Комплект контрольно-измерительных материалов по истории


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Комплект контрольно-измерительных материалов по истории
Автор: Левашова Яна Владимировна

Кемеровский областной союз потребительских обществ(облпотребсоюз)Частное образовательное учреждение профессионального учреждения«Кемеровский кооперативный техникум»(ЧОУ ПО «Кемеровский кооперативный техникум»)УТВЕРЖДАЮЗам. директора по УВРН. В. Грентикова_____________________«___»_________20___ г.Комплект контрольно-измерительных материаловпо общеобразовательной учебной дисциплине _______ _ ОДб. 03. _история____________________индекс УД, название дисциплины по специальности_43.02.16 Туризм и гостеприимство код, специальностьбазовой подготовки на базе основного общего образования Кемерово, 2024Комплект контрольно-измерительных материалов разработан на основе требований ФГОС среднего общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 (с изм. и доп.), с приказом Минпросвещения России от 23.11.2022 № 1014 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования», с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 43.02.16 Туризм и гостеприимство, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 декабря 2022 г. № 1100 и рабочей программы учебной дисциплины ОДб.03 ИСТОРИЯОрганизация-разработчик: Частное образовательное учреждение профессионального образования «Кемеровский кооперативный техникум».Разработчики: Левашова Я. В., Вольхина В.А., преподаватели историиРассмотрено и рекомендовано цикловой комиссией ____________________________________________________________________________________Протокол №_____ «____» _____________202 г. Председатель цикловой комиссии ______________ Смердина Н.С.Одобрено методическим советом техникумаПротокол №_____ «____» _____________202 г. Лист переутвержденийЗам. директора по УВР____________________«____»________20____г.Зам. директора по УВР____________________«____»________20____г.Зам. директора по УВР____________________«____»________20____г.Рассмотрено на заседании цикловой комиссииПротокол №_____ от «____»_______20____г.Председатель ЦК_____________________Рассмотрено на заседании цикловой комиссииПротокол №_____ от «____»_______20____г.Председатель ЦК_____________________Рассмотрено на заседании цикловой комиссииПротокол №_____ от «____»_______20____г.Председатель ЦК_____________________СОДЕРЖАНИЕ1 Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств……….....…….………5
  • 1.1 Область применения…………………………………………...……….........5
  • 1.2 Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке…………………………………………………………………………..51.3 Организация контроля и оценки освоения программы учебной дисциплины……..……………………………………………………………112 Комплект средств для оценки освоенных умений, проверкизнаний и сформированности компетенций по учебной дисциплине……......16Приложение А…………………………………………………………………...24Приложение Б……………………………………………………………………59Приложение В……………………………………………………………………611 ПАСПОРТ КОМПЛЕКТА КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ1.1 Область примененияКомплект контрольно-оценочных средств предназначен для проверки результатов освоения учебной дисциплины ОУДб.05. История по специальностям СПО 43.02.14 Гостиничное дело базового уровня подготовки.1.2 Результаты освоения программы учебной дисциплины, подлежащие проверкиКомплект контрольно-оценочных средств позволяет оценивать освоение общих компетенций ФГОС СПО, их отдельных элементов; полученных личностных (Л), метапредметных (МП), предметных (ПР) результатов дисциплины в соответствии с ФГОС СОО:Корреляция общих компетенций ФГОС СПО с личностными и метапредметными результатами освоения основной образовательной программы СОО с личностными результатами ОПОП СПО ***Общие компетенции ФГОС СПО Для специальности 43.02.16 Туризм и гостеприимство (ФГОС СПО, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от12 декабря 2022 г. № 1100)ОК.1 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.ОК.2 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.ОК.3 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.ОК.4 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.ОК.5 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.ОК.6 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения.ОК.7 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.ОК.8 Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровняфизической подготовленности.ОК.9 Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.ОК.10 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.ОК.11 Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.1.3 Организация контроля и оценки освоения программы учебной дисциплиныКонтроль и оценка освоения образовательных результатов учебной дисциплины ОУДб.03. История организованы в рамках текущего контроля и промежуточной аттестации в соответствии с Положением о текущем контроле и промежуточной аттестации ЧОУ ПО «Кемеровский кооперативный техникум» и рабочим учебным планом.Текущий контроль успеваемости обучающихся – это систематическая проверка усвоения образовательных результатов, проводимая преподавателем на текущих занятиях согласно расписанию учебных занятий. Оценки могут объявляться в день проведения текущего контроля или на следующем учебном занятии, если проверка выполненных работ требует значительных временных затрат от преподавателя.Промежуточная аттестация освоения образовательных результатов дисциплины проводится в форме дифференцированного зачета, который оценивает уровень освоения образовательных результатов по всему курсу учебной дисциплины. Условиями допуска к дифференцированному зачету являются положительные результаты текущего контроля и выполнения практических работ по курсу дисциплины.