Времена года. Весна.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Времена года. Весна.
Автор: Фатеева Инна Александровна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1» Статья «Возрастные особенности отношений ребёнка дошкольного возраста с родителями»Автор:Фатеева Инна Александровна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №1» Зубцов2024Внимание многих психологов самых различных школ и направлений давно привлекала чрезвычайная значимость отношений между родителями и детьми. В связи с этим, прежде чем рассмотреть возрастные особенности отношений ребёнка с родителями, дадим определение термину «детско-родительские отношения».Несмотря на большой интерес к данной проблеме содержание понятия «детско-родительские отношения» в психолого-педагогической литературе однозначно не определено. Однако анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить два основных подхода к понятию детско-родительских отношений.1. Детско-родительские отношения понимают как взаимоотношение, взаимовлияние, активное взаимодействие родителя и ребенка, в котором проявляются социально-психологические закономерности межличностных отношений (сторонниками подхода являются Т.Н.Икрянникова, О.В.Скворцова и др.) [1, C.146].2. Детско-родительские отношения являются подструктурой семейных отношений, включающей в себя взаимосвязанные, но неравнозначные отношения: родителей к ребенку – родительское отношение; и отношений ребенка к родителям (сторонником является А.Я.Варга и др.) [2, C.57].Детско-родительские отношения отличаются от других видов межличностных отношений, они более тесные и начинаются с первых дней жизни человека, поскольку именно семья оказывает влияние на ребенка, в ней он получает воспитание, учиться взаимодействовать, набирается опыта. Данные отношения начинаются с самого рождения человека и длятся всю жизнь. При рассмотрении детско-родительских отношений необходимо выделить не только само их понятие, но и значимость таких категорий, как родительские позиции и (или) установки, типы и модели семейного воспитания. С их помощью можно наиболее точно определить особенности данного типа взаимодействия.Л.К.Фомина под родительским отношением понимает систему, или совокупность, родительского, эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним. Под понятием «отношение» понимается субъективная сторона отражения действительности, результат взаимодействия человека со средой. В социальных общностях, к которым относится и семья, у составляющих их людей представлены не отношения, а взаимоотношения – взаимная позиция одной личности к другой, при этом отношения и взаимоотношения – это стороны общения [3, C.704]. А.С.Спиваковская подразумевает под родительским отношением реальную направленность, которая позволяет описывать широкий фон отношений, в основе которых лежит сознательная или бессознательная оценка ребенка, выражающаяся в способах и формах взаимодействия с детьми. Кроме того, по мнению автора, родительское отношение позволяет представить структуру в целом и изучить, каким образом те или иные, сознательные и бессознательные, мотивы структуры личности родителей выражаются, актуализируются в конкретных формах поведения и взаимопонимания с детьми [4, C.38].По определению А.Я.Варги родительское отношение является системой разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, а также, особенностей восприятия и понимания характера личности ребенка, его поступков [2, C.57]. В.В.Столин даёт описание обобщенных типов предлагая следующую его классификацию [5, C.101]:
  • принятие-отвержение (отражает эмоциональное отношение к ребенку);
  • кооперация (отражает социально желаемый результат);
  • симбиоз (отражает межличностную дистанцию в общении);
  • авторитарная гиперсоциализация (отражает форму и направление контроля за поведением ребенка);
  • маленький неудачник (отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем).
  • Согласно данной классификации, родительские отношения имеют различный характер взаимодействия с ребенком, на основе которых строится система воспитания ребенка в целом.Е.Г.Силяева считает, что общение с родителями на разных стадиях развития личности, их влияние на способы решения типичных возрастных противоречий, конфликты и неудачи адаптации сказываются впоследствии, проявляются характерными проблемами уже у взрослого человека [6, C.58]. Рассматривая данный вопрос, следует отметить и зарубежных авторов, которые имеют свои подходы к проблеме детско-родительских отношений. Так, З.Фрейд отношения между ребенком и родителем рассматривает в качестве главного фактора детского развития. По мнению автора, мать выступает для ребенка, с одной стороны, как первый и самый важный источник удовольствия, как первый объект либидо, а с другой - как первый законодатель и «контролер» [7, C.88]. Э.Эриксон рассматривал становление личности человека на протяжении всей его жизни от рождения до смерти. При этом в ранние годы человек испытывает существенное влияние со стороны семьи, находясь в зоне родительского взаимодействия [8, C.89]. Широкое признание получила точка зрения Э.Фромма на роль матери и отца в воспитании детей, на особенности материнской и отцовской любви. Автор, рассматривая родительские отношения как фундаментальную основу развития ребенка, провел качественное различие между особенностями материнского и отцовского отношения к ребенку. Это различие наиболее ярко прослеживается по следующим линиям [9, C.72]:
  • условность - безусловность,
  • контролируемость - неконтролируемость.
