«Игра как средство развития детей»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Игра как средство развития детей»
Автор: Липская Ирина Сергеевна

«Игра как средство развития детей»Другой вид игры – игра-драматизация способствует развитию речевой активности, вкуса и интереса к художественному слову, выразительности речи, художественно-речевой деятельности69. Лингвистические игры помогают в выражении собственных мыслей словами, понятными для окружающих; способствуют формированию у ребенка множества ценных человеческих качеств, таких, как изобретательность, наблюдательность, жизнерадостность, компетентность, общительность и т. п. Благодаря лингвистическим играм у детей формируется культура речи, общения. Ребенок научается четко произносить каждое слово, делать правильные ударения в словах. Лингвистические игры позволяют грамотно, ясно высказывать свои мысли, что позволяет быть понятым другим. Благодаря лингвистическим играм развиваются диалогическая и монологическая речь; обогащается словарный запас; формируются предпосылки письменной речи. Участие детей в таких играх стимулирует речевую активность ребенка. Не маловажными в развитии речи ребенка являются дидактические и настольно-печатные игры70. Дидактические и настольно-печатные игры используются для решения всех задач речевого развития: они закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь71. Как отмечают многие исследователи, полезно общение детей разного возраста в игровом процессе со взрослыми членами семьи, педагогами. Но при этом надо помнить, что взрослые не должны подавлять активность детей, подражать несовершенной речи ребенка. Следует заключить, что игра занимает важное место в развитии речи ребенка. В процессе игры, что очень важно, формируется не только речь ребенка, но и развивается его характер, происходит становление личности ребенка.Игра – это вид деятельности человека, основанный на взаимодействии индивида с конкретными людьми или коллективомв целом посредством творческой, логической или иной другой активности, помогающий закрепить или улучшить способности человека, раскрыть личностный потенциал. Игры также имеют характер развлечения, способствуют снятию напряженности. Игра значима в развитии и воспитании детей, так как дает возможность ребенку, прежде всего, ощутить себя субъектом деятельности. Воспитанию и развитию школьников через игровую деятельность посвящены труды многих отечественных и зарубежных ученых. В частности, немецкий ученый К. Гросс в конце XIX в. сделал попытку классифицировать игры. Я. Корчак, польский педагог и писатель, считал, что «игра – это возможность отыскать себя в обществе...». А. С. Макаренко утверждал, что игра играет важную роль в воспитании ребенка, а педагоги «обязаны уметь играть»72. По мнению О. С. Газмана, игра находится в двух временных измерениях: в настоящем и будущем: - в настоящем игра удовлетворяет актуальные потребности человека, выступает в качестве мгновенной радости; - в будущем – прогнозирует, моделирует жизненные ситуации, закрепляя свойства, качества, умения, которые необходимы ребенку для выполнения социальных, профессиональных и иных функций73. Анализ отечественных и зарубежных научных источников показывает, что многие ученые придерживаются мнения, что применение игровых средств обучения способствует развитию личности ребенка, а именно: развивает психические процессы, улучшает воображение, предоставляет свободу выбора, способствует установлению дружеских связей, развивает ответственность, дисциплинированность. На наш взгляд, игра способствует и раскрытию личностного потенциала ребенка. Игра как метод обучения способствует развитию творческого мышления у ребенка, развивает самостоятельность и инициативу, повышает мотивацию к учению. Игра должна отвечать ряду требований: - наличие специально организованных предметов (цвет, форма, величина, пространственное расположение); - ход игры должен предусматривать мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение, выделение существенных свойств и др.); - постепенное усложнение правил игры; - формирование игровой культуры детей; - рациональное сочетание руководства педагога и самостоятельной деятельности детей. В процессе игры педагог должен следить не только за соблюдением правил игры, но и развитием у детей способности к самоконтролю. Следует подчеркнуть, что эффективность игры во многом зависит от того, насколько содержание и форма игры соответствуют целям и виду системообразующей деятельности. В школе таким видом деятельности является обучение. В заключении необходимо отметить, что игра имеет познавательную, развивающую и эмоциональную ценность для детей, что является важным фактором успешности обучения.