Комплект материалов для оценки уровня сформированности умений и уровня усвоения знаний представлен в виде заданий для дифференцированного зачета.Дифференцированный зачет проводится в виде устного опроса по билетам.Критерии и шкала оценки разрабатываются в соответствии с типом задания. Все типы заданий для промежуточной аттестации содержат эталоны ответов.Оценки объявляются в день проведения промежуточной аттестации.Оценка личностных результатов - оценка достижения обучающимися планируемых результатов в их личностном развитии. Личностные результаты формируются в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность. Контроль за достижением личностных результатов проводится в соответствии с мониторингом, включающим в себя различные методики и диагностики, проводимые педагогом-психологом.Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий обучающихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. Таким образом, достижение метапредметных результатов диагностируется в результате работы над индивидуальным студенческим проектом: его разработке и защиты. Примерные темы проектов даны в Приложении В.2. КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ОЦЕНКИ ОСВОЕННЫХ УМЕНИЙ, ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ И СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ2.1. Типовые задания для текущего контроляОценочное средство: экспресс-контроль (тестирование) по теме Введение. Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы.Проверяемые результаты: ОК 05,06, 09; ПР 1-5,10,12Содержание заданияТест1 вариант1. Какой термин в X веке означал сбор дани киевским князем с племен?а) налог б) полюдье в) выход г) рента2. В ХVI в. «Избранной Радой» называли:1) кружок близких к царю реформаторов 2) личную гвардию Ивана Грозного3) Боярскую думу при Иване IV 4) Земский собор3. Кто руководил крупнейшим крестьянским восстанием второй половины ХVII в.?а) С. Разин б) В. Ус, в) М. Степанов г) С. Тимофеев.4 .Когда проходила Северная воина?а) 1672-1690, б) 1721-1730, в) 1700-1721, г) 1750-1771.5 .В XIX в. верховная законодательная и судебная власть в России принадлежала 1) Государственной Думе  2) Сенату 3) императору 4) Государственному совету6 .Какое из перечисленных событий произошло в годы царствования Александра I?1) учреждение коллегий 2) Отечественная война 1812 года3) отмена крепостного права 4) введение всеобщей воинской повинности7 .Кто руководил проведением аграрной реформы в России в начале XX века?а) П.А.Столыпин б) А.И.Гучков в) В.М.Пуришкевич г) П.Н.Милюков.8. Как называлась проводимая Советским государством в годы гражданской войны (1918-1921 гг.) социально-экономическая политика?1) новая экономическая политика2) «военный коммунизм»3) коллективизация 4) индустриализация9 .5-6 декабря 1941 г. началось контрнаступление Красной Армии под1) Киевом 2) Москвой 3) Ленинградом 4) Сталинградом10. Термин «перестройка» связан с именем советского руководителя1) Л.И. Брежнев 2) Ю. В. Андропов 3) К.У Черненко 4) М.С. Горбачев11.Вставь пропущенное словоВ годы правления императора . . . . . . . . . . . Россия продала США Аляску12. Установите соответствие между именами государей и событиями, происшедшими в годы их правления.13. Расположите в хронологическом порядке следующие события.А) Призвание варягов на Русь Б) Куликовская битва В) Ледовое побоище Г) Полтавская битва2 вариант1. В каком году произошло крещение Руси (принятие христианства)?а) 862 в) 1000 б) 988 г) 10542. Кого в Киевской Руси называли рядовичем:1) дружинника 2) слугу 3) наемного работника по договору 4) пленника, обращенного в рабство3.Первое упоминание в летописи о Москве связано с именем князя1) Даниила Александровича 2) Юрия Долгорукого 3) Андрея Боголюбского 4) Александра Невского4. Как называлась 25-летняя война, проводимая Иваном Грозным за выход в Балтийское море?а) Шведская б) Ливонская в) Польская г) Балтийская5. Какое событие произошло позже всех других?1) отмена крепостного права 2) воцарение Романовых 3) Северная война 4) появление Лжедмитрия I6. Как в XVII веке стали называться в России противники церковной реформы?а) реформаторы, б) старообрядцы,в) униаты, г) расколоучители7. Что было одной из причин отступления русской армии в начале Отечественной войны 1812 г.? 1) неблагоприятные погодные условия 2) надежда главнокомандующего на поддержку армии партизанским движением 3) стремление избежать генерального сражения, сохранить армию 4) надежда на поддержку войск антинаполеоновской коалиции8. Возникновение многопартийной системы в России впервые произошло в ходе 1) «Великих реформ» 60 – 70-х гг. ХIХ в.  2) революции 1905 – 1907 гг. 3) февральской революции 1917 г. 4) установления советской власти9. В октябре 1917г. в России к власти пришлиа) националисты б) меньшевики в) большевики г) кадеты10. Время правления Л. Брежнева в СССР получило название1) перестройка 2) застой 3) возрождение 4) восстановление хозяйства11 Расположи события нашей истории в хронологической последовательности1)Ледовое побоище 2) правление Бориса Годунова 3) основание Санкт-Петербурга 4) принятие христианства12. Вставь пропущенное словоОдной из героических страниц Великой Отечественной войны стала блокада . . . . . . . . . .,продолжавшаяся 900дней13. Установите соответствие между определениями и терминами, к которым они относятся.Эталоны ответов Критерии оценки: 3.КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ 3.1. Типовые задания для текущего контроля Оценочное средство по теме 1.2. А. Н. Островский – создатель русского театра XIX века. Драма «Гроза». Н. А. Добролюбов. «Луч света в темном царстве»Проверяемые результаты: ОК 05,06, 09; П 1-1, результаты МП 1-3
  • Оценочное средство: устный опрос по теме «Образование единого Русского государства» (назовите 5 основных причин становления Москвы как центра возрождения единого государства).
