Профессиональная этика в работе психолога


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Профессиональная этика в работе психолога
Автор: Грицына Ирина Сергеевна

Профессиональная этика в работе психолога.Первые попытки философски обобщить моральные процессы относятся еще к античности и связаны с именами Анаксимандра и Гераклита. С тех пор, с развитием общества, развивалось и учение об этики.Во времена античности этика рассматривалась как соотношение индивидуальной воли и всеобщего блага, необузданных страстей и умеряющего разума, интересов и целей одного индивида с интересами и целями других. В средневековье происходит полный переворот в понимании предмета этики, вследствие его слияния с религией и определяется, как система объективных надындивидуальных норм.В настоящее время понятие этика имеет множество разных значений:· Учение о нравственности;· Система правил, осуществляющих контроль и коррекцию поведения людей;· Способ оценки человеческих поступков, их одобрения или осуждения;· «Социальный регулятор» поведения и отношений между людьми.Таким образом, этику интересуют вопросы человеческого поведения и отношений между людьми. Еще Аристотель утверждал, что главной задачей этики является исследование человеческих отношений в их наиболее совершенной форме. Со времени возникновения в античности она стала выступать как «философия практической жизни», анализирующая поведение «человека общественного», «человека общающегося».Зачастую, в обыденной жизни, понятия «этика», «мораль» и «нравственность» рассматривают как синонимы. Это связано с тем, что на разных языка эти понятия означают одно и то же - «обычай», «уклад», «порядок», «нрав». Но в процессе развития культуры, в частности, по мере выявления своеобразия этики как области знания за разными словами начинает закрепляться разный смысл. Этика - это учение о нравственности и морали, её происхождении и развитии, о правилах и нормах человеческого поведения и их обязанностях по отношению друг к другу, к обществу и государству. Иногда этику определяют как науку. Однако не всякое учение является научным, так как научность - высшая форма знания, предполагающая его истинность, систематичность, доказательность и проверяемость. Поэтому точнее этику определить именно как учение.Этическое учение как бы создает, формирует свой предмет, наделяет его определенными характеристиками. Этика может полагать, что мораль дана человеку свыше, Богом, либо утверждать ее природное, эволюционное происхождение, либо вскрывать и анализировать ее общественно-историческую природу. И все эти концептуальные представления о своем предмете будут одновременно являться разными состояниями морали, разными системами ценностей и требований к человеческому поведению. Поэтому некоторые ученые даже определяют этику как самосознающий моральный опыт, то есть как теоретическую рефлексию морального сознания о самом себе.Исходя из вышесказанного, можно заключить, что этика является объединяющим понятием морали и нравственности.Предметом этики является мораль. Мораль - важнейший способ нормативной регуляции общественных отношений, общения и поведения людей в самых различных сферах общественной жизни. Важнейшую черту морального отношения составляет оценка общественных явлений и человеческого поведения с точки зрения добра и зла, справедливости или несправедливости. С помощью нравственных оценок эти отношения и поведение людей как бы проверяются на их соответствие высшим нравственным ценностям, нравственно-идеальному порядку. К сфере морали относят также сами отношения и нормы поведения людей, получившие устойчивый общеобязательный характер и образующие общественные нравы.Не менее важно для морали и наличие у человека качеств и склонностей, делающих его способным к нравственной жизни, - добродетелей. Это такие устойчивые черты характера и ценностные установки, которые отражают наличие у человека потребностей в духовных ценностях, внутреннее уважение им нравственного миропорядка, способность жить по совести, вести себя культурно и ответственно. Отсюда можно сделать вывод о том, что к сфере морали относятся достаточно разнородные явления: правила и нормы поведения, оценки и ценности, идеалы, свойства и способности человеческого характера, само поведение людей.Таким образом, сущность морали состоит в том, чтобы обеспечить баланс личного и общественного блага, регулируя и упорядочивая поведение людей в коллективе.