Консультация для родителей "Социализация детей раннего возраста"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Консультация для родителей "Социализация детей раннего возраста"
Автор: Поздеева Екатерина Геннадьевна

«Челядьӧс сӧвмӧдан 66 №-а видзанiн» Школаӧдз велӧдан Сыктывкарса муниципальной асшӧрлуна учреждение Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 66 общеразвивающего вида» гыктывкара Методическая разработкаКонсультация для родителей «Социализация детей раннего возраста»Воспитатель Поздеева Екатерина Геннадьевна г.Сыктывкар 2024 Социализация детей раннего возраста В педагогике понятие «социализация» связано с такими понятиями как «воспитание», «обучение», «развитие личности». Итак, социализация – это процесс формирования и развития личности, происходящий под воздействием воспитательной и обучающей деятельности. В дошкольном образовательном учреждении «социализация» начинается с группы раннего возраста. Именно в этом возрасте ребенок в полной мере впервые знакомится с миром взрослых, учится общаться с другими детьми. Первой ступенью в этом процессе является адаптация детей раннего возраста к детскому саду. С приходом ребенка в дошкольное учреждение его жизнь существенным образом меняется: строгий режим дня, отсутствие родителей или других близких взрослых, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе многого неизвестного, другой стиль общения. Все это обрушивается на малыша одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию. Социализация – это процесс постижения правил и обычаев общества. У детей раннего возраста это проявляется в умении различать подобающее и неприемлемое поведение. Эти различия дети постигают, общаясь с взрослыми. Дети нарушают социальные нормы просто потому, что у них нет умений и опыта. Очень важно демонстрировать детям модели вежливого поведения, сопровождая свои действия словами, это поможет детям понять, что такое правильное поведение. Постепенно, по мере того, как ребенок узнает правила, он начинает понимать, что можно, а что нельзя.  Такое понимание придает детям уверенность и чувство защищенности. Детям свойственно «испытывать» правила для того, чтобы убедиться в их правильности. Правила должны быть конкретны, сформулированы в позитивном тоне и обоснованы Негативные правила
  • Не торопись во время еды
  • Не кричи громко
  • Не дерись
  • Не рисуй на столе
  • Позитивные правила
  • Ешь медленно, иначе можно подавиться
  • Давай говорить тихо, иначе заболит голова
  • Играй вместе
  • Рисуй на бумаге, стол для еды
  • Однако следует помнить, что понимание не означает в этом возрасте закрепление понятого в памяти. Взрослым придется еще не один раз повторить это правило. Внутренний контроль, необходимый для того, чтобы следовать правилам, появляется только в конце дошкольного возраста. Но в раннем возрасте мы закладываем основу для последующего развития у детей самоконтроля за своим поведением.Как направлять ребенка
  • Формулируйте свои ожидания кратко и четко
  • Одновременно вводите не более 1 – 2 правил
  • Будьте последовательны, требуя от детей соблюдения правил
  • Формулируйте правила как предложения, а не как запреты
  • Говорите «спасибо» и «пожалуйста»
  • Используйте слова и действия
  • Будьте терпеливы, требуя выполнения правил
  • Что делать в случаях вызывающего поведения В этом состоянии ребенок визжит, он весь пунцовый, руки и ноги трясутся. Такие вспышки происходят изза неумения малыша справиться с гневом. Такие вспышки лучше всего игнорировать, чтобы не повторялось подобное поведение. После того, как ребенок успокоится, необходимо уделить ребенку внимание, помочь ему найти решение проблемы. Для того чтобы избежать негативных ситуаций, не прибегайте к ультиматуму. Вместо того чтобы сказать: «Убери игрушки», лучше сказать: «Как ты думаешь, где будет лучше игрушкам, на полу или в коробке? давай уберем игрушки в коробку, а завтра быстро их найдем». Дети ищут возможность проявить себя. Принимая решение, что сегодня надеть, в какую игру играть, что сначала съесть, а что потом – они как бы становятся в ответе за ситуацию. Давая детям возможность выбрать из двух позитивных линий поведения, мы помогаем им почувствовать собственную успешность и использовать усилия в положительном направлении. Ни в коем случае нельзя наказывать детей физически и ругать их, иначе у них сформируется убеждение, что проблемы можно решать такими способами. Таким образом, необходимо отметить, что процесс ранней социализации состоит в том, чтобы ребенок привык к тем ограничениям, которые необходимы при пребывании в коллективе вообще и в коллективе сверстников в частности. Адаптационный период детей раннего возраста Адаптация у всех проходит по-разному – одни дети привыкают к садику за 2-3 недели, у других на это может уйти пара месяцев или больше. Процесс требует от малыша непривычно больших затрат эмоциональных ресурсов, а от воспитателей и родителей – терпения и понимания. Адаптация ребенка к условиям ДОУ обязательна, так как в этом процессе малыш социализируется и учится следовать распоряжениям нянечек и воспитателей – обретает важные навыки, без которых в дальнейшем ему будет очень трудно находиться в коллективе.Как проявляется адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ? В период привыкания к садику малыши часто демонстрируют настолько непривычное поведение, что оно пугает родителей. Однако,  эти особенности типичны для каждого воспитанника-новичка и вызваны психическим напряжением, которое постепенно исчезает.Особенности адаптации детей к условиям ДОУ включают следующие проявления:
  • Эмоции. Малыш явно демонстрирует, что новая обстановка ему не по душе – хнычет, часто плачет, нередко злится или становится заторможенным. В основе этих реакций – страх остаться одному, страх, что родители его бросили.