  • Материнская любовь безусловна – мать любит своего ребенка за то, что он есть. Материнская любовь не подвластна контролю со стороны ребенка, ее нельзя заслужить. Отцовская любовь обусловлена – отец любит за то, что ребенок оправдывает его ожидания. Отцовская любовь управляема, ее можно заслужить, но ее можно и лишиться. Э. Фромм выделяет такие существенные характеристики родительского отношения, как его двойственность и противоречивость, а также вводит категорию «начало» в описании этой реальности.Другой популярной структурой детско-родительских отношений является структура, предложенная Э.Эйдемиллером и В.Юстицкисом, которая тоже основана на анализе эмоционального и поведенческого компонентов, в ее основу также заложена полярность. Авторами выделяются количественные и качественные компоненты. Количественная характеристика - уровень протекции в процессе воспитания (количество сил, времени, уделяемых родителем ребенку). К качественным характеристикам относятся степень удовлетворения потребностей ребенка (мера удовлетворения материально-бытовых и духовных потребностей ребенка), количество и качество требований к ребенку (обязанности и запреты, а также санкции за невыполнение обязанностей и нарушение запретов), неустойчивость стиля воспитания (резкая смена стиля родительского отношения, требований к ребенку) [10, C.65].А.Я.Варга добавила к эмоциональному и поведенческому компоненту еще один - когнитивный, который отражает неадекватное видение ребенка родителями. На основании выделенных компонентов были определены типы родительского отношения. Подводя итоги, А.Я. Варга сделала вывод о том, что реальная структура родительского отношения состоит не из эмоционального, поведенческого и когнитивного компонентов, а из их устойчивых сочетаний [2, C.58].Практически во всех структурах родительского отношения прослеживается полярность компонентов. С одной стороны, главная характеристика родительского отношения - любовь, принятие ребенка, с другой стороны, - требовательность и контроль. Исходя из этого, Е.О.Смирнова предложила рассматривать родительское отношение как формирующееся на пересечении личностного и предметного начал. По мнению автора, родительское отношение включает в себя два противоположных момента: безусловный (который содержит такие компоненты, как принятие, любовь, сопереживание и т.д.) и условный (объективная оценка, контроль, направленность на воспитание определенных качеств). То есть, с одной стороны родители любят своего ребенка, проявляют заботу, переживают за него, а с другой, воспитывают его, прививают определенные культурные и моральные ценности, присущие людям [11, C.60].Родительские установки являются одним из наиболее изученных аспектов детско-родительских отношений. При этом под родительскими установками понимается система или совокупность родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним. Еще в 30-х гг. были выделены четыре родительские установки и соответствующие им типы поведения [12, C.103]:
  • «принятие и любовь»;
  • «явное отвержение»;
  • «излишняя требовательность»;
  • «чрезмерная опека».
  • Была прослежена определенная зависимость между поведением родителей и поведением детей. Так, например, «принятие и любовь» порождают в ребенке чувство безопасности и способствуют нормальному развитию личности, в то время как «явное отвержение» ведет к агрессивности и эмоциональному недоразвитию.В родительских установках, которые влияют на воспитание детей, выделяют мотивационный, ценностно-ориентационный и эмоциональный аспекты. Мотивы, ценностные ориентации и эмоциональные отношения в деятельности воспитания, могут быть как осознанными, так и бессознательными. Большое значение в становлении личности ребенка имеет стиль семейного воспитания. Под стилем семейного воспитания подразумеваются наиболее характерные модели отношений родителей к ребенку. Родители применяют определённые средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия с детьми. Основополагающее значение для выделения типов семейного воспитания имели работы Д. Баумринд, в классификации которой выделяются три паттерна поведения или стиля, представляющих собой комбинацию из следующих элементов:
  • зрелость требований,
  • контроль,
  • коммуникативность и образовательный эффект.
