"Развитие творческих способностей на уроках технологии"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Развитие творческих способностей на уроках технологии"
Автор: Артемов Вадим Валерьевич
Статья на тему : «Работа с одаренными детьми на уроках технологии и во внеурочной деятельности» Подготовил учитель технологии: Артемов Вадим Валерьевич, МОУ «СОШ № 52» г. Саратова В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одарённости, к проблемам выявления, обучения и развития одарённых детей. Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентноспособного к выдающимся в любой социально значимой сфере человеческой деятельности. Одарённость следует рассматривать как достижения и как возможность достижения. Необходимо принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться. Поэтому одарённым ребёнком можно считать ребёнка, который выделяется яркими иногда выдающимися достижениями ( или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Проблема работы с одарёнными учащимися чрезвычайно актуальна для современного общества,Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.выделяют 5 групп одаренности : 1. Практическая одаренность: - одаренность в ремеслах - спортивная - организационная 2. Познавательная одаренность: - академическая (высокие результаты по всем или определенным школьным предметам) - научная (научно-исследовательская деятельность в определенной области) 3. Художественно-эстетическая одаренность: - хореографическая - сценическая - литературно-поэтическая - изобразительная - музыкальная 4. Коммуникативная (лидерская) одаренность.5. Духовно-ценностная одаренность (создание новых духовных ценностей и служение людям). Целью своего выступления я вижу обобщение моего опыта работы с одарёнными детьми, и акцентирование на таких формах работы с ними, как метод творческих проектов и подготовка к конкурсам и выставкам. Начиная разговор о развитии одарённости у детей, нужно отметить, что в отечественной психологии обычно рассматривается следующая классификация уровней развития способностей: способности, талант, одаренность , гениальность Итак, на нижнем уровне этой классификации стоят способности. Это индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определёнными видами деятельности и к их успешному осуществлению. Одарённость-это высокий уровень развития каких-либо способностей, создающих возможность успеха в определённой деятельности (специальная одарённость) или способности к широкому кругу деятельности (общая одарённость). От одаренности зависит не успешное выполнение деятельности, а только возможность такого успешного выполнения. Для успешного выполнения всякой деятельности требуется не только наличие соответствующего сочетания способностей, но и овладение необходимыми знаниями и навыками. Выявление одаренных детей и развитие их способностей является одной из задач цивилизованного общества. Эта задача довольно сложна в ее практической реализации, так как найти одаренного человека, а тем более воспитать в соответствии с его индивидуальными особенностями достаточно трудно. Выявить одарённого ребёнка по предмету технология, можно только в процессе его деятельности. Особенности образовательной области технология таковы, что она имеет практическую направленность по созданию работ своими руками. И даже если ребёнок имеет отличные оценки по всем предметам, то это вовсе не гарантирует его блестящие успехи в технологии. А бывает и наоборот, но правда, реже, когда ученик или ученица проявляют свои способности именно в создании творческих работ, изделий. Формы работы с одаренными учащимися: -творческие проекты; -кружки по интересам, выставки детского творчества; -групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися; -факультативы; -занятия исследовательской деятельностью; -конкурсы; -интеллектуальный марафон; -научно-практические конференции; -участие в олимпиадах;-работа по индивидуальным планам; -сотрудничество с другими школами. Я затрону в своём выступлении 2 формы работы: это метод творческих проектов и кружки по интересам,: подготовка работ к выставкам детского прикладного творчества. Учитывая особенности предмета технология и конъюктуру востребованных на конкурсах и выставках работ, хочу сказать, что не возможно создать много работ-победителей. Поэтому, я придерживаюсь принципа, лучше одна работа, но достойная высокого места. Надо сказать, что в этом случае есть и недостатки - охватывается меньшее количество задействованных учащихся. Здесь, как говорится, выбирать приходится между качеством и количеством. Форма работы – создание творческих проектов Творческий проект - это итоговая самостоятельная работа учащихся интеллектуально-практического характера из различных областей