Ещё одной категорией этики является нравственность. Нравственность является одним из самых важных и существенных факторов человеческой жизни, общественного развития и исторического прогресса, заключающийся в добровольном согласовании чувств, стремлений и действий членов общества с чувствами, стремлениями и действиями сограждан, их интересом и достоинством, с интересом и достоинством всего общества в целом. Ключевой отличительной особенностью нравственности от морали является осознанное принятие норм морали. Другими словами, это не просто знание, но ещё и реальное исполнение норм и правил, принятых в обществе, преломлённые через призму личностных особенностей человека: интересы, убеждения, ценности, склонности, потребности, опыт и т.д. Таким образом, нравственность - это освоенная, внутренне принятая общественная мораль, регулирующая индивидуальное поведение личности, опирающаяся на мировоззрение, убеждения и чувство совести.Подводя итог можно сказать, что этика - учение о морали и нравственности, мораль - свод неписанных норм и правил, регулирующих общественные отношения, а нравственность в свою очередь - внутренне переработанная и принятая общественная мораль. Свобода и ответственность в деятельности психолога.Факт того, что профессиональная этика является частью этики общей, не поддаётся сомнению. Если этика - это учение о правилах и нормах поведения в целом, то профессиональная этика - это профессиональные кодексы поведения. Другими словами, моральные стандарты отдельно взятой профессии - это стандарты морали общей, преломленные через призму той или иной профессии и адаптированные к нуждам этой профессии.Одним из видов профессиональной этики является психологическая этика, которая определяется своеобразием профессиональной деятельности психолога и имеет свои специфические аспекты в реализации норм и принципов морали, которые в совокупности образуют этический кодекс психолога.Исследователями в области профессиональной этики была найдена и постоянно обогащается модель профессионализма психолога, а именно: творчество, свобода и ответственность. Если в эпоху Возрождения символом профессионализма был универсализм творческой деятельности, для раннего капитализма, напротив, было характерно разделение профессий, а в годы промышленного переворота закрепилась предельная специализация, то профессиональный символ нашего времени - универсальный человек. Таким образом, в обществе сложилось понимание того, что сегодня нужна новая универсальность, целостность профессиональных функций психологической деятельности.Потребность эпохи в «универсальном профессионале» касается и переосмысления самого понятии «профессионал». Во-первых, перестали совпадать представления о квалифицированном специалисте и профессионале. Это и мастерство, и образ жизни, и миропонимание, и принадлежность к профессиональному сообществу. Во-вторых, так как в науке это понятие строго не определено, говорят то о профессионализме личности, то о профессионализме деятельности. Так, в нормативных документах определены требования к профессиональной деятельности (введение в должность, аттестация и др.). Однако, когда заходит речь о профессиональных достижениях, в начале всегда отмечаются личностные качества психолога: увлечённость, преданность профессии, работоспособность, и только после восхищения человеческими качествами, обсуждаются результаты его труда. Очевидно, что для гуманитарной сферы точнее будет формулировка «профессионализм личности и деятельности» специалиста.Анализ современной культурной ситуации показывает, что наиболее актуальным сегодня становится изучение психолога, не столько как носителя профессиональных качеств и способностей, сколько как субъекта, ответственного за их формирование и применение. Одними из основных компонентов структуры субъектности психолога, по - мнению Е.Н. Волковой, являются свобода выбора и ответственность за него.Осознанная активность, обусловленная целеполаганием и самосознанием, осуществляется свободно. Атрибут свободы всегда сопряжен с ответственностью и принятием человеком этой ответственности на себя, так как через ответственность выражаются нравственные характеристики личности, показывающие ее ценность. Таким образом, возможность выбора создает предпосылки для рождения ответственности. В. Виндельбанд писал: «Наличие свободы необходимо для ответственности, так как только в том случае, если личность признана свободно совершившей те поступки, за которые мы хотим сделать её ответственной, - только в этом случае мы можем с достаточным основанием причинить этой личности горе или радость за её поступки». Таким образом, возможность выбирать средства, формулировать задачи, определять условия их решения, делает деятельность участников психологического процесса как универсальных субъектов все более свободной.