  • Проверяемые результаты: Критерии и шкала оценкиВыполнение задания оценивается по следующей шкале:Полная, точная формулировка термина – 2 баллаНеполная или неточная формулировка термина – 1 балл.Отсутствие формулировки или неправильная формулировка – 0 баллов.Итого максимальная сумма баллов – 20.Эталон ответа Политика князей позволила ей быть в хороших отношениях с ханом, самостоятельно собирать дань,  Москва накопила некоторое состояниеМосква была религиозным центромМосква была удалена от границМосква боролась с конкурентами при помощи хановЗа каждое, верное выполненное задание дается 5 баллов. Описание шкалы оценки:Выполнение задания оценивается по пятибалльной шкале:«Отлично» - выставляется тогда, когда из ответа ясно, что студент имеет знания основного программного материала, не испытывает затруднения при ответе на вопрос, приводит аргументы, все формулировки правильные, не нарушена логическая последовательность в изложении.«Хорошо» - выставляется тогда, когда из ответа ясно, что студент имеет знания основного программного материала, но может испытывать затруднения при приведении аргумента, в ответе допущены неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении.«Удовлетворительно» - выставляется тогда, когда из ответа ясно, что студент знает часть программного материала, неуверенно и с большими затруднениями приводит примеры из текста, а в изложении ответа на вопрос допущены несущественные ошибки.«Неудовлетворительно» - выставляется тогда, когда из ответа ясно, что студент знает часть программного материала или не знает программный материал, неуверенно и с большими затруднениями приводит примеры, а в изложении ответа допущены существенные ошибки.Оценочное средство: письменный опрос по теме «Образование Древнерусского государства» (провести анализ текста и ответить на вопросы)Проверяемые результаты: ПР 1-5,10,12Содержание задания: Прочитайте текст и выполните задания 1-3.«В год 6370 изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: „Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву". И пошли за море к варягам, к руси... Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: „Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами". И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус,— на Белоозере, а третий, Трувор,— в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля».1. Приведите название документа и имя его автора. К какому времени относится создание этого документа?2. О каком событии идёт речь в документе? Что послужило его причиной? Укажите не менее трёх причин.3. Каковы были последствия описанного в документе события? Критерии и шкала оценкиЭталон ответа:1. Нестор "Повесть временных лет" 12 век 2. о призвании варяговпричины : - "встал род на род"-  начались распри, междоусобицы- необходим был князь, который бы руководил 3. последствия: - начало княжения новой династии- в ответ на призыв пришли трое братьев-варягов- старший Рюрик стал княжить в Новгороде , Трувор - в изборске , Синеус - на белоозере Описание шкалы оценки:Выполнение задания оценивается по пятибалльной шкале:«Отлично» - выставляется тогда, когда из ответа ясно, что студент имеет знания основного программного материала, не испытывает затруднения при ответе на вопрос, приводит аргументы, все формулировки правильные, не нарушена логическая последовательность в изложении.«Хорошо» - выставляется тогда, когда из ответа ясно, что студент имеет знания основного программного материала, но может испытывать затруднения при приведении аргумента, в ответе допущены неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении.«Удовлетворительно» - выставляется тогда, когда из ответа ясно, что студент знает часть программного материала, неуверенно и с большими затруднениями приводит примеры из текста, а в изложении ответа на вопрос допущены несущественные ошибки.«Неудовлетворительно» - выставляется тогда, когда из ответа ясно, что студент знает часть программного материала или не знает программный материал, неуверенно и с большими затруднениями приводит примеры, а в изложении ответа допущены существенные ошибки.Оценочное средство: терминологический диктант по теме «Русь в 9-12 вв.»Проверяемые результаты: ПР 9-10,12Структура задания включает в себя список из 10 терминов, знание которых необходимо для освоения данной темы:1. Вече2. Дань3. Полюдье4. Уроки5. Погосты6. Монархия7. Бояре8.Вотчина9. Посадник10.Удел Критерии и шкала оценкиВыполнение задания оценивается по следующей шкале:Полная, точная формулировка термина – 2 баллаНеполная или неточная формулировка термина – 1 балл.Отсутствие формулировки или неправильная формулировка – 0 баллов.Итого максимальная сумма баллов – 20.Методические указания по организации и процедуре оцениванияРабота проводится индивидуально. Список терминов выведен на экране/ написан на доске/ на карточках, обучающиеся отвечают письменно. Время, отведенное на терминологический диктант, составляет 15-20 мин. Проверка преподавателем проводится после окончания занятия, результаты озвучиваются обучающимся на следующем учебном занятии.Оценочное средство: выполнение тестовых заданий по теме «Петр I» Проверяемые результаты: ПР 1-3,5Структура тестов включает в себя 10 вопросов (2 варианта). Тестовые задания содержат вопросы различной степени сложности, знание которых необходимо для освоения данной темы:Вариант 11.Петр I стал единовластным правителем1) 1682г. 2) 1696 г. 3) 1689 г. 4) 1721 г.2. Азовские походы Петра I1) 1695 г., 1696г. 2) 1696 г., 1698г. 3) 1689 г., 1697г. 4) 1694г., 1695г.3. Основная цель Великого посольства1) поиск союзников в борьбе с Польшей 2) поиск союзников в борьбе со Швецией3) поиск союзников в борьбе с Турцией 4) поиск союзников в борьбе с Крымским ханством и Турцией4. Главной целью Северной войны была1) Борьба за выход в Черное море 2) Борьба за выход в Азовское море3) Борьба за выход в Каспийское море 4) Борьба за выход в Балтийское море5. Санкт- Петербург был заложен1) 1682г. 2) 1703 г. 3) 1689 г 4) 1705 г.6. Армия при Петре I формировалась1) из стрельцов 2) из рекрутов 3) из солдат 4) из гвардейцев7.