  • Сочетания этих элементов образуют разрешающий (либеральный), авторитарный и авторитетный стили родительского воспитания.Э.Маккоби и Джартин развили категориальную систему Д.Баумринд, выделив два основных измерения: уровень контроля или требований и общий параметр принятия - отвержения. Пересечение этих двух измерений образовало еще один дополнительный стиль к прежним трем, добавив пренебрегающий (индифферентный) стиль. Таким образом, типология стилей родительского воспитания сейчас включает 4 типа: авторитетный, авторитарный, либеральный и индифферентный.Каждый родитель обладает своим уникальным воспитательным стилем, а именно, определенным образом выражает свою привязанность к ребенку, откликается на его потребности, предъявляет ему свои требования, контролирует их выполнение и санкционирует их выполнение.Таким образом, при рассмотрении структуры родительского отношения авторами выделяются эмоциональные, когнитивные и поведенческие компоненты. При этом все компоненты рассматриваются в зависимости от того, насколько они обеспечивают развитие ребенка, его эмоциональное благополучие; акцент делается на внешних проявлениях родительского отношения. Способность к изменению детско-родительских отношений в зависимости от возраста ребенка, рассматривалась многими исследователями, среди которых существенная роль принадлежит таким, как Л.С.Выготский, Р.В.Овчарова, А.С.Спиваковская, Д.И. Фельдштейн, Д.Б.Эльконин и др.Рассмотрим возрастные особенности отношений ребёнка с родителями.Уже с первого дня жизни ребенок самим своим появлением радикально изменяет семейное взаимодействие супружеской пары, вводя в него новое измерение – детско-родительские отношения. Если в период новорожденности отмечать двусторонность отношения еще не представляется возможным, то комплекс оживления является своеобразным сигналом об их «запуске». Ребенок привлекает к себе внимание взрослого, устанавливая с ним элементарные отношения. Реакция на взрослого свидетельствует о том, что близкие люди выступают источником этого развития. Вступая в отношения с родителями, ребенок получает ускорение своего развития, формирования, становления определенных качеств. В рамках данного периода жизни ребенка родители не только осуществляют уход за ребенком и создают условия для развития у него всей психической сферы, но и обеспечивают установление эмоционального контакта, рождают привязанность и дают ощущение безопасности.В рамках построения отношений с ребенком младенческого возраста родители удовлетворяют свою потребность в защите, в самовыражении, в самоутверждении, в признании окружающими их новой социальной роли и т.д. При этом детско-родительские отношения могут укрепляться с увеличением времени взаимодействия с ребенком. Данные отношения становятся более интенсивными с развитием у ребенка процессов узнавания. Расширение возможностей узнавания родителей сопровождается у ребенка появлением оживления и улыбки. Угасание детско-родительских отношений на данном этапе жизни ребенка возможно при отсутствии к нему родительского интереса или в случае болезни ребенка, делающей невозможными реакцию на родителей [12, C.103].Завершение периода младенчества связано с появлением у ребенка воспроизведения - восстановления в памяти образа, что делает его менее зависимым от наличной ситуации. Немаловажным моментом для построения детско-родительских отношений становится появление у ребенка устойчивых желаний, связанных с объектами или ситуациями, которые сохранились в его памяти. Деятельность ребенка начинает определяться постоянными побуждениями или мотивами. Развитию отношений способствует также появление речи, сначала пассивной (слушание и различение звуков), а затем и собственной, автономной.Значимость первого года жизни для становления детско-родительских отношений, детерминированных, в основном, близкими людьми, родителями, можно увязать с формированием у ребенка чувства базового доверия или недоверия, т.е. открытости к окружающему миру или настороженности, закрытости к нему. Выстроенные в данный период жизни ребенка детско-родительские отношения определяют последующую возможность доброжелательного отношения детей к окружающим. Установившиеся в младенчестве детско-родительские отношения являются прообразом будущих межличностных отношений, того насколько без опаски и внутреннего барьера ребенок сможет общаться с новыми, незнакомыми людьми.