  • Взаимодействие с другими детьми и с воспитателями. Обычно в первые дни в детском саду ребенок плохо идет на контакт. Во многом это связано с тем, что малыши 2-3 лет пока не умеют включаться в совместные игры; в основном, они играют рядом друг с другом, но каждый в свою игру. Об успешной адаптации свидетельствуют охотные отклики на просьбы воспитателя и желание находиться поблизости от сверстников.
  • Изменение навыков. Адаптация детей дошкольного возраста к ДОУ часто вызывает «откат» – ребенок на время забывает, как кушать ложкой, как правильно садиться на горшок и т.д. Успешная адаптация помогает ему быстро восстановить забытое.
  • Изменения в речи. Некоторые дети во время адаптации перестают использовать ранее выученные слова, их словарный запас скудеет. Постепенное его восстановление говорит в пользу нормального привыкания к ДОУ.
  • Сон, особенно дневной – пожалуй, самое яркое проявление тревожности при адаптации. Дети плохо спят, часто плачут, вскакивают. Днем их становится невозможно уложить, ночью они беспокойны. По окончании адаптации сон нормализуется.
  • Аппетит. Снижение аппетита обычно обусловлено непривычной пищей, которую малыш вынужден есть в садике. Восстановление аппетита – признак привыкания ребенка, даже если поначалу он съедает не всю порцию.
  • Степени адаптации ребенка к ДОУВремя адаптации ребенка в детском саду зависит от многих факторов. Обычно мальчики переносят адаптацию несколько хуже, потому что мальчик 3-5 лет сильнее привязан к матери. Педагоги и психологи выделяют три степени адаптации:
  • Легкая
  • В этом случае поведение и самочувствие малыша нормализуются в течение месяца. Он быстро привыкает к сверстникам и воспитателям, становится спокойным и позитивно настроенным.
  • Средняя
  • Эта степень требует от 20 до 40 дней. Эмоции малыша в это время нестабильны, он часто раздражается. Однако при должной поддержке родителей ребенок успешно проходит адаптацию.
  • Тяжелая
  • Тяжелая адаптация ребенка к условиям детского сада приводит к развитию серьезных заболеваний, что связано с ослаблением иммунитета. Малыш становится раздражительным и агрессивным, демонстрирует протест против пребывания в садике, часто кричит и плачет. Тихие дети могут стать сильно заторможенными, они выглядят подавленными и напряженными, а их подчинение просьбам воспитателя – пассивным. Тяжелая адаптация может длиться до 3 месяцев. Если и по истечении этого периода ребенок не привык к дошкольному учреждению, необходима помощь психолога.  Тяжело протекающий период адаптации ребенка к детскому саду обычно связан с одним из следующих факторов:
  • полное несовпадение привычного режима с режимом ДОУ;
  • отсутствие у малыша навыков гигиены;
  • отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми;
  • неспособность занять себя игрой;
  • наличие своеобразных привычек или особенностей развития, а также хронических заболеваний.