Полтавская битва состоялась1) 1682г. 2) 1709 г. 3) 1704 г 4) 1705 г.8. Ближайшим сподвижником Петра 1 был1) П. Ягужинский 2) П.Толстой 3) А.Меншиков 4) Я.Носов9. В 1708 году страна была поделена1) на станы 2) на волости 3) на губернии 4) на области10.Новые органы управления назывались1) приказы 2) министерства 3) ведомства 4) коллегииЭталоны ответов:1)2; 2) 1; 3) 3; 4)4; 5) 2; 6)1; 7)2; 8)3; 9)3; 10)4 Вариант 21.Противником России в Северной войне была1) Польша 2) Швеция 3) Турция 4) Крымское ханство2. В 1703 году был заложен1) Орешек 2) Астрахань 3) Санкт- Петербург 4) Кременчук3. Армия при Петре I стала1) наемной 2) регулярной 3) гвардейской4. «Матерью Полтавская баталии» Петр I назвал1) сраженье на реке Сить 2) сражение у деревни Лесной3) сражение у деревни Бородино 4) сражение у реки Угре5.В период «двоецарствия» правителями были провозглашены1) Федор и Петр 2) Петр и Софья 3) Петр и Иван 4) Петр и Алексей6. При Петре I страна была поделена1) на станы и области 2) на волости и станы 3) на губернии и провинции 4) на области и уезды7. Петр I ввел новое летосчисление1) с сентября 1698 2) с декабря 1701 3) с января 1700 4) с июня 16998. По новому закону служба делилась на гражданскую и военную1) табель о званиях 2) табель о единонаследии 3) табель о рангах9. Правительствующий сенат стал1) высшим судебным учреждением2) высшим военным учреждением3) высшим правительственным учреждением10. При Петре I запрещалось дворянам, не имеющим свидетельства об образовании1) торговать 2) жениться 3) служить в армииЭталоны ответов:1)2; 2) 3; 3) 2; 4)2; 5) 3; 6)4; 7)3; 8)3; 9)3; 10)2Критерии и шкала оценкиПри тестовой форме проведения аттестации оценка «отлично» выставляется при наличии до 95% правильных ответов, оценка «хорошо» - от 94% до 85% правильных ответов, оценка «удовлетворительно» - от 84% до 75% правильных ответовМетодические указания по организации и процедуре оцениванияТестирование проводится на заключительном занятии по данной теме/разделу, обучающиеся получают тест на бумажном носителе (выведен на экране/ написан на доске) и отвечают письменно. На тестирование дается 15 мин.Проверка проводится преподавателем в соответствии с ключом после окончания учебного занятия, результаты озвучиваются обучающимся на следующем учебном занятии.Оценочное средство: выполнение кейс- заданий по теме «Правление Екатерины Великой»Проверяемые результаты: ПР 5,8,10Задание. Внимательно прочитайте текст предложенного кейса и дайте ответы на вопросы «Каково место Екатерины Второй в русской истории? Прежде всего, это было время внутриполитической стабильности, пришедшей на смену череде правительств, а с ними и политического курса, веренице бесконтрольных временщиков и отсутствию у власти четкой программы. Это было время активного законотворчества и серьезных реформ, имевших долговременное значение. Причем именно Екатерина была, возможно, самым успешным из всех российских реформаторов, ведь ей без каких-либо серьезных социальных, политических и экономических потрясений удалось почти полностью реализовать задуманную программу значительных преобразований. Правда, многого она не успела, а от многого ей пришлось отказаться по различным субъективным и объективным причинам…Реформы Екатерины носили созидательный, а не разрушительный характер. Какие бы последствия не имели те или иные конкретные мероприятия Екатерины в области экономики, ни одно из них не было разорительным для населения. Во все продолжение ее царствования Российское государство становилось богаче, а жизнь подданных – зажиточнее».Вопросы по тексту:1.Каковы были обстоятельства воцарения Екатерины.2.Какую оценку дает автор реформаторской деятельности Екатерины? Привести из текста 2 аргумента.Критерии и шкала оценкиПеречень материалов, оборудования и информационных источников, используемых в аттестации:ОсновнаяАртемов, В.В. История [Текст]: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В. Артёмов, Ю.Н. Лубченков. – Москва: Академия, 2018. – 448 с. Дополнительная
  • Самыгин, П. С. История [Электронный ресурс]: учебное пособие / П.С. Самыгин, С.И. Самыгин, В.Н. Шевелев, Е.В. Шевелева. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 528 с.- форма доступа - 
  • Ковалев, Ю. А. XXI век. Россия. Расписание на сегодня [Электронный ресурс]: Монография / Ю.А.Ковалев. - Москва: РИОР, ИНФРА-М, 2019. - 135 с. - форма доступа - 
  • Кузнецов, И. Н. Отечественная история [Электронный ресурс]: учебник / И.Н. Кузнецов. — Москва.: ИНФРА-М, 2018. -639 с. - форма доступа - 
  • Интернет-ресурсы
  • Библиотека Гумер – гуманитарные науки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: , свободный. – Загл. с экрана.
  • Библиотекарь. Ру: электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам [Электронный ресурс]. – Режим доступа: , свободный. – Загл. с экрана.
  • Военная литература: собрание текстов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: , свободный. – Загл. с экрана.
  • Вторая мировая война в русском Интернете [Электронный ресурс]. – Режим доступа: , свободный. – Загл. с экрана.
  • Древний Восток [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.kulichki.com/~gumilev/HE1, свободный. – Загл. с экрана.
  • Европейские гравированные географические чертежи и карты России, изданные в XVI–XVIII столетиях [Электронный ресурс]. – Режим доступа: , свободный. – Загл. с экрана.
  • Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: , свободный. – Загл. с экрана.
  • Единое окно доступа к информационным ресурсам [Электронный ресурс]. – Режим доступа: , свободный. – Загл. с экрана.
  • Исторические источники по Отечественной истории до начала XVIII в. на русском языке в Интернете (Электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: , свободный. – Загл. с экрана.