Новые возможности для развития детско-родительских отношений открываются в период раннего детства. Важным событием с конца первого года жизни становится постепенное обретение ребенком навыков самостоятельного передвижения. Во взаимодействии с родителями у него начинает складываться ситуативно-деловое общение. Данная форма общения представляет собой практическое, деловое сотрудничество родителей и ребенка по поводу действий с предметами. Именно такое общение составляет основу детско-родительского взаимодействия, вплоть до 3 лет [12, C.104]. В раннем детстве контакт родителей и ребенка приобретает опосредованность предметами и действиями с ними. Родители воспринимаются ребенком, прежде всего, как соучастники предметной и игровой деятельности. Для него родители также значимы как образец для подражания, как источник оценки знаний и умений, эмоциональной поддержки, подкрепления достижений. Согласно Д.Б.Эльконину, в этом возрасте взрослый для ребенка – образец для подражания, руководитель, контролер, источник эмоциональной поддержки [13, C.68].Для реализации детско-родительских отношений со стороны родителей важны внимательность и понимание ребенка. Со стороны ребенка данные отношения поддерживаются активным использованием речи; действиями по привлечению к себе внимания; требованиями соучастия взрослого в его делах; открытостью, любовью, эмоциональным откликом на ласку; чуткостью к оценкам родителей и стремлением к перестройке своего поведения в зависимости от их поведения.Взросление ребенка сопровождается изменениями детско-родительских отношений, которые подвергаются влиянию свойственного раннему возрасту обособления личных желаний и обнаружения взрослого в качестве важнейшего лица его жизнедеятельности. К трем годам ребенок приобретает способность отделять себя от окружающих, воспринимать себя в качестве субъекта действия и проводить сравнение с другими людьми. Первый кризис в построении детско-родительских отношений непосредственно связан с кризисом трех лет. Л.С.Выготскому принадлежит описание его особенностей, которые он представил как «семизвездъе симптомов» [14, C.128]:
  • негативизм ребенка проявляется через стремление сделать что-то вопреки предложению взрослого, даже вразрез с собственным желанием; негативная реакция возникает в ответ на предложение, идущее от взрослого;
  • упрямство обнаруживается в стремлении ребенка настоять на чем-то только потому, что он этого потребовал, отстаивается свое первоначальное решение;
  • строптивость, свойственная в этот период ребенку, направляется им в целом против норм воспитания, образа жизни, сложившегося до трех лет;
  • своеволие реализуется как стремление все делать самостоятельно, воплощать инициативу собственного действия;
  • протест-бунт состоит в том, что ребенок входит в состояние войны и конфликта практически со всеми окружающими;
  • симптом обесценивания проявляется в том, что он ругает, дразнит и обзывает родителей;
  • деспотизм ребенка заключается в его требовании от родителей делать все то, что он желает.
  • Внутренней необходимостью для ребенка в этот период становится противопоставление себя родителям. Благодаря этому у него начинает формироваться воля, проявления автономии (независимости, самостоятельности), снижается потребность в опеке со стороны родителей, появляется стремление делать собственный выбор. Феномен «Я сам» знаменует психологическое отделение ребенка от родителей и распад прежней ситуации его социального развития. В этот период требуется значительная перестройка детско-родительских отношений. Родители должны дать своему ребенку большую самостоятельность, а также возможность понять различие между «хочу» и «должен». Кризисные явления третьего года жизни протекают значительно мягче, если детско-родительские отношения выстраиваются на относительно демократической основе.Согласно Л.Г.Глобе, окончание периода раннего детства характеризуется смещением интересов ребенка к миру «общественных взрослых». Отношение к взрослому начинает выстраиваться на основе вычленения присущей ему социальной роли («мама вообще», «папа вообще», воспитатель детского сада, врач и т.д.). Всякий взрослый, включая родителей, теперь воспринимается ребенком как носитель конкретных образцов действий и устанавливаемых социальных отношений (мягкости и строгости, руководства и подчинения). В свою очередь, подобные изменения не могут не сказаться на особенностях построения родителями отношений со своим ребенком. Они получают возможность устанавливать в отношении с ребенком более четкие требования, снижать опеку над ним, наделять ребенка определенными обязанностями [15, C.363].