Игра,как средство адаптации первоклассников в школе


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Игра,как средство адаптации первоклассников в школе
Автор: Вишникова Ирина Викторовна

Игра, как средство адаптации первоклассников в школе. В нашем современном мире ребенок подвержен различным стрессам. Одним из самых весомых стрессов является поступление ребенка в первый класс. Задача учителя состоит в том, чтобы помочь маленькому ученику адаптироваться к новым условиям школьной жизни, обучить приобретать знания, побудить интерес к познанию, научить дружить со своими сверстниками. И в этом учителю помогает игровая деятельность. Очень важно в процессе обучения учитывать индивидуальные особенности адаптации первоклассников. В начале обучения учитель должен дать возможность каждому ребенку работать в нужном ему темпе. Объем работы должен увеличиваться постепенно. Нельзя допускать порицания и оскорбительные упреки. Тон учителя должен быть доверительный и мягкий, располагающий к себе. Недопустим авторитарный стиль общения учителя с ребенком. Педагог должен обязательно подчеркивать достоинства ребенка. Уделять особое внимание его успехам. Тогда у ребенка появится уверенность в своих силах, интерес к учебной деятельности. И малышу захочется открывать для себя все новые горизонты. В силу своей возрастной особенности первоклашки способны удерживать внимание однотипной деятельности лишь 10-12 минут, для них очень сложны статические нагрузки и ограничение двигательного режима. Поэтому при организации урока учителю необходимо активно включать игровую деятельность. Особое внимание хотелось бы уделить ролевым играм, которые необходимы для формирования произвольного поведения, воображения, творчества, и играм по правилам (дидактические, подвижные, настольно - печатные), которые всегда имеют учебную задачу, а ведь ее нужно решить! «Игра-это жизненная лаборатория детства, дающая ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества », - отмечал великий педагог С. Т. Шатский. Значение игры не ограничивается тем, что у ребенка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. В игре возникает новая психологическая форма мотивов - познание мира и адаптация в нем. Отсюда педагогические названия игр: познавательные, интеллектуальные, строительные, музыкальные игры, художественные, подвижные, спортивные и т.д. Игра оказывает непосредственное влияние на психическое развитие ребенка, на становление его личности. В игре развивается мотивационно потребностная сфера (социальные мотивы приобретают более важное значение для ребенка, чем личные, ребенок самоутверждается и самосовершенствуется в микроклимате). Преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм ( ребенок принимает роль персонажа, учитывает особенности его поведения, его позицию, что помогает ему ориентироваться во взаимоотношениях между людьми). Развиваются умственные действия (логика мышления, сопоставление, анализ, планирование). Формируются и развиваются физические навыки и мотивация здорового образа жизни . Чаще всего учителю необходимо использовать в учебно-воспитательном процессе с первоклассниками дидактические и подвижные игры. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, о людях разных профессий и национальностей. Игра помогает активизировать младших школьников в обучении, преодолевать скуку, уходить от шаблонных решений задач, стимулирует инициативу и творчество, снимает умственную или физическую усталость на уроке. На уроках окружающего мира или внеклассном мероприятии детям можно предложить такую игру: (Дети делятся на 2 команды и получают задание - назвать птицу и изобразить ее) - Какая птица может летать хвостом вперед? Колибри - Какая птица в нашей стране самая маленькая? Королек - Какая птица выше всех летает? Орел -Какая птица самая большая в мире? Страус -Какая птица выводит птенцов в дождь? Лебедь - В воде купается, а сух остается. Гусь - Кто имеет гребень, но не причесывается? Петух -Какая птица выводит птенцов зимой? Клест - Какая птица не вьет гнезда и не высиживает птенцов? Кукушка Игра ставит перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки птиц, сравнивать, группировать по определенным признакам , делать правильные выводы, обобщать. Способствует приобретению глубоких знаний. Помогает раскрепоститься ребенку в кругу одноклассников, что , в свою очередь, способствует комфортному пребыванию ребенку в коллективе и формированию здорового коллектива. Мои наблюдения за первоклассниками показали, что социально – психологическая адаптация может проходить благополучно за 1-3 месяца, если педагог использует в учебно-воспитательном процессе игру. У детей преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу. Добросовестно и без видимого напряжения выполнять требования учителя.