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: .2.2 Задания для промежуточной аттестации -дифференцированный зачетПеречень вопросов и заданий к дифференцированному зачету: 1.Используя учебную литературу, вставьте в тексте пропущенные исторические термины и понятия. 2.Используя Интернет-ресурсы, заполните таблицу: «Теории происхождения государства у восточных славян». 3.Используя текст учебника; дать определение понятию и определить временные рамки феодальной раздробленности. Сформулировать причины. 4.Перечислите причины успешных завоевательных походов монголо-татарской армии. Назовите не менее пяти таких причин. 5.Дайте определение понятиям 6.Прочитайте документ и ответьте на вопросы 7.Заполните схемуКритерии и шкала оценки:Ответы обучающихся оцениваются по традиционной пятибалльной шкале.Оценивание освоения дисциплины происходит за счет дифференциации контрольно-оценочных средств и допустимого присутствия на зачете эксперта. В качестве эксперта могут выступать лица, заинтересованные в подготовке специалистов, освоивших общие компетенции, речевую и коммуникативную компетенции. Экспертами могут быть: 1. Представители администрации техникума (директор, зам. директора по УВР, зав. дневным отделением, зав. практикой, методист); 2. Эксперты от работодателей (работодатели и/или их сотрудники, сотрудники Центра занятости населения, выпускники ЧОУ ПО «Кемеровский кооперативный техникум»).Этапы оценивания освоенной дисциплины:1.Самооценка: обучающийся самостоятельно выбирает уровень задания для выполнения (задания на «удовлетворительно», «хорошо», «отлично»);2.Оценка преподавателя: преподаватель оценивает правильность выполнения задания и, если все задания из билета выполнены абсолютно верно, ставит ту оценку, которая указана в билете. Если на зачете не присутствует эксперт, то именно эта оценка, выставленная преподавателем, выставляется в зачетную ведомость и зачетную книжку студента.3.Оценка от эксперта (если он присутствовал на зачете или экзамене): предполагается оценивание овладение обучающимся общих компетенций, речевой и коммуникативной компетенций, умение будущего специалиста владеть собой в стрессовой ситуации, вести диалог с преподавателем, аргументированно излагать свою точку зрения, слушать и воспринимать точку зрения оппонента. Оценка эксперта влияет на итоговую оценку по дисциплине: эксперт может снизить или увеличить оценку преподавателя на один балл. В этом случае в зачетную ведомость и зачетную книжку студента выставляется оценка эксперта.Описание шкалы оценки:Выполнение задания оценивается по пятибалльной шкале:«Отлично» - выставляется тогда, когда из ответа ясно, что студент имеет знания основного программного материала, не испытывает затруднения при ответе на вопрос, приводит аргументы, все формулировки правильные, не нарушена логическая последовательность в изложении.«Хорошо» - выставляется тогда, когда из ответа ясно, что студент имеет знания основного программного материала, но может испытывать затруднения при приведении аргумента, в ответе допущены неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении.«Удовлетворительно» - выставляется тогда, когда из ответа ясно, что студент знает часть программного материала, неуверенно и с большими затруднениями приводит примеры из истории и даты событий, а в изложении ответа на вопрос допущены несущественные ошибки.«Неудовлетворительно» - выставляется тогда, когда из ответа ясно, что студент знает часть программного материала или не знает программный материал, неуверенно и с большими затруднениями приводит примеры, а в изложении ответа допущены существенные ошибки.ПРИЛОЖЕНИЕ А КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИБИЛЕТ №1Инструкция
  • Внимательно прочитайте вопросы и устно ответьте на каждый.
  • Максимальное время выполнения задания – 30 мин.
  • Правильное выполнение всех заданий оценивается на «удовлетворительно».
  • 1.Возникновение и развитие Древнерусского государства (IX – начало ХII в.) 2. Россия в системе современных международных отношенийПреподаватель _______________________Я. В. ЛевашоваБИЛЕТ №2Инструкция
  • Внимательно прочитайте вопросы и устно ответьте на каждый.
  • Максимальное время выполнения задания – 30 мин.
  • Правильное выполнение всех заданий оценивается на «удовлетворительно».
  • 1. Политическая раздробленность на Руси. Русь удельная (XII–XIII вв.). 2.Социально-экономическое и политическое развитие России в 1990-е гг.: достижения и проблемы.Преподаватель _______________________ Я. В. ЛевашоваБИЛЕТ №3Инструкция
  • Внимательно прочитайте вопросы и устно ответьте на каждый.
  • Максимальное время выполнения задания – 30 мин.
  • Правильное выполнение всех заданий оценивается на «удовлетворительно».
  • 1. Культура Древней Руси (Х–ХIII вв.). Значение принятия христианства. 2. Распад СССР: причины и последствия. Становление новой российской государственности.Преподаватель _______________________ Я. В. ЛевашоваБИЛЕТ №4Инструкция
  • Внимательно прочитайте вопросы и устно ответьте на каждый.
  • Максимальное время выполнения задания – 30 мин.
  • Правильное выполнение всех заданий оценивается на «удовлетворительно».
  • Борьба Руси против внешних вторжений в ХIII в.
  • Наука, культура и образование в СССР в средине 80 – х начале 90 – х гг.
  • Преподаватель _______________________ Я. В. ЛевашоваБИЛЕТ №5Инструкция
  • Внимательно прочитайте вопросы и устно ответьте на каждый.
  • Максимальное время выполнения задания – 30 мин.
  • Правильное выполнение всех заданий оценивается на «удовлетворительно».
  • 1. Объединение русских земель вокруг Москвы и становление единого Российского государства в ХIV–XV вв. 2.Перестройка в СССР: попытки реформирования экономики и обновления политической системы.Преподаватель _______________________ Я. В. Левашова БИЛЕТ №6Инструкция
  • Внимательно прочитайте вопросы и устно ответьте на каждый.
  • Максимальное время выполнения задания – 30 мин.
  • Правильное выполнение всех заданий оценивается на «удовлетворительно».
  • 1. Московская Русь в эпоху Ивана Грозного.2.Внешняя политика СССР с середины 60-х до середины 80-х гг.: доктрины и практика.Преподаватель _______________________ Я. В. ЛевашоваБИЛЕТ №7Инструкция
  • Внимательно прочитайте вопросы и устно ответьте на каждый.
  • Максимальное время выполнения задания – 30 мин.
  • Правильное выполнение всех заданий оценивается на «удовлетворительно».
  • Основные направления внешней политики и расширение территории Российского государства в ХV–XVI вв.
  • 2.Духовная и культурная жизнь в СССР в 60–80-е гг.: достижения и противоречия.Преподаватель _______________________ Я.В. ЛевашоваБИЛЕТ №8Инструкция
  • Внимательно прочитайте вопросы и устно ответьте на каждый.