Характерной особенностью дошкольного возраста, по мнению Т.А. Кошкаровой, можно назвать выход ребенка за рамки семьи, окружения близких для него людей. В дошкольном возрасте детско-родительские отношения поддерживаются свойственной ребенку потребностью в общении со взрослым, углубляемой его стремлением к сопереживанию и взаимопониманию. Более того, выстраивая детско-родительские отношения, ребенок стремится достичь во взаимодействии с родителями общности взглядов. Развитию взаимоотношений с родителями способствует обогащение их речи выразительными жестами, эмоциями, вокализациями. Расширившиеся речевые возможности ребенка позволяют ему не только обогатить круг своего общения, но и значительно углубить обсуждаемую с другими людьми проблематику [16, C.5]. Согласно М.И.Лисиной, в немалой степени этому способствует оформление у ребенка дошкольного возраста двух новых форм общения – внеситуативно-познавательного и внеситуативно-личностного. На поднимаемые им вопросы относительно самого широкого круга проблем он требует серьезного отношения от родителей, а к себе – уважения. Отсутствие такого поведения рождает у него повышенную обидчивость, которая негативно отражается на построении их отношений [17, C.94].По мнению М.И.Лисиной, развитию навыков построения взаимодействия не только с родителями, но и с другими взрослыми и сверстниками, способствует освоение ребенком дошкольного возраста игровой деятельности. Осваивая и погружаясь в игру, ребенок получает возможность:
  • разобраться в сфере человеческих отношений, смыслов и задач деятельности;
  • развить у себя стремление к общественно значимой и оцениваемой деятельности;
  • активизировать оформление произвольности поведения и психических процессов, а также идеального плана сознания;
  • преодолеть эгоцентризм своего познания;
  • сформировать эмоциональную саморегуляцию поведения;
  • стимулировать развитие своей речи.
  • Значимым для дошкольника становится возрастание ценности своих сверстников как субъектов взаимодействия. Если в начале дошкольного возраста (3-4 года) ровесник оставался для ребенка, прежде всего, участником совместной практической деятельности, то уже 5-7 годам в глазах ребенка он приобретает индивидуальность, становится значимым лицом общения, обгоняет взрослого по частоте общения. В результате, к нему начинает проявляться личностное отношение. Особенно ценимыми качествами сверстников дошкольник считает мягкость, внимание, эмоциональную отзывчивость, уравновешенность. В качестве объективных условий, поддерживающих дружеские контакты со сверстниками, для дошкольника выступают: проживание по соседству, посещение одной группы детского сада, одинаковые спортивные занятия и пр.Возрастание значимости для дошкольника отношений со сверстниками не означает исчезновение значимости для него отношений с родителями. В этот период детско-родительские отношения могут способствовать построению у ребенка общей картины мира. Ребенок задает родителям многочисленные вопросы, позволяющие ему объяснить и упорядочить свои представления об окружающем мире, сформировать широкий спектр мотивов поведения и обобщенных намерений, усвоить начальные этические интенции.Под влиянием ориентирующих образцов, поступающих со стороны родителей, образуются зачатки произвольного поведения, развивается самосознание и самооценка, позволяющая оценивать собственные умения в игровой и практической деятельности, приобретаются начальные умения ориентироваться в собственных чувствах и переживаниях. В этот период под влиянием родителей повышается рассудительности ребенка, осознание им правил, как некоторых установлений, которые необходимо обязательно выполнять.Завершение дошкольного возраста связано с возникновением кризиса развития личности ребенка, проявляющегося в утрате им детской непосредственности. На детско-родительских отношениях не могут не отражаться следующие его особенности, которые выделили Е.О.Смирнова и М.В.Соколова [11, C.58]:
  • возникновение паузы, которая разделяет обращение к ребенку и появление с его стороны ответной реакции;
  • появление элементов оспаривания ребенком необходимости выполнить родительскую просьбу или ее исполнение отсрочивается во времени;
  • проявление непослушания в виде отказов от привычных дел и обязанностей;
  • желание скрытой хитростью нарушить сложившиеся правила;
  • демонстрирование своей «взрослости» через манерничанье и всяческое ее подчеркивание;
  • обострение внимания ребенка к своему внешнему облику и одежде, появление стремления не выглядеть «как маленький».
