Вопросы для групповой работы на уроке литературы (внеклассное чтение) по рассказу В. Дёгтева «Аморальный приказ». 7-9 класс.
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Вопросы для групповой работы на уроке литературы (внеклассное чтение) по рассказу В. Дёгтева «Аморальный приказ». 7-9 класс.
Автор: Кавелина Наталья Евгеньевна
Вопросы для групповой работы на уроке литературы (внеклассное чтение) по рассказу В. Дёгтева Аморальный приказ. 7-9 класс.
Рассказ Аморальный приказ не входит в программу изучения литературы в школе, однако в рамках работы над повышением читательской грамотности, по формированию навыков анализа текста, коммуникативных умений, критического мышления, а также в целях решения задач по подготовке к написанию сочинения ОГЭ и ЕГЭ это произведение носит большую практическую значимость.
Работа по анализу рассказа имеет ряд преимуществ: малый объем, динамичный компактный сюжет, связь с историей России, морально-нравственная тема.
Я начинаю работу над произведением с краткой биографической справки об авторе, с изучения вопроса Почему священники и маленький князь были заключенные?. Провожу устный опрос или литературный диктант с целью выяснить детали рассказа. Это важно, потому что практика показывает, что в классах, где уровень подготовленности низкий или учатся ребята разной степени подготовленности, не все понимают причинно-следственные связи в сюжете.
Далее заранее сформированным группам выдаю карточки с вопросами. Ребята получают задачу обсудить, проанализировать, сформулировать высказывание и презентовать свой ответ. Также класс должен знать регламент. Каждая группа, отвечая, вслух читает свой вопрос, члены других групп могут включаться в беседу, если у них возникнет такая необходимость.
1. Можно ли назвать рассказ Аморальный приказ произведением о чести и бесчестии?
2. О каких важных вещах задумывается человек, читая рассказ Аморальный приказ?
3. Как в рассказе Аморальный приказ решается проблема выбора?
4. Можно ли осуждать капитана за принятое решение?
5. Есть ли различия в образах Якова Наумыча Минкина и капитана? Какие? Аргументируйте свою точку зрения.
6. Что продемонстрировали своим поведением и отношением к капитану и его решению священники, мальчик Алеша и Пушок?
7. В литературных произведениях авторы часто применяют прием символизма и внимания к деталям, чтобы раскрыть свое отношение к герою или происходящему в произведении. Какие символы или детали в рассказе Аморальный приказ помогают раскрыть идею и мировоззрение автора?
8. Если бы писатель Вячеслав Дёгтев не придумал бы заглавие сам, как вы могли бы назвать рассказ? Поясните. Размышляя над вопросами, подумайте, что значит аморальный, кто дал аморальный приказ?
9. Произведение было написано в середине 20 века, а описываемые события вообще произошли в 1918 году. Можно ли назвать рассказ Аморальный приказ актуальным, не потерявшим смысла в современной реальности? Нужны ли подобные произведения в наше время?
10. Придумайте альтернативный ход развития событий.