  • Максимальное время выполнения задания – 30 мин.
  • Правильное выполнение всех заданий оценивается на «удовлетворительно».
  • 1. Культура и духовная жизнь Руси в ХIV–XV вв.2.Духовная и культурная жизнь в СССР в 50 – 60 – е годы.Преподаватель _______________________ Я. В. ЛевашоваБИЛЕТ №9Инструкция
  • Внимательно прочитайте вопросы и устно ответьте на каждый.
  • Максимальное время выполнения задания – 30 мин.
  • Правильное выполнение всех заданий оценивается на «удовлетворительно».
  • Россия в конце ХVI – начале ХVII в. Смутное время и его последствия
  • 2.СССР в середине 60-х – середине 80-х гг.: проблемы общественно-политического и социально-экономического развитияПреподаватель _______________________ Я. В. ЛевашоваБИЛЕТ №10Инструкция
  • Внимательно прочитайте вопросы и устно ответьте на каждый.
  • Максимальное время выполнения задания – 30 мин.
  • Правильное выполнение всех заданий оценивается на «удовлетворительно».
  • 1.XX съезд КПСС. Демократизация жизни страны во второй половине 50 - х годов. “Оттепель .2.Россия в ХVII в.: новое в социально-экономическом и политическом развитии.Преподаватель _______________________ Я. В. ЛевашоваБИЛЕТ11Инструкция
  • Внимательно прочитайте вопросы и устно ответьте на каждый.
  • Максимальное время выполнения задания – 30 мин.
  • Правильное выполнение всех заданий оценивается на «хорошо».
  • 1. Социальные движения в России в ХVII в. Церковный раскол2. СССР в первое послевоенное десятилетие: внутреннее развитие, внешняя политика.Преподаватель _______________________ Я. В. ЛевашоваБИЛЕТ12Инструкция
  • Внимательно прочитайте вопросы и устно ответьте на каждый.
  • Максимальное время выполнения задания – 30 мин.
  • Правильное выполнение всех заданий оценивается на «хорошо».
  • 1. Петровские преобразования в России в первой четверти ХVIII в.: содержание, итоги, последствия.2. Завершающий этап Великой Отечественной войны и Второй мировой войныПреподаватель _______________________ Я. В. ЛевашоваБИЛЕТ13Инструкция
  • Внимательно прочитайте вопросы и устно ответьте на каждый.
  • Максимальное время выполнения задания – 30 мин.
  • Правильное выполнение всех заданий оценивается на «хорошо».
  • 1. Дворцовые перевороты в России в середине ХVIII в.2.Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны и Второй мировой войны.Преподаватель _______________________ Я. В. ЛевашоваБИЛЕТ14Инструкция
  • Внимательно прочитайте вопросы и устно ответьте на каждый.
  • Максимальное время выполнения задания – 30 мин.
  • Правильное выполнение всех заданий оценивается на «хорошо».
  • 1. Россия в эпоху Екатерины II: просвещенный абсолютизм:2.Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны и Второй мировой войны:Преподаватель _______________________ Я. В. ЛевашоваБИЛЕТ15Инструкция
  • Внимательно прочитайте вопросы и устно ответьте на каждый.
  • Максимальное время выполнения задания – 30 мин.
  • Правильное выполнение всех заданий оценивается на «хорошо».
  • 1. Внешняя политика Российской империи во второй половине ХVIII в.: характер, итоги 2.Основные периоды и события Второй мировой войны и Великой Отечественной войны советского народа в 1939–1942 гг.Преподаватель _______________________ Я. В. ЛевашоваБИЛЕТ16Инструкция
  • Внимательно прочитайте вопросы и устно ответьте на каждый.
  • Максимальное время выполнения задания – 30 мин.
  • Правильное выполнение всех заданий оценивается на «хорошо».
  • 1. Культура и общественная мысль России в ХVIII в 2.СССР в конце 30-х гг.: внутреннее развитие, внешняя политика Преподаватель _______________________ Я. В. ЛевашоваБИЛЕТ17Инструкция
  • Внимательно прочитайте вопросы и устно ответьте на каждый.
  • Максимальное время выполнения задания – 30 мин.
  • Правильное выполнение всех заданий оценивается на «хорошо».
  • 1. Реформы Александра I: предпосылки, характер, итоги:2.Культура в СССР в 20–30-е гг. Преподаватель _______________________ Я. В. ЛевашоваБИЛЕТ №18Инструкция
  • Внимательно прочитайте вопросы и устно ответьте на каждый.
  • Максимальное время выполнения задания – 30 мин.
  • Правильное выполнение всех заданий оценивается на «хорошо».
  • 1. Отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской армии (1813–1814 гг.):2. Внешняя политика СССР в 20–30-е гг.Преподаватель _______________________ Я. В. ЛевашоваБИЛЕТ19Инструкция
  • Внимательно прочитайте вопросы и устно ответьте на каждый.
  • Максимальное время выполнения задания – 30 мин.
  • Правильное выполнение всех заданий оценивается на «хорошо».
  • 1. Коллективизация в СССР: причины, методы проведения, итоги 2. Преподаватель _______________________ Я. В. ЛевашоваБИЛЕТ20Инструкция
  • Внимательно прочитайте вопросы и устно ответьте на каждый.
  • Максимальное время выполнения задания –30 мин.
  • Правильное выполнение всех заданий оценивается на «хорошо».
  • 1. Социально-экономическое развитие России, стран Западной Европы, США в первой половине ХIX в.2. Проведение индустриализации в СССР: методы, результаты.Преподаватель ___ ____________________ Я. В. ЛевашоваБИЛЕТ21Инструкция
  • Внимательно прочитайте вопросы и устно ответьте на каждый.
  • Максимальное время выполнения задания – 30 мин.