  • Крайними формами кризиса дошкольного возраста могут выступать: упрямство, требовательность, капризы, постоянные напоминания об обещаниях, обостренная реакция на критику, ожидание похвалы со стороны взрослых за любую мелочь и даже за самые незначительные действия. Вместе с тем, дошкольник продолжает сохранять заинтересованность в отношениях с родителями, стремясь ввести в общение новые темы, позволяющие ему расширить представления о мире и о своем месте в нем. В этот период ребенок нуждается в том, чтобы родители разъяснили ему причины выдвигаемых перед ним требований, напоминали о сделанных поручениях, поддерживали прилагаемые им усилия похвалой и уверенностью в его способностях, давали возможность осуществлять самостоятельные действия и принимать самостоятельные решения [11, C.59].Таким образом, в связи с тем, что отношения, складывающиеся между родителями и детьми в младенчестве, неприемлемы для ребенка трех лет или старшего дошкольного возраста, и тем более на последующих возрастных этапах существенной особенностью детско-родительских отношений выступает их постоянное изменение с возрастом ребенка и его неизбежное отделении от родителей. Изменения в детско-родительских отношениях должны происходить в направлении увеличения дифференциации и сепарации от родителей, что обеспечивает нормальное дальнейшее психическое развитие детей, позволяющее им успешно адаптироваться в социальной среде, реализовывать себя в сфере межличностных отношений. Кроме того, взросление ребенка сопровождается увеличением категорий оценки близких людей, а также большей спецификацией этой оценки, обусловленной возникающими потребностями. Вместе с тем, условием здорового психоэмоционального развития является сохранение с родителями эмоциональной близости. Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что рассмотрение возраста в качестве модуса детско-родительских отношений предусматривает его изучение как фактора появления их специфических особенностей.Список использованной литературы 1. Искрянникова Т.Н. Теоретические подходы к проблеме детско-родительских отношений / Т.Н.Икрянникова, О.В.Скворцова. – М.: Юрайт, 2013. – 546 с.2. Валитова И.Е. Концептуальные основы взаимодействия взрослого и ребенка / И.Е.Валитова // Проблема взаимодействия в исследованиях философов, психологов, педагогов. – Брест: БрГУ, 2011. – С.46-48.3. Фомина Л.К. Понятие и типы детско-родительских отношений // Молодой ученый. - 2014. - №2. - С. 704-707.4. Спиваковская А.С. Обоснование психологической коррекции неадекватных родительских позиций / А.С.Спиваковская // Семья и формирование личности. – 2011. – С. 38-44.5. Столин В.В. Семья как объект психологической диагностика / В.В.Столин // Семья и формирования личности. – М.: Просвещение, 2009. – С.101-103.6. Силяева Е.Г. Психология семейных отношений / Е.Г.Силяева. - М.: Академия, 2012. – 270 с.7. Разумова А.В. Стили семейного воспитания и восприятие родителями своих детей / А.В.Разумова // Вестник Московского университета.- 2012. - № 1. - С.88–93.8. Дружинин В.Н. Психология семьи / В.Н.Дружинин. - Екатеринбург, 2010. – 480 с.9. Фромм Э. Психоанализ и этика / Э.Фромм. - М.: Республика, 2003. – 371 с.10. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г.Эйдемиллер, В.Юстицкис. - СПб.: Питер, 2009. 672 с.11. Смирнова Е.О. Структура и динамика родительского отношения в онтогенезе ребенка / Е.О.Смирнова, М.В.Соколова // Вопросы психологии. – 2014. – №2. – С.57-68.12. Кириленко И.Н. Изучение детско-родительских отношений: возрастной модус / И.Н.Кириленко // Прикладная психология и психоанализ. – 2014. - № 2. – С.103-105.13. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2004. – №1. – С. 68-78.14. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С.Выготский. – СПб.: Герта, 2009. – 627 с.15. Глоба Л.Г. Исследование детско-родительских отношений как фактора развития агрессивности детей старшего дошкольного возраста / Л.Г.Глоба // Молодой ученый. - 2014. - №11. - С. 363-377.16. Кошкарова Т.А. Психологический анализ проблем детско-родительских отношений / Т.А.Кошкарова // Школа здоровья.- 2014.- № 2.- С.5–1417. Лисина М.И. Генезис форм общения у детей / М.И.Лисина, Л.И.Анцыферова. - М.: Юнити-Дана, 2008. – 295 с.