деятельности, выполненная под руководством педагога. Главной целью творческого проекта, которую преследует для себя учитель, является контроль знаний и умений учащихся, а также содействие их творческому развитию, развитию их способностей и формированию у них системы интеллектуальных, общетрудовых, исследовательских знаний и умений, воплощаемых в конкретных изделиях. Творческий проект – это комплексная работа. В структуру проекта по технологии, вы знаете, входят составные части: • -пояснительная записка (20 листов), • -творческая работа (изделие), • - презентация проекта, • -защита творческого проекта И даже реализация какого-либо одного пункта составляющей творческого проекта, значительна, а их четыре. Поэтому, работать надо кропотливо, и требую большой аккуратности в изготовлении изделия и точности в соблюдении стандартов.. От возникновения идеи проекта до полной его реализации требуется достаточно много времени. Зависит от того, какое изделие было задумано к реализации. Итог :это представление полного пакета проекта. Обоснованность выбора метода проектов, как развитие одарённости у школьников • Учащиеся видят перед собой конечный результат- изделие, вещь, которой могут воспользоваться в быту, которую они сделали своими руками, вложили в него душу. А ради этого стоит потрудиться. Создание прекрасного своими руками возвеличивает человека в собственных глазах, воспитывает нравственно • метод проектов позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые нетиповые задачи, выявить деловые качества работника нового типа .Ежегодно в конке учебного года я провожу защиту творческих проектов по технологии. Каждый ребенок начиная с 5класса выполняет в течении учебного года творческий проект по технологии под руководством учителя технологии. При выполнении проекта раскрываются все творческие способности детей. В основном дети стараются выбрать для проекта следующие темы : кулинария, вязание крючком и спицами, работа с бисером , работа с атласными лентами. Мальчики выбирают темы проектов , связанные с изготовлением изделий из древесины, пластика., по благоустройству сада или приусадебного участка. В конце учебного года проводим защиту проектов по технологии. Также в нашей школе проводиться элективный курс по выбору профессии «Профессиональное самоопределение». В завершении этого курса выпускники 9класса готовят проект по выбору своей будущей профессии. Также перед комиссией ученики 9класса защищают свои проекты о выбранных профессиях. Форма работы с одарёнными детьми кружки декоративно-прикладного творчества, подготовка работ к выставкам детского прикладного творчества Выставка – это организованное педагогическое мероприятие, способствующее решению целого ряда педагогических задач, и конечно, она должна открывать новые стороны одарённостей учеников, а может быть даже и их таланты. Подготовка работ к выставке осуществляется на кружковых занятиях и должна способствовать повышению художественного уровня обучающихся. Создавая работу для выставки, школьник обогащается дополнительными знаниями по теме, что, безусловно, способствует развитию его одарённости. Ученики нашей школы стараются выставлять свои работы на выставках декоративно-прикладного творчества. Каждая творческая работа учащихся еще раз подтверждает, что искусство развивает воображение, фантазию, стимулирует рост способностей, превращаясь в итоге в источник физического и духовного здоровья ребенка. У нас в школе регулярно проводятся различные выставки- выставку композиций из природного и бросового материала, выставку поделок из бросового материала. Все эти поделки для выставок мы делаем на занятиях по внеурочной деятельности, а также на кружке .Также мы участвуем с одаренными детьми в различных конкурсах , конференциях, олимпиадах и имеем призовые места. Создание системы поддержки талантливых детей – одно из главных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», которая легла в основу стратегического развития общего образования на ближайшие годы. В заключении хочется напомнить, что перед нами, педагогами России поставлена главная задача ФГОС: создание социально-педагогической среды, способствующей формированию и развитию человеческого потенциала России, реализации социально-образовательных проектов, культурно-образовательных инициатив, созданию интеллектуальных образовательных сетей. И, скорее всего, никто не будет оспаривать утверждение: «Если дети – национальное достояние любой страны, то одаренные дети – её интеллектуальный творческий потенциал». Чем раньше учитель обнаружит незаурядные способности в своих учениках и сумеет создать для них условия для обучения, тем больше надежд на то, что в будущем эти дети составят гордость и славу своего Отечества.