  • Правильное выполнение всех заданий оценивается на «хорошо».
  • 1. Основные направления внешней политики Российской империи в первой половине XIX века.2.Складывание тоталитарной системы в СССР в 20–30-е гг.Преподаватель _______________________ Я. В. ЛевашоваБИЛЕТ22Инструкция
  • Внимательно прочитайте вопросы и устно ответьте на каждый.
  • Максимальное время выполнения задания – 30 мин.
  • Правильное выполнение всех заданий оценивается на «хорошо».
  • 1. Официальная идеология и общественная мысль в России в первой половине ХIX века о путях развития страны.2. Образование СССР: причины и принципы создания Союза.Преподаватель _______________________ Я. В. ЛевашоваБИЛЕТ23Инструкция
  • Внимательно прочитайте вопросы и устно ответьте на каждый.
  • Максимальное время выполнения задания – 30 мин.
  • Правильное выполнение всех заданий оценивается на «хорошо».
  • 1. Культура в России в первой половине ХIX в.2. Новая экономическая политика: мероприятия, итоги.Преподаватель _______________________ Я. В. ЛевашоваБИЛЕТ24Инструкция
  • Внимательно прочитайте вопросы и устно ответьте на каждый.
  • Максимальное время выполнения задания – 30 мин.
  • Правильное выполнение всех заданий оценивается на «хорошо».
  • 1. Промышленный переворот в России в ХIX в.: этапы, особенности.2. Гражданская война в России (1918–1920 гг.): причины, участники, этапы, итоги. Преподаватель _______________________ Я. В. ЛевашоваБИЛЕТ25Инструкция
  • Внимательно прочитайте вопросы и устно ответьте на каждый.
  • Максимальное время выполнения задания – 30 мин.
  • Правильное выполнение всех заданий оценивается на «хорошо».
  • 1. Реформы 1860–1870-х гг. в России, их последствия, значение. 2.1917 год в России (основные события, их характер и значение). Преподаватель _______________________ Я. В. ЛевашоваБИЛЕТ26Инструкция
  • Внимательно прочитайте вопросы и устно ответьте на каждый.
  • Максимальное время выполнения задания – 30 мин.
  • Правильное выполнение всех заданий оценивается на «хорошо».
  • 1. Консервативные, либеральные, радикальные течения в общественном движении России во второй половине ХIX в. 2.Государственные думы в России в начале XX века.Преподаватель _______________________ Я. В. ЛевашоваБИЛЕТ27Инструкция
  • Внимательно прочитайте вопросы и устно ответьте на каждый.
  • Максимальное время выполнения задания – 30 мин.
  • Правильное выполнение всех заданий оценивается на «хорошо».
  • 1. Основные направления и результаты внешней политики России во второй половине ХIX в. Русско-турецкая война 1877–1878 гг.2.Участие России в Первой мировой войне: причины, роль Восточного фронта, последствия. Преподаватель _______________________ Я. В. ЛевашоваБИЛЕТ28Инструкция
  • Внимательно прочитайте вопросы и устно ответьте на каждый.
  • Максимальное время выполнения задания – 30 мин.
  • Правильное выполнение всех заданий оценивается на «хорошо».
  • 1. Россия в годы царствования Александра III. 2.Культура России в начале ХХ в. (1900–1917 гг.). Преподаватель _______________________ Я. В. ЛевашоваБИЛЕТ29Инструкция
  • Внимательно прочитайте вопросы и устно ответьте на каждый.
  • Максимальное время выполнения задания – 30 мин.
  • Правильное выполнение всех заданий оценивается на «хорошо».
  • 1. Культура России во второй половине XIX в.2.Реформы П.А. Столыпина. Направления, итоги и значение аграрной реформы. Преподаватель _______________________ Я. В. ЛевашоваБИЛЕТ30Инструкция
  • Внимательно прочитайте вопросы и устно ответьте на каждый.
  • Максимальное время выполнения задания – 30 мин.
  • Правильное выполнение всех заданий оценивается на «хорошо».
  • 1. Экономическое и социально-политическое развитие России в начале ХХ в. 2.Революция 1905–1907 гг.: причины, этапы, значение. Преподаватель _______________________ Я. В. ЛевашоваБИЛЕТ31Инструкция
  • Внимательно прочитайте вопросы и устно ответьте на каждый.
  • Максимальное время выполнения задания – 30 мин.
  • Правильное выполнение всех заданий оценивается на «хорошо».
