкольников, как средство коррекции речевых нарушений»
Автор: Быкова Елена Николаевна

«Театрализованная деятельность дошкольников, как средство коррекции речевых нарушений» (Консультация для воспитателей) Подготовила: Быкова Елена Николаевна, МБДОУ «Детский сад №2 «Лучик»Речь является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А мы, взрослые, должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Это необходимое условие формирования личности ребенка. В современном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так, как от уровня овладения связной, грамотной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.В активизации и коррекции речевой деятельности детей огромную роль играют театрализованные игры. Почему именно театрализованные игры? Театрализованные игры один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.Театрализованная игра оказывает огромное влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат, способствует развитию речевого слуха, правильного звукопроизношения, формирует речевое дыхание. Театрализация сказок очень увлекает детей. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.Они быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют. Речь становится более выразительной, грамотной. Дети начинают использовать новые слова, пословицы, поговорки из сценария.Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от наблюдения за театрализованной постановкой взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли; от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как создании «типичного» образа в игре-драматизации.Успешность развития и коррекции речи детей в большей степени зависит от того, какие условия созданы в группе и в семье для этого.Среди условий, благоприятных формированию правильной, грамотной речи через театрализованную игру можно назвать следующие:
  • Уделять серьезное внимание подбору литературных произведений. Предпочтение надо отдавать произведениям с понятной для ребенка моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами ,наделенными выразительными характеристиками. В наибольшей степени таким требованиям отвечают сказки. Сказки легко обыгрывать, так как они построены на коротких диалогах персонажей, содержат повторы ситуаций. Герои сказок вступают в определенные взаимоотношения, в которых проявляются особенности характера, мысли, чувства.
  • С раннего детства учить детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него. Почаще обращаться к потешкам, пестушкам, попевкам, шуткам, стихотворениям, в том числе и таким , которые побуждают ребенка к диалогу («Был сапожник? – Был.- Шил сапожки? – Шил.»)
  • Знакомить детей с сюжетными игрушками, когда взрослый показывает и называет разнообразные действия с ними (кукла идет, поет т.д.) Речь взрослого должна быть интонационно выразительной. Одни и те же слова при последующих повторениях надо произносить , меняя интонацию, силу голоса и темп произношения.
  • Воспитывать у детей интерес к драматизации, театральной деятельности. С этой целью создавать специальные ситуации, в которых персонажи кукольного или пальчикового театра, образные игрушки вступают в диалог с детьми, разыгрывают разные сценки.
  • Основатель Московского кукольного театра С.В. Образцов однажды высказал мысль о том, что ребенку свойственно стремление к актерству. А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно. Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.