  • Большие трудности в этот период испытывают дети, привыкшие к общению только с родителями. Замкнутый образ жизни семьи, причины , тормозящие образованию у малыша умений контактировать с незнакомыми взрослыми. А это значит, что в первые, дни он будет негативно относиться к воспитателям и няне. Плохо приспосабливаются дети к коллективной жизни, которых чрезмерно опекают в семье, которые не знают родительского «нельзя».Условия успешной адаптации детей к ДОУ Специалисты выделяют условия, при которых детям проще пройти адаптацию. Так, легче привыкают к садику те дети, которых родители начали заранее готовить к посещению дошкольного учреждения. Проще адаптироваться физически здоровым, самостоятельным малышам – под «самостоятельностью» здесь понимается умение хотя бы частично одеваться, соблюдать навыки гигиены, кушать ложкой. Очень большое значение имеет режим. Если хотя бы за месяц до поступления в садик родители меняют режим так, чтобы он совпадал с режимом ДОУ, то ребенку будет проще привыкнуть.Культурно – гигиенические навыки ребенка раннего возраста Что такое культурно-гигиенические навыки? Культурно-гигиенические навыки – это навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и с взрослыми. Следует понимать, что от наличия знаний и выполнения ребенком необходимых гигиенических правил поведения зависит не только его здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. Воспитание культурно—гигиенических навыков начинается в семье. Заботливые родители начинают приучать малышей к аккуратности и самостоятельности буквально с рождения. Затем на помощь придут воспитатели в детском саду. И в этом непростом деле взрослым стоит проявить терпение и фантазию, ведь чем интереснее ребенку будет в процессе обучения, тем быстрее он усвоит такие необходимые ему знания. Какие культурно - гигиенические навыки нужно воспитывать у детей?Одним из первых навыков является навык аккуратного приема пищи. Для того, чтобы у ребенка сформировалось положительное отношение к приему пищи, старайтесь соблюдать некоторые правила. Не делайте за столом замечаний, не упрекайте малыша за разлитый сок или испачканную одежду, а наоборот, покажите ему, как выполнить действие, хвалите малыша за то, что он правильно взял ложку, аккуратно и хорошо поел и т. д. Обстановка за столом должна быть дружелюбная и спокойная, поэтому не рассказывайте страшных историй, не обсуждайте свои проблемы, не ссорьтесь между собой. Чтобы не ругать малыша за плохой аппетит, кладите небольшие порции еды, чтобы он мог действительно всё съесть. Лучше положить ребенку добавки, если он не наелся, тем более, это повод ещё раз его похвалить. Красиво оформленное блюдо и ваша «реклама» о красоте и вкусовых качествах еды вызовет у малыша интерес и повысит аппетит. Кроме этого необходимо формировать у детей и другие полезные навыки: -всегда мыть руки перед едой; -правильно держать столовые приборы; -за столом сидеть прямо, ноги не вытягивать под стол, локти убирать со стола; -есть аккуратно, не крошить хлеб и не выкладывать еду из тарелки на стол; - выходить из-за стола, полностью прожевав еду; -не разговаривать с набитым ртом; -пользоваться салфеткой; -благодарить за еду взрослых. С раннего возраста детей необходимо привлекать к процессу одевания. Сначала мы просто называем элементы одежды, для чего они нужны и на какие части тела их нужно надевать. Постепенно надо давать возможность детям поучаствовать в процессе одевания и раздевания самостоятельно. Маленькому ребенку тяжело самому одеться: надо помнить всю последовательность одевания, уметь застегнуть пуговицы или молнию, вывернуть рукава. Конечно, родители это сделают лучше, да и быстрее. Взрослым так удобнее: не надо тратить время на уговоры, объяснения, ведь надо спешить на работу! Но если взрослые помогают ребёнку при малейшем затруднении, то очень быстро у него сформируется пассивная позиция и нежелание трудиться: зачем одеваться самому, если мама сама всё застегнёт и завяжет? Очень важно формировать у ребёнка навыки самостоятельного одевания: учить снимать и надевать колготки, носки, ботинки, шапку. С возрастом эти навыки будут совершенствоваться, например, ребенок научится не только надевать куртку, но и застёгивать на ней молнию. Также необходимо учить детей быть аккуратными, не разбрасывать одежду, складывать её на место.Научить детей умываться, пользоваться правильно полотенцем — дело не из простых. Обучение умыванию надо проводить на собственном примере. Показ — самое понятное объяснение для малыша. Необходимо, чтобы ребенок усвоил последовательность умывания: - засучить рукава; - аккуратно открыть кран сначала с холодной водой, потом постепенно открыть кран с горячей водой. Для детей это достаточно трудное действие, поэтому в первое время воду для умывания настраивает взрослый. - взять мыло, намочить его под струёй воды, тщательно намылить руки; - тереть руки со всех сторон до образования пены прямыми и круговыми движениями; - промыть руки под водой;- чистыми руками помыть лицо, наклонившись над раковиной; - отжать руки над раковиной, сложив их замочком. Это надо делать, чтобы вода не капала на пол. - выключить воду; - вытереть руки полотенцем досуха. Некоторые родители, положив ребенку, платочек в карман, считают, что этого достаточно. Но зачастую ребенок даже не знает, как им пользоваться. А ведь это тоже одно из важных умений, которым детям необходимо научиться. Для этого тоже нужна помощь взрослого. Ребенок должен знать назначение носового платка и не использовать его как предмет игры. То есть, не заворачивать в него игрушки и другие предметы. Носовой платок — предмет личной гигиены, поэтому его нельзя давать пользоваться другим детям. Ребенка надо приучать самостоятельно доставать платочек из кармана рубашки, платья, верхней одежды, разворачивать и сворачивать платок, аккуратно класть его в карман. Необходимо формировать умение самостоятельно его использовать. Если ребенок ещё не умеет пользоваться платком, побуждайте его просить помощи у взрослого. Нужно воспитывать желание опрятно выглядеть, обращать внимание на чистоту носового платка. Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков - необходимое условие для здорового образа жизни. Культурно-гигиенические навыки — это не что иное, как привычки. Как известно, самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве, вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они со временем стали привычками и постоянно совершенствовались.