  • 1. Происхождение человека. Люди эпохи палеолита
  • Между мировыми войнами Европа и США
  • Преподаватель _______________________ Я. В. ЛевашоваБИЛЕТ32Инструкция 1.Внимательно прочитайте вопросы и устно ответьте на каждый.2. Максимальное время выполнения задания – 30 мин.3. Правильное выполнение всех заданий оценивается на «хорошо».1. Великое переселение народов и образование варварских королевств в Европе. Византийская империя.2. Международные отношения в Новое время.Преподаватель _______________________ Я. В. ЛевашоваБИЛЕТ33Инструкция 1.Внимательно прочитайте вопросы и устно ответьте на каждый.2.Максимальное время выполнения задания – 30 мин.3.Правильное выполнение всех заданий оценивается на «хорошо».1. Великие географические открытия. Образование колониальных империй.2. Древнейшие государства. Египет, Месопотамия, города-государства ШумераПреподаватель _______________________ Я. В. ЛевашоваБИЛЕТ34Инструкция 1.Внимательно прочитайте вопросы и устно ответьте на каждый.2. Максимальное время выполнения задания – 30 мин.3. Правильное выполнение всех заданий оценивается на «хорошо».1. Империя Карла Великого и ее распад. Феодальная раздробленность в Европе.2. Война за независимость как первая буржуазная революция в СШАПреподаватель _______________________ Я. В. ЛевашоваБИЛЕТ35Инструкция 1.Внимательно прочитайте вопросы и устно ответьте на каждый.2. Максимальное время выполнения задания – 30 мин.3. Правильное выполнение всех заданий оценивается на «хорошо».1. Древняя Греция. Древний Рим2. Французская революция конца XVIII века.Преподаватель _______________________ Я. В. ЛевашоваПРИЛОЖЕНИЕ БЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВБИЛЕТ №1
  • В IX в. у славян было 2 крупных объединения: - у полян в среднем Поднепровье с центром в Киеве; у словен в Поволховье с центром в Ладоге. В 862 г. в Ладогу (по летописи — в Новгород, который, однако, тогда еще только возник или вовсе не существовал) призвали варяга Рюрика для прекращения местных распрей. Его преемник Олег в 882 г. взял Киев и стал контролировать путь «из варяг в греки» (из Балтики в Черное море). 882 г. считается датой образования Древнерусского государства. По «норманнской теории», варяги сыграли в этом решающую роль, но, видимо, они лишь ускорили его создание, обусловленное предшествующим развитием. Во второй трети X в. сын Рюрика Игорь и его вдова Ольга укрепляют власть Киева над славянами. Правда, в 945 г. Игорь был убит восставшими древлянами, и его вдове Ольге пришлось упорядочить сбор дани. Олег и Игорь воевали с Византией, которой не раз приходилось откупаться от Руси, а сын Игоря Святослав сражался против вятичей, хазар, болгар, Византии. Но этим он оголил рубежи Руси перед кочевниками печенегами, напавшими на Киев в 968 г. В 972 г. Святослав погиб, возвращаясь из Болгарии. Его сын Владимир укрепил границы Руси и расширил их. В 988 г. он принял христианство в форме православия, что усилило его власть и подняло престиж Руси в Европе. Наивысшего расцвета Киевская Русь достигла при сыне Владимира Ярославе Мудром (1019-1054). При нем были разгромлены печенеги, издан первый свод законов — Русская Правда. По смерти его правят его сыновья Изяслав, Святослав и Всеволод. В 1068 г. степные кочевники, половцы, разбили их войско, и между братьями начались распри. В 1078 г., после гибели Изяслава в междоусобице, в Киеве сел Всеволод. Когда он умер (1093), распри вновь усилились. Олег Святославич требовал вернуть ему Чернигов, отобранный у него Владимиром Мономахом, сыном Всеволода. В 1097 и 1100гг. князья собирались на съезды, ослабившие усобицы. В 1103-1111 гг. князья во главе со Святополком Киевским и Владимиром Мономахом совершили серию удачных походов против половцев. В 1113-1125 гг. в Киеве княжил Владимир Мономах. При нем и его сыне Мстиславе Великом наблюдался последний расцвет Киевской Руси, после которого началась феодальная раздробленность.
  • После распада СССР во внешней политике России выделилось два направления: 1) ближнее зарубежье и 2) дальнее зарубежье. Предстояло решать сложные вопросы формирования национальной армии и раздела имущества СССР, создания границ. В ближнем зарубежье оказалось не менее 25 млн. русскоязычного населения, проблемы защиты прав которого решаются в ходе межгосударственных контактов России с отдельно взятыми странами (особенно в государствах Балтии).
  • Возникли сложности в отношениях с Украиной по вопросам о принадлежности Крыма, разделе Черноморского флота, статусе Севастополя. Ныне раздел флота произведен, достигнута договоренность о том, что российский Черноморский флот на правах аренды будет базироваться в Севастополе. За последнее время в рамках содружества Россия подписала свыше 500 документов по вопросам режима границ и торговли, расчетов за поставки сырья и товаров, совместного изучения космоса. Заключен Таможенный союз между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизстаном. Подписан договор о коллективной безопасности с 6 из 11 стран-членов СНГ. Однако не удалось добиться роста удельного веса стран - членов СНГ во внешнеторговом обороте России. И это при том, что Россия за последние годы предоставила им льготные кредиты на сумму почти в 20 млрд. долларов, а нефть, газ и продукты их переработки отпускала по ценам в 2 раза ниже мировых. В "большой" внешней политике для России было важно утвердиться в ООН, сохранить статус ядерной державы, добиться экономической поддержки Запада, наладить связи с крупными странами мира. Среди дипломатических достижений можно назвать следующие: принятие России в члены Международного валютного фонда, заключение договора об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ - 2) между РФ и США, подписанные важных соглашений с Китаем, установление тесного сотрудничества с ФРГ, Францией, Японией и др. Россия присоединилась к программе "Партнерство во имя мира", предложенной НАТО. В январе 1996 г. Россия была принята в Совет Европы. В отношениях Россия - Запад следует выделить Кэмп-дэвидскую декларацию (1992 г.), принятую на встрече Б. Н. Ельцина и Президента США Дж. Буша. В то же время Россия потеряла контроль над традиционными зонами своего влияния: Средняя Азия, страны СЭВ. США являлись единственной сверхдержавой, диктующей свою волю в большинстве регионов мира. Это наглядно проявилось во время событий в Югославии, Ираке. России не удалось воспрепятствовать включению в НАТО Польши, Чехии, Венгрии, Прибалтики. ПРИЛОЖЕНИЕ ВПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ПРОЕКТОВ ИЗРАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУДб. 05. ИСТОРИЯ1.Принятие христианства.2.Причины и характер Смуты3.Причины распада Древнерусского государства.4.Происхождение слова «Русь». Начало династии Рюриковичей.5.Просвещенный абсолютизм. Законодательное оформление сословного строя.6.Развитие капиталистических отношений переворота.7.Развитие норм права на Руси. Категории населения.8.Расцвет культуры до монгольской Руси.9. Роль монгольского завоевания в истории Руси10. Самодержавие и сословный строй в условиях модернизации.